Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу начальника федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России) Чижова В.В. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 января 2022 года, решение судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 19 июля 2020 года и решение судьи Хабаровского краевого суда от 11 января 2023 года в отношении ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от 21 января 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 19 июля 2020 года и решением судьи Хабаровского краевого суда от 11 января 2023 года ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлением и судебными актами по делу об административном правонарушении, Чижов В.В. обратился в Девятый кассационный суд с жалобой, в которой просит их отменить по основанию незаконности, производство по делу прекратить.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ (здесь и далее приведены нормы в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) предусмотрено, что невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в соответствии с частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязаны среди прочего проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездного обследования территории вблизи "адрес" (земельный участок с кадастровым номером N) должностными лицами административного органа выявлено, что на частично огороженной забором "ПО-2" территории на почве не санкционированно размещены отходы производства и потребления: бумага, картон, пластиковая и стеклянная тара, полиэтилен, б/у автошины, крупногабаритный мусор, строительные отходы в виде битого кирпича, остатков черепицы, монтажной пены, бетонных блоков. Площадь несанкционированной свалки отходов 40 м2.
Факт совершения ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и вина юридического лица подтверждены представленными в дело доказательствами, перечень которых полно приведен в судебных актах в соответствии с материалами дела об административном правонарушении.
Действия юридического лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и природоохранного законодательства.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы заявителя были предметом надлежащей оценки судей обеих инстанций и обоснованно отклонены по приведенным в соответствующих актах мотивам.
Неисполнение возложенной законом обязанности повлекло за собой обоснованное привлечение ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России к ответственности, установленной частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ за невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от негативного воздействия, недопущению ухудшения качественного состояния земель.
Порядок и срок давности привлечения ФГКУ "Дальневосточное ТУИО" Минобороны России к административной ответственности соблюдены.
Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено.
Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.
Приведенные в жалобе доводы, в том числе о неверном определении субъекта административной ответственности со ссылкой на уставные задачи учреждения Министерства обороны Российской Федерации выводов судов не опровергают, о неправильном применении норм материального права, в частности земельного законодательства об обязанностях пользователей земельными участками, не свидетельствуют. По существу возражения заявителя сводятся к переоценке доказательств и фактических обстоятельств дела, которые исследованы судами и получили надлежащую правовую оценку, направлены на освобождение от административной ответственности лица в связи с допущенным им бездействием, в отсутствие к тому правовых оснований.
Каких либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса в ходе производство по делу не допущено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену постановления мирового судьи, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Кировского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.