Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Руденко Ф.Г, Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мрынского Ю.Н. к государственному учреждению - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю о признании решения об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости незаконным, признании права на перерасчет страховой пенсии, возложении обязанности произвести выплату денежных средств, по кассационной жалобе государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю, поступившей с делом 16 марта 2023 г, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 декабря 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Мрынский Ю.Н. обратился в суд с настоящим иском, в котором с учетом поступивших уточнений просил суд признать незаконным решение государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю N 77217/22 от 13 июля 2022 г. об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости, признать за ним право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации в период с 1 января 2002 г. по 16 марта 2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. на территории города Севастополя, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости с 12 февраля 2016 г, обязать ответчика произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Мрынского Ю.Н. за периоды его работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 12 февраля 2016 г. по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Мрынский Ю.Н. указал, что является гражданином Российской Федерации, в период с 1 июня 2001 г. по настоящее время он выполняет работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в г. Севастополе.
С 1 февраля 2017 г. он является получателем страховой пенсии по старости, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. включительно на территории иностранного государства Украины и г. Севастополя.
8 июля 2022 г. Мрынский Ю.Н. подал заявление в пенсионный орган о перерасчете страховой пенсии по старости. Решением от 13 июля 2022 г. в перерасчете пенсии ему было отказано, так как страховые взносы за указанные периоды работы Мрынского Ю.Н. не поступали в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истец полагает, что неуплата дислоцированными в г. Севастополе войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации (работодателями), в которых он работал, за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может повлечь нарушение его пенсионных прав. По мнению Мрынского Ю.Н, для определения размера страховых взносов, которые подлежали уплате за него работодателями в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г, могут быть использованы сведения о его заработке в этот период. Данные обстоятельствами явились основаниями для обращения в суд с настоящим иском.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 28 сентября 2022 г. иск удовлетворен.
Суд решил:признать незаконным решение государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю (ИНН 7706808515) N 77217/22 от 13 июля 2022 г. об отказе в проведении перерасчета страховой пенсии по старости Мрынскому Ю.Н.
Признать за Мрынским Ю.Н. право на перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г, с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 12 февраля 2016 г.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю произвести перерасчет установленной (назначенной) страховой пенсии по старости Мрынскому Ю.Н. с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) Мрынского Ю.Н. за периоды его работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 12 февраля 2016 г. по настоящее время с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 декабря 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как незаконные. В обоснование доводов указывает, что Мрынский Ю.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 28 декабря 2012 г. Однако, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации для формирования индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. на индивидуальный лицевой счет истца в системе обязательного пенсионного страхования, не поступали. У Отделения не было правовых оснований принять для расчета пенсии Мрынского Ю.Н. справку от 30 июня 2022 г. N1740, поскольку пенсионным законодательством не предусмотрен учет сведений о заработной плате по справкам работодателя при исчислении размера пенсии относительно периодов работы, имевших место после 1 января 2002 г.
Пенсионный орган отмечает, что размер страховой пенсии исчисляется в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, согласно установленных законодателем формул. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не предусматривает исчисление размера пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных с 1 января 2002 г, исходя из заработной платы и страховых взносов, уплаченных в пенсионные фонды иностранных государств.
Мрынский Ю.Н. в период с 1 апреля 2003 г. по 31 мая 2012 г. осуществлял трудовую деятельность на территории Украины (город Севастополь) на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцировавшихся в Крыму и городе Севастополе на основании Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, заключенного 28 мая 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины.
Частью 1 статьи 14 Соглашения от 28 мая 1997 г. о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые и иные отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Пунктом 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Таким образом, в период с 2002 года по 2014 год страхователи (работодатели) в лице командования войсковых частей (финансового органа) руководствовались вышеуказанным межгосударственным соглашением, в соответствии с которым взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации должны были производить в Пенсионный фонд Украины.
В указанный период времени не существовало механизма постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и г. Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Денежные средства на уплату взносов на всех работников войсковых частей (независимо от гражданства) предусматривались, выделялись, доводились до финансовых органов и уплачивались в Пенсионный фонд Украины.
Исходя из положений пункта 1 резолютивной части Определения Конституционного суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N188-О-П периоды работы, за которые не производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат включению в страховой стаж. С учетом данного положения периоды работы на территории Украины (город Севастополь) с 1 апреля 2003 г. по 31 мая 2012 г. органом пенсионного обеспечения засчитаны в страховой стаж Мрынского Ю.Н.
При этом, индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды, равен нулю и не может повлиять на размер пенсии истца в связи с отсутствием уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, что не было учтено судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемого решения.
В то же время, частью 7 статьи 18 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что в случае представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из буквального толкования вышеуказанных норм, право на перерасчет пенсии возникнет у истца в бесспорном порядке после предоставления соответствующих сведений в системе персонифицированного учета истца в отношении его периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии и, которые влекут увеличение индивидуального пенсионного коэффициента.
Также обращает внимание, что согласно пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона N 400-ФЗ перерасчет размера пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Поскольку заявление Мрынского Ю.Н. о перерасчете страховой пенсии по старости было подано в пенсионный орган 8 июля 2022 г, проведение такого перерасчета возможно с 1 августа 2022 г. в силу требований законодательства.
Кроме того, судами не было учтено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не располагает необходимой информацией о размере взносов, которые подлежали к уплате страхователями за периоды работы истца после 1 января 2002 г, документы в пенсионный орган не предоставлялись, и такие сведения должны быть представлены работодателем (страхователем).
