Дело N 88-12234/2023
N дела суда 1-й инстанции N 2-877/2022
УИД 23MS0134-01-2022-001267-43
г. Краснодар 14 апреля 2023 г.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Песоцкого В.В, рассмотрев единолично без проведения судебного заседания гражданское дело по иску Акционерного общества "Автономная теплоэнергетическая компания" в лице филиала "Гулькевичские тепловые сети" к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за поставку тепловой энергии по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка N 134 Гулькевичского района Краснодарского края от 29 сентября 2022 года, апелляционное определение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 1 декабря 2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Автономная теплоэнергетическая компания" в лице филиала "Гулькевичские тепловые сети" (далее - АО "АТЭК") обратилось с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате за поставку тепловой энергии.
В обоснование своих требований истец указал на то, что общество осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес". ФИО1, являясь собственником жилого помещения, расположенного в указанном многоквартирном доме, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исполняла свою обязанность по оплате тепловой энергии, в связи с чем образовалась задолженность.
Истец просил взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по оплате за тепловую энергию по отоплению за октябрь 2020 года в размере 2 726, 44 рублей, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 208, 33 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка N 134 Гулькевичского района Краснодарского края от 29 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 1 декабря 2022 года, иск удовлетворен. С ФИО1 в пользе АО "АТЭК" взыскана задолженность по оплате за тепловую энергию за октябрь 2020 года в размере 2 726, 44 рублей, пени в размере 200 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В кассационной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, изучив кассационную жалобу, кассационный суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного гражданского дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником "адрес", расположенной по адресу: "адрес" общей площадью 41, 8 кв.м.
Указанный многоквартирный жилой дом не оборудован приборами учета тепловой энергии.
ДД.ММ.ГГГГ между теплоснабжающей организацией АО "АТЭК" и ФИО1 заключен договор N на поставку тепловой энергии.
Согласно его пункту 6.1 договор вступает в силу с момента его подписания и действует по ДД.ММ.ГГГГ, а по расчетам - до полного их исполнения, при наличии у потребителя постоянного наряда на включение объекта теплоснабжения. Договор считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока действия не последует заявление одной из сторон об отказе от данного договора или его пересмотре.
Стороной ответчика не отрицалось, что с момента заключения указанного договора по настоящее время АО "АТЭК" подает ответчику через присоединенную сеть тепловую энергию на нужды отопления.
В соответствии с дополнительным соглашением к договору N от ДД.ММ.ГГГГ договор от ДД.ММ.ГГГГ действует в части, не противоречащей Правилам предоставления коммунальных услуг собственниками пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N354 и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 года N 124.
По информации Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 31 августа 2022 года в случае если многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии для нужд отопления, начисления платы за коммунальную услугу по отоплению должно определяться в соответствии с требованиями пункта 42(1) Правил N354 по формуле 2(3) Приложения N2 к Правилам N354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, тарифа на тепловую энергию с распределением полученного объема пропорционально площади занимаемого помещения.
Согласно справке филиала АО "АТЭК" "Гулькевичские тепловые сети" от 18 августа 2022 года N810 отопительный период 2020-2021 годов был начат в соответствии с Правилами N354 и Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 23 октября 2020 года N1599, котельная, подающая тепловую энергию в многоквартирные дома, расположенные по адресу: "адрес" в отопительный период 2020-2021 года работала в штатном режиме, без отключений.
Согласно сообщению ООО "Газпром Межрегионгаз Краснодар" от 5 сентября 2022 года в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялась бесперебойная подача газа надлежащего качества в необходимом количестве в котельную N.
В соответствии со справкой Краснодарского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды-филиала ФГБУ "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N за период с 1 октября по ДД.ММ.ГГГГ по данным наблюдений ближайшей к городу Гулькевичи метеостанции Кропоткин среднесуточная температура наружного воздуха ДД.ММ.ГГГГ была 8, 8 градусов Цельсия, ДД.ММ.ГГГГ - 9, 6 градусов Цельсия, а в остальное время ниже 10 градусов Цельсия не опускалась.
Согласно пояснениям сторон в судебном заседании, данным сменного журнала работы котельной, отапливающей многоквартирный дом, в котором расположена квартира ответчика, подача тепловой энергии на отопление многоквартирного дома в 2020 году фактически началась ДД.ММ.ГГГГ.
В суде представитель истца пояснил, что данное обстоятельство связано с тем, что среднесуточная температура наружного воздуха была выше 8 градусов Цельсия.
Разрешая спор, мировой судья, установив, что нарушений в сроках поставки тепловой энергии истцом допущено не было, расчет платы за услуги по отоплению произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства, исходя из нормативов потребления ввиду отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета потребления тепловой энергии и тарифов, утвержденных уполномоченными органами исполнительной власти, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, снизив размер пени, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих инстанций не имеется.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячую воду и тепловую энергию.
