Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Мишиной И.В. и Черемисина Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Фомина Игоря Юрьевича, поданной через суд первой инстанции 14 марта 2023 года, на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 сентября 2022 года по административному делу N 2а-967/2022 по административному исковому заявлению Фомина Игоря Юрьевича к министерству лесного комплекса Иркутской области о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Фомин И.Ю. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к министерству лесного комплекса Иркутской области, в котором просил признать незаконным решение от 16 декабря 2021 года N об отказе в утверждении проектной документации на лесной участок, обязать министерство лесного комплекса Иркутской области утвердить проектную документацию от 18 ноября 2021 года в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, мотивируя тем, что нарушений лесного законодательства при подготовке проектной документации допущено не было, замечания к проектной части документации со стороны министерства лесного комплекса Иркутской области отсутствуют, оспариваемое решение административного ответчика нарушает права заявителя на получение лесного участка на праве аренды сроком на 49 лет для осуществления сельскохозяйственной деятельности - пчеловодства.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 сентября 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе Фомин И.Ю. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, повторяя доводы апелляционной жалобы, настаивает на отсутствии правовых оснований для отказа в утверждении проектной документации на испрашиваемый земельный участок, исчерпывающий перечень которых предусмотрен пунктом 69 административного регламента предоставления государственной услуги "Утверждение проектной документации лесного участка из состава земель лесного фонда при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации), утвержденного Указом Губернатора Иркутской области от 6 сентября 2021 года N 246-уг". Полагает, что выводы судов основаны на предположениях о нарушении административным истцом требований и норм действующего законодательства о ведении пчеловодства в будущем, в то время как целью использования спорного земельного участка является организация рабочего места, обусловленная техническим сопровождением пчеловодства (размещение нестационарных объектов, сооружений, прицепа к автомобилю для перевозки пустых ульев, ремонт, покраска, очистка, хранение, сушка инвентаря, инструментов, пустых ульев, используемых в процессе пчеловодства).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
По смыслу статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца действующим законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действие (бездействие) соответствует закону (статья 62 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу частей 1, 4 статьи 38 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства, в том числе пчеловодства.
Для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет.
Предоставление лесных участков из состава государственного лесного фонда Иркутской области осуществляется в порядке, определенном административным регламентом предоставления государственной услуги "Утверждение проектной документации лесного участка из состава земель лесного фонда при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование", утвержденным Указом Губернатора Иркутской области от 6 сентября 2021 года N 246-уг.
При рассмотрении дела установлено, что Фомин И.Ю. 18 ноября 2021 года обратился в министерство лесного комплекса Иркутской области с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка площадью 0, 18 га, расположенного по адресу: "адрес", для ведения сельского хозяйства - пчеловодства.
По результатам рассмотрения заявления министерством лесного комплекса Иркутской области было принято решение от 16 декабря 2021 года N об отказе в утверждении проектной документации лесного участка, мотивированное отсутствием медоносных растений в зоне испрашиваемого земельного участка, а также наличием на проектируемом лесном участке зоны с особыми условиями территорий - ЗОИТ, регистрационный номер N, санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов, санитарно-защитной зоны для автозаправочного комплекса N "данные изъяты", а также указанием на то, что пасеки и ульи с пчелами следует размещать на расстоянии не менее 100 метров от границ полосы отвода автомобильных дорог федерального значения, железных дорог; участки под пасеки должны располагаться не ближе 500 м. от шоссейных и железных дорог, пилорам, высоковольтных линий электропередач, 5 км. от предприятий кондитерской и химической промышленности, аэродромов, военных полигонов, радиолокационных, радио- и телевещательных станций и прочих источников микроволновых излучений, при этом требования к осуществлению пчеловодства относятся не только к размещению ульев, вывозимых на медосбор, но и к пасекам, которые используются как места для хранения ульев.
Полагая указанное решение незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", административным регламентом предоставления государственной услуги "Утверждение проектной документации лесного участка из состава земель лесного фонда при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации), безвозмездное пользование", утвержденным Указом Губернатора Иркутской области от 6 сентября 2021 года N 246-уг, приказом Минприроды России от 2 июля 2020 года N 408 (ред. от 24 августа 2021 года) "Об утверждении Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута" (зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2020 года N 61167), лесохозяйственным регламентом Слюдянского лесничества, утвержденным приказом министерства лесного комплекса Иркутской области N 78-мпр от 11 октября 2018 года "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области", Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 490-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) "О пчеловодстве в Российской Федерации", методическими рекомендациями по технологическому проектированию объектов пчеловодства "Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Рекомендательные документы", утвержденными и введенными в действие Минсельхозом России 6 августа 2010 года (РД-АПК 1.10.08.01-10), ветеринарными правилами содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 мая 2016 года N 194 (зарегистрировано в Минюсте России 4 августа 2016 года N 43124), исходил из того, что решение министерства лесного комплекса Иркутской области от 16 декабря 2021 года N об отказе в утверждении проектной документации лесного участка принято уполномоченным органом в пределах установленной действующим законодательством компетенции, в порядке и в срок, регламентированные законом, является законным и обоснованным, его содержание соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, права и законные интересы административного истца не нарушает; наличие препятствий для утверждения проектной документации в отношении испрашиваемого Фоминым И.Ю. лесного участка, на основании которых министерством лесного комплекса Иркутской области было принято оспариваемое решение, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения административного дела.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Общие требования к составу и содержанию проектной документации лесных участков определены статьей 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В соответствии со статьей 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (часть 1); в проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (часть 2); проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств (часть 5); проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 7); срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года (часть 8); органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков (часть 9); требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 12)
Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 54 (далее - Требования N 54).
