Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административных ответчиков Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Баттаховой В.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО8 к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи представителя административных ответчиков Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Прокопьева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя административного истца Портнягиной А.П, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Винокурова Ю.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным уведомления от 20 июля 2022 года N 2893 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования под жилой дом.
14 июля 2022 года она обратилась к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, в ответ на которое Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска направил ей уведомление от 20 июля 2022 года N 2893 о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду его расположения в границах зоны затопления.
С данным решением она не согласна, поскольку ей проведены мероприятия по искусственному повышению поверхности земельного участка посредством его отсыпки, что соответствует положениям части 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в редакции с изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 мая 2022 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации".
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Окружная администрация г. Якутска.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2022 года, требования Винокуровой Ю.В. удовлетворены частично, уведомление Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска от 20 июля 2022 года N 2893 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером N, признано незаконным, на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление Винокуровой Ю.В. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
11 января 2023 года представителем административных ответчиков Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска Баттаховой В.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 26 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Винокуровой Ю.В. административных исковых требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что принадлежащий административному истцу земельный участок расположен на территории, отнесенной к зоне затопления, считает, что представленное письмо Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2021 года не содержит обоснования того, как установлено нахождение земельного участка выше максимального уровня затопления, и данное письмо не является подтверждением наличия инженерной защиты территории, выполненной в соответствии с пунктом 6.1.2.5 СП 104.13330.2016 "Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления. Актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85".
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения, влекущие отмену принятых по административному делу судебных постановлений в кассационном порядке.
При разрешении административного спора суды нижестоящих инстанций руководствовались положениями статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 56, 105 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что нахождение земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в зоне затопления не является препятствием для строительства объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку земельный участок обеспечен Винокуровой Ю.В. инженерной защитой путем искусственного повышения его территории.
Данный вывод судов соответствует установленным по делу обстоятельствам и основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в котором указывает сведения, перечисленные в пунктах 1 - 9 части 1 статьи 51.1 данного Кодекса, и прилагает документы, перечисленные в части 3 указанной статьи.
Согласно пункту 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве (реконструкции).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 17 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации зоны затопления относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
Зоны затопления, подтопления устанавливаются, изменяются в отношении территорий, подверженных негативному воздействию вод и не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты, указанными в части 4 настоящей статьи, уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (часть 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления запрещается строительство объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод (строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений и других сооружений инженерной защиты, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, и (или) методы инженерной защиты, в том числе искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и другие методы инженерной защиты) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, юридическими и физическими лицами - правообладателями земельных участков, в отношении которых осуществляется такая защита (часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Письмом Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2021 года N 18/04-01-26-12657 подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером N согласно исполнительной съемке с отметкой 94, 80 мБС (наименьшая точка участка) не входит в зону затопления, так как по результатам инженерных изысканий и обследования выявлено, что мкр. Марха частично затапливается от вод р. Маганка при половодьях 1% обеспеченности с максимальным уровнем воды 94, 49 мБС.
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1).
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2).
Часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями также возлагает обязанность доказывания названных обстоятельств на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Учитывая, что административными ответчиками не исполнена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого уведомления от 20 июля 2022 года N 2893, а также приведенных в ходе рассмотрения дела доводов о том, что земельный участок административным истцом не обеспечен инженерной защитой от негативного воздействия вод, суды пришли к правильному выводу о незаконности уведомления Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке ввиду его несоответствия требованиям закона и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
Доводы кассационной жалобы административных ответчиков правильность выводов судебных инстанций не опровергают и оснований для отмены принятых по делу судебных актов не содержат.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 сентября 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.