Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 20 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 октября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Бикинского городского прокурора, действующего в интересах Покрачинской Зои Николаевны, к администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бикинский городской прокурор, действуя в интересах Покрачинской З.Н, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерешении вопроса об издании распоряжения о дальнейшем использовании непригодных для проживания помещений аварийного индивидуального жилого дома N N по ул. "адрес", принадлежащего на праве собственности Покрачинской З.Н, сроках переселения собственника, способе обеспечения ее жилищных прав в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; возложении обязанности определить дальнейшее использование помещений указанного жилого дома, срок переселения собственника, способ обеспечения жилищных прав Покрачинской З.Н. в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Покрачинская З.Н. является собственником индивидуального жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес" Распоряжением администрации от 25 ноября 2019 года указанный дом признан непригодным для проживания, однако, в нарушение требований действующего законодательства орган местного самоуправления не принял мер для издания распоряжения о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения жильца из аварийного дома, что влечет нарушение жилищных прав Покрачинской З.Н.
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 20 июня 2022 года с учетом исправления описок определением от 26 июля 2022 года и вынесения 9 августа 2022 года дополнительного решения исковые требования Бикинского городского прокурора удовлетворены частично, признано незаконным бездействие администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края в части нерешения вопроса местного значения об издании распоряжения о дальнейшем использовании непригодных для проживания помещений индивидуального жилого дома "адрес", принадлежащего на праве собственности Покрачинской З.Н, сроках переселения собственника, на администрацию городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность определить дальнейшее использование помещений индивидуального жилого дома "адрес", принадлежащего на праве собственности Покрачинской З.Н, срок переселения собственника, в остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 октября 2022 года решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 20 июня 2022 года отменено в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края, выразившегося в неустановлении срока переселения собственника, и возложении обязанности по установлению указанного срока, по делу в указанной части принято новое решение об отказе в удовлетворении административных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения и изложено в следующей редакции: "Административный иск Бикинского городского прокурора удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края, выразившееся в неиздании распоряжения о дальнейшем использовании индивидуального жилого дома "адрес", с возложением обязанности издать указанное распоряжение в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В остальной части административные требования оставить без удовлетворения".
17 января 2023 года администрацией городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 26 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
В обоснование кассационной жалобы представитель административного ответчика ссылается на то, что у администрации отсутствуют правовые основания для вынесения распоряжения с указанием дальнейшего использования жилого дома его собственником, поскольку в данном случае предметом спора является индивидуальный жилой дом.
Административный ответчик, административный истец Покрачинская З.Н, заинтересованное лицо Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ года Покрачинская З.Н. является собственником жилого дома площадью N кв.м. и земельного участка площадью N кв.м, расположенных по адресу: "адрес"
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания жилого дома N "адрес" непригодным для проживания.
Распоряжением администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края от 25 октября 2019 года N 602-р жилое помещение по адресу: "адрес" признано непригодным для проживания.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно приведенной норме Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 года N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение), действие которого согласно его пункту распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Жилым помещением в рамках жилищного законодательства признается, в том числе жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем (пункт 5 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу пункта 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения межведомственной комиссии.
Исходя из пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя), либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, либо на основании заключения экспертизы жилого помещения, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2019 года N 1082, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
С учетом приведенных требований суды пришли к правильному выводу о наличии незаконного бездействия со стороны органа местного самоуправления, выразившегося в неиздании распоряжения с указанием о дальнейшем использовании принадлежащего Покрачинской З.Н. жилого дома, признанного непригодным для проживания.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Из буквального смысла пункта 49 Положения следует, что издание органом местного самоуправления распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения не ставится в зависимость от вида жилого помещения, орган местного самоуправления обязан обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище, его безопасность.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что муниципальные нужды могут заключаться в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан.
Несмотря на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания индивидуального жилого дома непригодным для проживания, в целях обеспечения жилищных прав собственников таких жилых помещений, исходя из норм части 1 статьи 7 названного Кодекса о применении жилищного законодательства по аналогии, возможно применение к возникшим правоотношениям положений части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Таким образом, орган местного самоуправления наделен необходимыми полномочиями для принятия распоряжения с указанием о дальнейшем использовании индивидуального жилого дома, признанного непригодным для проживания.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного ответчика являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 20 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 21 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского поселения "Город Бикин" Бикинского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.