Также, относительно граждан Российской Федерации, получивших свое гражданство не в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а до указанной в данном законе календарной даты без отказа от гражданства Украины, Конституционным судом Российской Федерации в своем Определении от 20 апреля 2017 г. N 820-0 разъяснено, что такая категория граждан имела возможность формирования своих пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы в Украине.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2023 г. произведена замена ответчика государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю на его правопреемника государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец Мрынский Ю.Н. является гражданином Российской Федерации, с 1 июня 2001 г. осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украины на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в г. Севастополе и с 17 марта 2014 в г. Севастополе Российская Федерация.
С 1 июня 2001 г. по настоящее время Мрынский Ю.Н. работает на должностях гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации в: войсковой части 40136 Черноморского флота (г. Севастополь).
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не опровергаются.
С 22 августа 2012 г. Мрынский Ю.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
УПФР в г. Севастополе назначило Мрынскому Ю.Н. страховую пенсию по старости, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. включительно на территории иностранного государства - Украины и г. Севастополя.
8 июля 2022 г. Мрынский Ю.Н. обратился в ОПФР по г. Севастополю с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с 1 января 2002 г. по 16 марта 2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, с приложением архивных справок о заработной плате за спорные периоды.
Решением ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 13 июля 2022 г. N77217/22 в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. т.к. с 1 января 2002 г. в расчет принимаются сведения уплаченных (сумма) страховые взносов, имеющихся на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Указано, что основания для проведения перерасчета размера пенсии по представленным архивным справкам о заработной плате за спорные периоды отсутствуют.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39 Конституции РФ, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в г. Киеве 28 мая 1997 г, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и. имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу том, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за неё страховых взносов, не может быть поставлено в вину истцу и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Мрынского Ю.Н. не может препятствовать реализации им права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем удовлетворил заявленные истцом требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 1 1 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится в том числе и к страхованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.
28 мая 1997 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 г. на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 38-ФЗ "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.
Судом установлено, что истец Мрынский Ю.Н. является гражданином Российской Федерации, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно -исполнительной системы, и их семей" с 1 февраля 2015 г.
Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом: с 14 ноября 1974 г. по 28 мая 2001 г. (л. д.57).
Так же из письменных материалов дела следует, что истец с 1 июня 2001 г. осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украины на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в г. Севастополе и с 17 марта 2014 в г. Севастополе Российская Федерация.
С 1 июня 2001 г. по настоящее время Мрынский Ю.Н. работает в войсковой части 40136 Черноморского флота (г. Севастополь) в должности инженера - электроника (л. д. 15).
Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, в том числе о заработной плате, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не опровергаются.
С 22 августа 2012 г. Мрынский Ю.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 г. и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. N 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
1 февраля 2017 г. пенсионный орган назначил Мрынскому Ю.Н. страховую пенсию по старости, размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. включительно на территории иностранного государства - Украины и г. Севастополя.
8 июля 2022 г. Мрынский Ю.Н. обратился в ОПФР по г. Севастополю с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с 1 января 2002 г. по 16 марта 2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17 марта 2014 г. по 31 декабря 2014 г. на территории города Севастополя, включенных в страховой стаж, с даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги, с приложением архивных справок о заработной плате за спорные периоды, однако, решением ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю от 13 июля 2022 г. N 77217/22 в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В то же время ответчик указал, что указанные выше периоды работы истца на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в г. Севастополе включены в страховой стаж истца, однако, указанные обстоятельства, на размер пенсии истца не повлияли.
Факт работы истца в указанные выше периоды, подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками и сомнений у стороны ответчика не вызывают. Размер получаемой истцом за указанный период заработной платы подтвержден соответствующими справками.
Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.
Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу части 1 статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).
Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П).
Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
29 декабря 2009 г. Правительством Российской Федерации было издано постановление N 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац первый пункта 1 названного постановления. Данное постановление утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 г. N 65).
Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.
На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 г. воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097).
Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.
Применяя приведенные выше нормы Федерального закона "О страховых взносах", судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. добросовестно выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморскою флота, постоянно дислоцированных в г. Севастополе, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца Мрынского Ю.Н. страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему в настоящее время назначено ответчиком.
Поскольку в соответствии с действующим законодательством, обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии соответствующей имеющемуся стажу работы не должно быть нарушено.
Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов ввиду отсутствия механизма, не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в ВС РФ, а так же не может лишать истца права на получение пенсии в установленном законом размере.
Доводы ответчика о том, что в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. работодатели истца не являлись плательщиком страховых взносов в ПФР, не может повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, так как в судебном заседании, как суда первой инстанции, так и апелляционной инстанции факт работы истца в спорный период времени и получение им заработной платы нашли свое подтверждение.
Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.
С учетом изложенного, при разрешении спора судом первой инстанции была принята во внимание последовательно изложенная в приведенных постановлении и определении правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из которой неуплата войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированными в г. Севастополе, страховых взносов за спорные периоды работы Мрынского Ю.Н, имевшие место с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2014 г. (на территории Украины и г. Севастополя) в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации его права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию по старости. С указанными выводами суда, судебная коллегия соглашается.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций и переоценке представленных доказательств, не опровергают выводов судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену судебных актов, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 28 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 8 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Ф.Г. Руденко
С.А. Губарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.