Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Губаревой С.А, судей Авериной Е.Г, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО3, ФИО1 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес" о возложении обязанности произвести оплату за сверхурочную работу и за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, по кассационным жалобам Федерального казенного учреждения Исправительная колония N Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО2 по "адрес", ФИО3, ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО3, ФИО1 обратились в суд с исками к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО2 по "адрес" (далее - ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес") о взыскании задолженности по оплате труда за сверхурочную работу и работу в выходные и нерабочие праздничные дни.
В обоснование исковых требований указано, что истцы проходят службу в ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" в должностях старшего инженера группы по ОТ и ТБ, старшего инспектора отдела материально-технического обеспечения учебно-производственного процесса и сбыта продукции соответственно.
Правилами внутреннего трудового распорядка для сотрудников предусмотрена пятидневная рабочая неделя, выходные дни (суббота, воскресенье), продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. Вместе с тем, истцов регулярно привлекают к работе по надзору за осужденными. Суточные дежурства проходят как в выходные, праздничные, так и в будние дни.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением главного санитарного врача ГУФСИН ФИО2 по "адрес" ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" переведено на несение службы в условиях карантина при пандемии новой коронавирусной инфекции. Сотрудников перевели на казарменное положение с нахождением в учреждении 24 часа в сутки, с закрытием в табелях 15 рабочих часов в день 7 дней в неделю, без предоставления выходных и праздничных дней. Время привлечения к работе зафиксировано в табелях учета рабочего времени и оформлено соответствующими приказами. Карантинный режим снят ДД.ММ.ГГГГ.
В декабре 2021 года истцами поданы рапорта об оплате всех компенсаций, которые предусмотрены за выполненную работу в 2021 году как в выходные дни (с января по декабрь 2021г.), так и сверх установленной нормы (с сентября по декабрь 2021 г.).
19.01.2022г. ответчиком было отказано в оплате со ссылкой на ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, которым все сотрудники были переведены на ненормированный рабочий день.
Истцы считают, что ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N и не выплата компенсации за сверхурочную работу являются незаконными и нарушают их права и законные интересы, закрепленные в трудовом законодательстве, поскольку до его издания все обязательные выплаты производились. Так, с ними, как и с другими сотрудниками произвели полный расчет за сверхурочную работу за период с января по ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, ФИО3 просил суд возложить на ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" обязанность оплатить согласно табелей учета рабочего времени сверхурочную работу с 22 августа по ДД.ММ.ГГГГ (120 часов в полуторном размере от установленной часовой ставки должностного оклада - 19 675, 8 руб, 265 часов в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада - 57 934, 3 руб.) и работу в выходные и нерабочие праздничные дни январе-декабре 2021г. (242 часа в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада - 52 906.04 руб.), а всего 130 516, 14 руб.
ФИО1 в окончательном варианте исковых требований просил суд возложить на ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" обязанность оплатить согласно табелей учета рабочего времени сверхурочную работу с 22 августа по ДД.ММ.ГГГГг. (134 часа в полуторном размере от установленной часовой ставки должностного оклада - 21 971, 31 руб, 208 часов в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада - 45 472, 96 руб.) и работу в выходные и нерабочие праздничные дни в январе-декабре 2021г. (101 час в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада - 22 080, 62 руб.), а всего 89 524, 89 руб.
Определениями Батайского городского суда "адрес" от 01.03.2022г. гражданское дело N по иску ФИО3 к ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" и гражданское дело N по иску ФИО1 к ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" объединены в одно производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний ФИО2 по "адрес" (далее - ГУФСИН ФИО2 по "адрес").
Решением Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении исковых требований ФИО3 и ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. решение суда первой инстанции от ДД.ММ.ГГГГг. отменено в части отказа в удовлетворении требований истцов о возложении обязанности оплатить работу в выходные нерабочие праздничные дни с 01.01.2021г. по 21.08.2021г. в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада, в отмененной части по делу принято новое решение, которым с ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" взысканы:
- в пользу ФИО3 в счет оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 01.01.2021г. по 21.08.2021г. денежные средства в сумме 31 195, 44 руб.;
-в пользу ФИО1 в счет оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в сумме 16 522, 38 руб.
В остальной части решение Батайского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" просит апелляционное определение отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель ссылается на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В кассационных жалобах ФИО3, ФИО1, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, нарушение норм процессуального права, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просят апелляционное определение отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, направить дело на новое рассмотрение.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Правоотношения возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 19.07.2018г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон от 19.07.2018г. N 197-ФЗ), введенным в действие с 01.08.2018г, а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы специальными нормативными актами.