На основании статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Начисление платы за тепловую энергию производится на основании Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
В силу пункта 42.1 Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район от 23 октября 2020 года N1599 отопительный период 2020-2021 годов для социальных учреждений, многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории муниципального образования Гулькевичский район постановлено начать с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ. Филиалу АО "АТЭК" "Гулькевичские тепловые сети" (ФИО3), предприятиям и учреждениям всех форм собственности, имеющим на своем балансе отопительные котельные, рекомендовано обеспечить подачу теплоносителя и газа на отопление социальных учреждений, многоквартирных домов и жилых домов, расположенных на территории Муниципального образования Гулькевичский район, с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из разъяснений РЭК - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, данных на коллективные обращения граждан "адрес" в ноябре-декабре 2020 года, расчет нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарское крае, утвержденных Приказом РЭК-департамента от 31 августа 2012 года N2/2012-нп, производился в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее-ПравилаN306), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306. При определении количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, необорудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, продолжительность отопительного периода принималась на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет по каждому району (по распоряжениям глав муниципальных образований о начале и об окончании отопительного сезона периода). В соответствии с Правилами N 306 продолжительность отопительного периода определяется с учетом неполных календарных месяцев. На основании пункта 17(1) Правил N 306 в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе и неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период. В связи с чем, нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденные на отопительный период, определены исходя из продолжительности отопительного периода равного 7 календарным месяцам (с октября по апрель) во всех муниципальных образованиях Краснодарского края, за исключением городского округа Сочи (с ноября по апрель).
Нормативное количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, для центральной климатической зоны края, включая Гулькевичский район, составляет (Гкал/год): 1-4-этажные дома - 0, 1512 Гкал/м2; 5-9-этажные дома - 0, 1232 Гкал/м2; 10 и более этажные дома - 0, 1225 Гкал/м2. Норматив - это средняя величина, определенная делением тепловой энергии, необходимой на весь отопительный период, продолжительность которого принята на основании средней фактической продолжительности отопительного периода за последние 5 лет. В соответствии с Постановлениями администрации муниципального образования Гулькевичский район "О начале отопительного сезона" и "Об окончании отопительного сезона" за последние 5 лет отопительный период в Гулькевичском районе начинается в октябре и заканчивается в апреле. В связи с этим нормативное количество тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирными домами, не оборудованными коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, или жилыми домами, не оборудованными индивидуальными приборами учета поделено на 7 равных частей (вместе с неполными месяцами - октябрь и апрель): 1-4-этажные дома - 0, 1512 Гкал/м2/ 7 мес. = 0, 0216 Гкал/м2 в месяц; 5-9-этажные дома - 0, 1232 Гкал/м2/ 7 мес. = 0, 0176 Гкал/м2 в месяц; 10 и более этажные дома - 0, 1225 Гкал/м2 / 7 мес. = 0, 0175 Гкал/м2 в месяц. РЭК-Департамент не устанавливает продолжительность отопительного периода, а определяет в соответствии с Правилами N 306 нормативное количество месяцев (включая неполные), в течение которых потребитель должен оплатить нормативное количество тепловой энергии на отопление, определяемое на основании средней фактической продолжительности за последние 5 лет.
При этом необходимо отметить, что если период, равный продолжительности отопительного периода принять равным 6 месяцев, что противоречит Правилам, норматив увеличится на 14, 3%. Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению утверждены РЭК-Департаментом в одинаковом размере для каждого календарного месяца отопительного периода без дифференциации в зависимости от температур наружного воздуха. Утвержденные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению отражают среднее за отопительный период расчетное количество тепловой энергии на отопление 1 кв.м общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома различной этажности в календарный месяц отопительного периода. Проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуги по отоплению в разбивке по дням Правилами N354, не предусмотрено.
В соответствии с разъяснениями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 ноября 2015 года N 38988-ОГ/04 размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из установленного норматива и не предусматривает возможности расчета исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуга в разбивке по дням. При этом проведение корректировки норматива исходя из фактической продолжительности предоставления коммунальной услуга по отоплению в разбивке по дням, приведет к необходимости учета дополнительных средств при расчете тарифа на тепловую энергию, что в свою очередь приведет к дополнительному росту тарифа. Дополнительное увеличение тарифа на тепловую энергию отразится также и на потребителях, установивших приборы учета тепловой энергии. В соответствии с изложенным, к оплате потребителем подлежит нормативное количество тепловой энергии для отопления. Существенным является то, в течение какого периода потребитель его оплатит. Законодатель определил, что потребитель должен оплатить это нормативное количество в течение отопительного периода, в который включаются все месяцы, включая неполные. Таким образом, оплата за коммунальную услугу по отоплению распределена на 7 месяцев, то есть за каждый месяц периода с 1 октября по 30 апреля.
Судами первой и апелляционной инстанции установлен факт оказания истцом ответчику услуги по отоплению надлежащего качества. Запуск системы отопления в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес" перенесен на ДД.ММ.ГГГГ в связи с благоприятными погодными условиями, которые характеризовались в заявленный истцом период температурой наружного воздуха более чем 8 градусов Цельсия.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что установлено применение нормативов в период, равный продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных, в отопительном периоде), доводы заявителя жалобы о начале отопительного периода в 2020 году в ноябре не влияют на обязанность собственника вносить плату за полученную услугу по отоплению.
Выводы судов обеих инстанций сделаны с соблюдением требований процессуального законодательства об оценке доказательств, нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при сборе и оценке доказательств судами допущено не было. Приведенные в обжалуемых судебных постановлениях суждения мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов не усматривается.
Доводы ФИО1 о возложении на нее обязанности по оплате справки гидрометеоцентра опровергаются материалами дела.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой и апелляционной инстанций или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и установленными фактическими обстоятельствами дела не может являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 134 Гулькевичского района Краснодарского края от 29 сентября 2022 года, апелляционное определение Гулькевичского районного суда Краснодарского края от 1 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.