Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Королевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г.Благовещенска на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 ноября 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Благовещенска, филиала ОАО "РЖД" Забайкальская железная дорога к администрации г.Благовещенска о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения представителей филиала ОАО "РЖД" Забайкальская железная дорога - Башкатова С.И, Титяевой О.А, прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор города Благовещенска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, филиала ОАО "РЖД" Забайкальская железная дорога, обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением, просил возложить на администрацию города Благовещенска обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда принять котельную ОАО "РЖД", расположенную по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Станционная, 5, в муниципальную собственность.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 30 июня 2022 года административное исковое заявление прокурора города Благовещенска удовлетворено. На администрацию г.Благовещенска Амурской области возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда принять в муниципальную собственность котельную ОАО "РЖД", расположенную по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Станционная, 5.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 ноября 2022 года, решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 июня 2022 года изменено, указан адрес места нахождения котельной ОАО "РЖД": Амурская область, г.Благовещенск, ул.Станционная, д.75. В остальной части решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 июня 2022 года оставлено без изменения.
2 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации г.Благовещенска Амурской области, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 26 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора города Благовещенска.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик указал, что сроки, установленные в дорожной карте, ОАО "РЖД" нарушены, запланированные мероприятия не проведены. Комплексное техническое обследование объектов, включенных в перечень имущества проведено в нарушение приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 августа 2015 года N 606/пр, которым утверждена Методика комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, в связи с чем администрации города Благовещенска не удалось подготовить имущество к дальнейшей передаче. Управлением ЖКХ города Благовещенска совместно с Единой теплоснабжающей организацией АО "ДГК" и ООО "АКС" в настоящее время проведены мероприятия по переключению потребителей спорной котельной ОАО "РЖД" к сетям Благовещенской ТЭЦ. Приемка в муниципальную собственность спорной котельной ОАО "РЖД" для органа местного самоуправления нецелесообразна, поскольку к данному объекту в настоящее время подключены ведомственные объекты ОАО "РЖД" и один многоквартирный жилой дом. Администрацией города Благовещенска предпринимаются все необходимые мероприятия по организации в границах городского округа теплоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2023 года кассационная жалоба администрации г.Благовещенска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители администрации г.Благовещенска, Управления ЖКХ города Благовещенска, АО "ДГК", Благовещенской городской Думы, Комитета по управлению имуществом муниципального образования г.Благовещенска, ООО "Амурские коммунальные системы"; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей ОАО "РЖД", прокурора, изучив письменные возражения прокуратуры Амурской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 КАС РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Статьями 14, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского, сельского поселения, муниципального, городского округа относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются положениями Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ.
Организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации (часть 1 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
В силу части 5 статьи 21 Закона о теплоснабжении орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию (часть 6 статьи 21 Закона о теплоснабжении).
Как следует из материалов дела и установлено судами, в целях исполнения функций по эффективному управлению комплексом объектов стационарной теплоэнергетики и оказанию услуг теплоснабжения для объектов железных дорог ОАО "РЖД", а также на договорной основе сторонним потребителям, и в связи с убыточностью объектов ОАО "РЖД" с 2017 года реализуются мероприятия по выводу из эксплуатации ряда источников тепловой энергии, в том числе источника теплоснабжения, расположенного по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Станционная, 75 (котельной).
18 января 2018 года Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО "РЖД" обратилась в администрацию города Благовещенска с уведомлением N 1200 от 24 декабря 2017 года о выводе с 31 августа 2018 года из эксплуатации источника тепловой энергии - котельной ОАО "РЖД", расположенной по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Станционная, 75, в связи с несением убытков и неполучением возмещения расходов при поставке данного ресурса, приложив схему расположения сетей, свидетельство о праве собственности на объект теплоснабжения по указанному адресу.
В ответ на обращение администрация города Благовещенска направила в филиал РЖД уведомление от 1 февраля 2018 года N 02-11/708, в котором на основании части 5 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ потребовала продолжить эксплуатацию котельной до момента завершения мероприятий по переключению потребителей, предусмотренных схемой теплоснабжения, указав, что возможность переключения потребителей ОАО "РЖД" к сетям Благовещенской ТЭЦ либо к другим источникам теплоснабжения отсутствует, при этом схемой теплоснабжения города Благовещенска переключение потребителей жилого сектора к сетям Благовещенской ТЭЦ запланировано на 2019 год.
5 июня 2020 года постановлением администрации города Благовещенска от N 1793 утверждена межведомственная рабочая группа для решения вопросов связанных с передачей коммунальных объектов ОАО "РЖД" в собственность муниципального образования города Благовещенска. В состав рабочей группы вошли, в том числе представители Свободненского территориального участка Забайкальской дирекции по тепловодоснабжению ОАО "РЖД". 14 апреля 2020 года разработана и утверждена дорожная карта для поэтапного выполнения мероприятий по передаче коммунальных объектов ОАО "РЖД" в собственность муниципального образования города Благовещенска.
До настоящего времени котельная в муниципальную собственность не принята, жилой сектор от котельной к сетям Благовещенской ТЭЦ не переключен, в связи с чем прокурор г.Благовещенска, действующий в интересах неопределённого круга лиц и филиала ОАО "РЖД" Забайкальская железная дорога, обратился в суд.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с позицией которого согласилась судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 года N 889, пришел к выводу о том, что на органе местного самоуправления лежит обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа, на протяжении длительного времени администрацией города Благовещенска судьба котельной не решена, тогда как в 2021 году истек срок, предусмотренный частью 5 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ, что свидетельствует о бездействии администрации города Благовещенска. Учитывая, что к котельной подключен жилой сектор муниципального образования города Благовещенска, дальнейшее бездействие со стороны административного ответчика поставит под угрозу обеспечение теплоснабжения населения в указанном районе.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе.
Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных постановлений. По существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и обоснованно отклоненную.
При рассмотрении настоящего административного дела судами правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено, в связи с чем принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными, оснований для его отмены или изменения по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 30 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Благовещенска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.