Частью 1 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018г. N 197-ФЗ определено понятие служебного времени, которым признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.
В силу ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018г. N197-ФЗ нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника, не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
В ч. 5 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018г. N197-ФЗ установлен круг лиц, для которых, исходя из особенностей службы в отдельных подразделениях уголовно-исполнительной системы, может быть установлен ненормированный служебный день. Такой день устанавливается для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. ФИО2 руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в уголовно-исполнительной системе, утверждаемым федеральным органом уголовно-исполнительной системы.
Частью 6 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018г. N 197-ФЗ, введенного в действие с 01.08.2018г, предусмотрено, что сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели.
В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Таким образом, положения данной нормы Федерального закона от 19.07.2018г. N 197-ФЗ устанавливают возможность привлечения сотрудника в случае необходимости к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно положениям частей 1, 2 ст. 56 Федерального закона от 19.07.2018г. N 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.
ФИО2 Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021г. N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", введенным в действие с 22.08.2021г. (далее - Приказ Минюста Российской Федерации от 05.08.2021г. N), утверждены новый "Порядок привлечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни" (Приложение N), пунктом 2 которого предусмотрено, что для сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава, а также для сотрудников, замещающих иные должности, устанавливается ненормированный служебный день.
Сотрудники привлекаются к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании ФИО2 руководителя (начальника) учреждения или органа УИС либо руководителя (начальника) структурного подразделения учреждения или органа УИС. ФИО2 доводится до сведения сотрудника под подпись (п.3 Порядка).
В случаях обострения оперативной обстановки в учреждениях и органах УИС и на прилегающих к ним территориях решение о привлечении сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время может быть принято и доведено до него прямым руководителем (начальником) в устной форме. В этом случае прямой руководитель (начальник) в течение двух рабочих дней обязан доложить о таком привлечении рапортом руководителю (начальнику) учреждения или органа УИС. В рапорте указываются основания для привлечения сотрудника к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время и его продолжительность (п.4 Порядка).
В соответствии с ч.10 ст. 55 и ч.6 ст. 60 Федерального закона от 19.07.2018г. N 197-ФЗ ФИО2 Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021г. N утвержден "Порядок, который определяет процедуру предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации дополнительного отпуска за ненормированный служебный день, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни" (Приложение N).
В силу п.7 данного Порядка сотрудникам, замещающим должности, для которых установлен ненормированный служебный день, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени денежная компенсация не предоставляется. За выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени им предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в соответствии с ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 19.07.2018г. N 197-ФЗ.
Для реализации положений ч. 5 ст. 55 Федерального закона от 19.07.2018г. N197-ФЗ, ФИО2 от 24.11.2021г. N утвержден "Перечень должностей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, при замещении которых сотрудникам уголовно-исполнительной системы Российской Федерации может устанавливаться ненормированный служебный день".
Требования к введению в действие нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996г. N "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ) и "Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. N (далее - Правила).
Пунктами 8, 9 Указа и пунктами 10, 11, 17 Правил установлена обязательность государственной регистрации в Минюсте ФИО2 названных нормативных правовых актов и обязательность их официального опубликования в течение 10 дней после дня их государственной регистрации в "Российской газете" или на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (за исключением актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).
С соблюдением установленных выше требований ФИО2 от 24.11.2021г. N в Минюсте Российской Федерации зарегистрирован 15.12.2021г. N, опубликован на Официальном интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 15.12.2021г.
В силу пунктов 8-10 Указа положения ФИО2 от 24.11.2021г. N могли повлечь правовые последствия и служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений с 26.12.2021г.
Кроме того, ФИО2 от 27.05.2013г. N утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной систем (далее - Порядок от 27.05.2013г. N), который применялся в части, не противоречащей Федеральному закону от 19.07.2018г. N 197-ФЗ, и утратил силу в связи с изданием ФИО2 от 16.08.2021г. N, вступившего в силу 22.09.2021г.
Данным Порядком предусматривалось, что за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации (далее - денежная компенсация) в следующих размерах:
- оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 настоящего Порядка;
- сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с п.16 настоящего Порядка (р.17 Порядка).
Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего ФИО2, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (п. 19 Порядка).