Пунктом 2 Требований N 54 предусмотрено, что подготовка проектной документации лесного участка должна осуществляться при проектировании лесных участков при предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Пунктом 7 данных Требований предусмотрено, что лесные участки проектируются для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса и статьей 10.1 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"; допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.
Согласно пункту 11 Требований N 54 проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документацией, документами лесного планирования, лесохозяйственными регламентами лесничеств, лесопарков, а также с учетом сведений о наличии особо защитных участков лесов, зон с особыми условиями использования территорий.
Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка в силу части 10 статьи 70.1 ЛК РФ и пункта 17 Требований N 54 являются несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, указанных в пункте 3 настоящих Требований, либо несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.
Согласно пункту 69 Административного регламента, решение об отказе в утверждении проектной документации лесного участка принимается, в том числе в случае несоответствия проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, установленным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 54 "Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки", приказом поименованного министерства от 14 июля 2017 г. N 62-мпр "Об утверждении формы проектной документации лесного участка" в редакции приказа министерства от 28 сентября 2018 г. N 77-мпр "О внесении изменений в приказ N 62-мпр от 14 июля 2017 г."; несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану Иркутской области, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, документам лесного планирования; несоблюдение при проектировании лесного участка норм отвода земель для конкретных видов деятельности, правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной документации; несоответствие информации, которая содержится в документах, представленных заявителем, сведениям, полученным в результате межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пунктам 11, 15 Правил использования лесов на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, и Перечня случаев использования лесов для ведения сельского хозяйства без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, утвержденных приказом Минприроды России от 2 июля 2020 г. N 408 (ред. от 24 августа 2021 г.), допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других некапитальных строений, сооружений, предназначенных, в том числе, для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства); в качестве кормовой базы для медоносных пчел должны использоваться земли, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения. Из земель лесного фонда для размещения ульев и пасек должны предоставляться, в первую очередь, нелесные земли, а также земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), до проведения на них лесовосстановления.
В целях использования лесов для ведения сельского хозяйства запрещается использовать земли лесного фонда, занятые лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, ореховых плантаций, с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовосстановлению и лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами, с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами (пункт 19 названных Правил).
Аналогичные требования закреплены в лесохозяйственном регламенте Слюдянского лесничества, утвержденном приказом министерства лесного комплекса Иркутской области N 78-мпр от 11 октября 2018 г. "Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области".
С учетом приведенного нормативного регулирования, а также исходя из исследованной судами проектной документации, в частности таксационного описания лесного участка, акта N 53-23/21 несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию от 12 апреля 2021 г, из которого следует, что испрашиваемый участок имеет площадь 13, 1 га, из них 12, 92 га покрыто лесной растительностью, что составляет 98% от общей площади испрашиваемого участка, половина из произрастающих на участке деревьев ? хвойные (пихта и кедр), медоносные растения отсутствуют, судами обоснованно отклонены доводы административного истца о том, что испрашиваемый лесной участок имеет площадь 0, 18 га и на нем отсутствует растительность, имеются прогалины и поляны.
Наличие на проектируемом лесном участке зоны с особыми условиями территорий, имеющей регистрационный номер N, санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и иных объектов, санитарно-защитной зоны для автозаправочного комплекса N 49 АО "Иркутскнефтепродукт" подтверждено материалами дела, и в силу подпункта "б" пункта 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222, является препятствием для использования испрашиваемого земельного участка в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.
Проведя анализ пункта 10 Ветеринарных правил содержания медоносных пчел в целях их воспроизводства, выращивания, реализации и использования для опыления сельскохозяйственных энтомофильных растений и получения продукции пчеловодства, утвержденных приказом Минсельхоза России от 19 мая 2016 г. N 194 (зарегистрировано в Минюсте России 4 августа 2016 г. N 43124), пункта 3.1 Методических рекомендаций по технологическому проектированию объектов пчеловодства "Система рекомендательных документов агропромышленного комплекса Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Рекомендательные документы", утвержденных и введенных в действие Минсельхозом РФ 6 августа 2010 г. (РД-АГПС 1.10.08.01-10), суды правомерно исходили из законности оспариваемого отказа по основанию несоответствия местоположения испрашиваемого земельного участка установленным требованиям для размещения на нем пасеки, а также ульев с пчелами, вывезенными на медосбор.
При этом утверждения кассатора о том, что спорный земельный участок не планируется им для содержания ульев с пчелами, а необходим только для размещения нестационарных объектов инфраструктуры пчеловодства, является несостоятельным и правового значения не имеет, поскольку, как верно отмечено судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения Федерального закона от 30 декабря 2020 г. N 490-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 г.) "О пчеловодстве в Российской Федерации", пасека - это комплекс сооружений, в том числе ульев и оборудования, расположенный на земельном участке, используемом в целях осуществления пчеловодства, которое без разведения, содержания и использования пчел и пасек невозможно.
При таких обстоятельствах административным ответчиком обоснованно отказано в разработке и утверждении проектной документации на испрашиваемый лесной участок. Основания отказа соответствуют положениям федерального законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и требованиям соответствующего административного регламента. Отсутствие ссылок на конкретные нормы правовых актов при указании причины невозможности утверждения проектной документации не может служить поводом для признания оспариваемого решения незаконным.
В силу положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если признает оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Такая совокупность обстоятельств по настоящему делу установлена, оснований для удовлетворения заявленных требований не имелось.
Доводы кассатора не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного истца в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Несогласие заявителя жалобы с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 14 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.