Положениями п. 20 Порядка предусматривалось, что служба в выходные, нерабочие праздничные дни и в сверхурочное время может быть компенсирована предоставлением дополнительных дней (часов) отдыха. В количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация, не включается время, за которое сотруднику предоставлена компенсация в виде дополнительных дней (часов) отдыха соответствующей продолжительности.
В соответствии с указанным ФИО2 от 27.05.2013г. N сотрудники уголовно-исполнительной системы в случае привлечения к службе сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, имеют право на получение дополнительных дней отдыха или на получение денежной компенсации.
Положениями п. 14.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы", утвержденной ФИО2 Минюста ФИО2 от 06.06.2005г. N (в редакции от 12.12.2013г, действовавшей до внесения изменений ФИО2 Минюста ФИО2 от 05.08.2021г. N, то есть до 22.08.2021г.), предусматривалось, что основанием для привлечения сотрудника к службе сверх установленного времени, к службе в выходные и праздничные дни является письменный ФИО2 за подписью начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в штате которого состоит сотрудник, а в неотложных случаях ФИО2 может быть отдан устно с последующим оформлением письменно не позднее трех суток. В ФИО2 указываются причины, вызвавшие необходимость сверхурочной работы, сотрудники, привлекаемые к такой работе, и ее продолжительность. Учет времени, отработанного сверхурочно, ведется самим сотрудником и руководителем органа уголовно-исполнительной системы, подписавшим ФИО2 о сверхурочной работе, или, по его поручению, руководителем бригады, старшим группы и т. "адрес" учета отражаются в рапорте лица, осуществляющего учет, с указанием количества часов, отработанных конкретным сотрудником сверхурочно в каждый рабочий день. Рапорт с соответствующим решением начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы о привлечении к сверхурочной работе является основанием для оплаты этой работы. Указанные выплаты производятся сверх денежного содержания, положенного при нормальном режиме рабочего времени. Расходы по указанным компенсациям производятся в пределах установленного фонда заработной платы (денежного содержания). При этом на сотрудников распространяются ограничения продолжительности сверхурочных работ, а также ограничения возможности привлечения их к сверхурочным работам, к работе в выходные, праздничные дни и в ночное время, предусмотренные трудовым законодательством для соответствующих категорий рабочих и служащих.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО3 с 01.02.2019г. по 25.03.2022г. проходил службу в ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" в должности старшего инженера группы по охране труда и технике безопасности (л.д. 79, л.д. 199-200).
ФИО1 с 07.09.2020г. проходит службу в ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес", с 16.11.2021г. в должности старшего инженера отдела материально- технического обеспечения учебно-производственного процесса и сбыта продукции центра труда адаптации осужденных, что подтверждается ФИО2 от 16.11.2021г. N-лс (л.д. 82-83).
Правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными ФИО2 ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" от 21.12.2020г. N, для занимаемых истцами должностей предусмотрена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю (л.д. 136-151).
ФИО2 врио начальника ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" от 30.09.2021г. N в отношении сотрудников ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес", в том числе ФИО3 и ФИО1 установлен ненормированный рабочий день (л.д. 161-167).
В 2021 году истцы по инициативе работодателя привлекались к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени с 22 августа по ДД.ММ.ГГГГг. и к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, но не получили в полном объёме денежную компенсацию.
24.12.2021г. ФИО3 и ФИО1 обратились к врио начальника ГУФСИН ФИО2 по "адрес" с рапортами о начислении им денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с января по декабрь 2021г. и за работу сверхустановленной законом продолжительности рабочего времени за период с 22.08.2021г. по 31.12.2021г. по фактически отработанному времени, зафиксированному в табелях учета рабочего времени (л.д. 13, 52).
19.01.2022г. врио начальника ГУФСИН ФИО2 по "адрес" истцам даны письменные ответы, согласно которым заявленные требования признаны необоснованными ввиду того, что в соответствии с п. 5 приложения 11 ФИО2 Минюста ФИО2 от 05.08.2021г. N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни (л.д. 14, 53).
Из табелей учета рабочего времени усматривается, что в 2021г. у ФИО3 имеется переработка сверхустановленной продолжительности рабочего времени за период с января по август 2021г. За период с сентября по декабрь 2021г. в табелях учета рабочего времени истца сведения о сверхурочной работе отсутствуют.
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" от 01.03.2022г. N, ФИО3 на основании ФИО2 от 01.10.2021г. Nл/с была выплачена денежная компенсация за работу сверхустановленной законом продолжительности рабочего времени за период с января по август 2021г. в 1, 5- размере 68 часов - 10 749, 94 руб, в 2-размере 36 часов - 7 588, 19 руб, что подтверждается платежным поручением от 07.10.2021г. N (л.д.156).
Из табелей учета рабочего времени ФИО1 также усматривается, что в 2021г. у него имеется переработка сверхустановленной продолжительности рабочего времени за период с января по август 2021г, за период с сентября по декабрь 2021г. в табелях учета рабочего времени истца сведения о сверхурочной работе отсутствуют.
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН ФИО2 по "адрес" от 01.03.2022г. N, ФИО1 на основании ФИО2 от 01.10.2021г. Nл/с была выплачена денежная компенсация за работу сверхустановленной законом продолжительности рабочего времени за период с января по август 2021г. в 1, 5- размере 30 часов - 4 584, 55 руб, в 2-размере 19 часов - 3 875, 62 руб, что подтверждается платежным поручением от 07.10.2021г. N (л.д.177).
Разрешая спор и отказывая истцам в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу ФИО2 Минюста ФИО2 от 05.08.2021г. N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", которым предусмотрен отличный от ранее действовавшего ФИО2 от 27.05.2013г. N порядок компенсации за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, за работу в выходные и праздничные дни в виде предоставления дополнительного отпуска продолжительностью 10 календарных дней, тогда как с соответствующим рапортом об оплате за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени, в выходные и праздничные дни, которая была предусмотрена ранее действовавшим ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, истцы до ДД.ММ.ГГГГ не обращались.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами районного суда в части отказа в удовлетворении требований о взыскании оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отменил решение суда в указанной части.
Принимая новое решение об удовлетворении требований о возложении обязанности оплатить работу в выходные и нерабочие праздничные дни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере от установленной часовой ставки должностного оклада, судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда указала, что судом первой инстанции неверно применено действие нормативного правового акта по времени.
Общим принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.
Под обратной силой закона понимается распространение действия нормативно-правовых актов на отношения, возникшие до вступления таких правовых актов, распространения обратной силы закона только в том случае, если на то есть специальное указание в самом правовом акте.
Суд апелляционной инстанции указал, что в данном случае, применение положений ФИО2 Минюста ФИО2 от 05.08.2021г. N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации" к правоотношениям, которые возникли до его введения в действие, нельзя признать соответствующим закону.
Приняв во внимание, что на момент привлечения истцов к исполнению служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни действовал ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. N, которым предусматривалось право ФИО3 и ФИО1 на денежную компенсацию оплаты труда в случае привлечения к службе в выходные и нерабочие праздничные дни, судебная коллегия указала, что оснований для отказа в удовлетворении требований истцов о возложении обязанности оплатить работу в выходные и праздничные дни за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не имелось.
Суд, определяя размер взыскиваемой денежной суммы за работу в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходил из расчета задолженности, представленного ответчиком, который признал арифметически верным.
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции с выводом суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения и соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Изложенные в кассационной жалобе ответчика доводы об ошибочности выводов суда апелляционной инстанции о том, что вместо предоставления дополнительных дней отдыха до ДД.ММ.ГГГГ истцам могла быть выплачена денежная компенсация в соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N, применительно к порядку выплат установленных ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, поскольку рапорт подан истцами только ДД.ММ.ГГГГ, уже в период действия ФИО2 Минюста ФИО2 от 05.08.2021г. N "Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации", которым предусмотрена компенсация в виде дополнительного времени отдыха соответствующей продолжительности, подлежат отклонению, так как основаны на неправильном толковании подлежащих применению норм права.
То обстоятельство, что рапорты истцами поданы ДД.ММ.ГГГГ, когда уже действовал ФИО2 Минюста ФИО2 от 05.08.2021г. N, не может повлиять на реализацию их прав, поскольку подача рапорта в конце календарного года обусловлена сложившейся в учреждении многолетней практикой, что подтверждается пояснениями обеих сторон.
Приведенные в кассационной жалобе истцов доводы об отсутствии у ответчика оснований для установления ненормированного рабочего дня являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемом судебном акте.
В целом, приведенные в кассационных жалобах заявителей доводы сводятся к несогласию с выводами суда и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшегося судебного акта.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебного акта, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения апелляционного определения, по доводам, указанным в кассационных жалобах, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационные жалобы ФКУ ИК N ГУФСИН ФИО2 по "адрес", ФИО3, ФИО1- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.