Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" Сахалинской области на решение Ногликского районного суда Сахалинской области от 2 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 октября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Сухарева ФИО7 к комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" о признании незаконными решений об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и о возвращении заявления, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сухарев А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" (далее - КУМИ МО "ГО Ногликский") о признании незаконными решений, оформленных уведомлениями от 18 марта 2022 года N 364, от 29 марта 2022 года N 405, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и о возврате заявления о предоставлении земельного участка в собственность; возложении обязанности безвозмездно предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв.м, относящийся к категории "земли населенных пунктов", расположенный по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что земельный участок с кадастровым номером N используется им на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ).
11 марта 2022 года он обратился в комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Уведомлением от 18 марта 2022 года N 364 в предоставлении земельного участка в собственность отказано со ссылкой на то, что представленные документы не связаны с осуществлением деятельности в соответствии с выбранным видом разрешенного использования.
22 марта 2022 года он повторно обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в ответ на которое письмом от 29 марта 2022 года N 405 ему сообщено о возврате заявления в связи с нарушением требований части 3 статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.
С указанными решениями он не согласен, считает, что оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность и возврата заявлений не имелось, поскольку им произведены расходы, необходимые для осуществления на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами разрешенного использования (заправка транспортных средств, автомобильные мойки, обеспечение дорожного отдыха, ремонт автомобилей, магазины), превышающие 30000 рублей, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1459 является одним из критериев использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование.
Протокольным определением Ногликского районного суда Сахалинской области от 8 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен мэр муниципального образования "Городской округ Ногликский".
Решением Ногликского районного суда Сахалинской области от 2 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 октября 2022 года, административные исковые требования Сухарева Д.С. удовлетворены частично, признаны незаконными решение комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" об отказе в предоставлении Сухареву Д.С. земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", оформленное уведомлением от 18 марта 2022 года N 364, и решение о возвращении заявления Сухарева Д.С. о предоставлении в собственность земельного участка, оформленное уведомлением от 22 марта 2022 года N 405; на комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сухарева Д.С. о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенного по адресу: "адрес"", в удовлетворении остальной части административного иска отказано.
27 января 2023 года представителем административного ответчика комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" Рахматулиной Л.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 9 февраля 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
В кассационной жалобе заявитель считает, что суды допустили неправильное применение положений Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ, не учли, что на предоставленном Сухареву Д.С. земельном участке деятельность в соответствии с выбранными видами разрешенного использования не ведется, земельный участок не освоен, расходы, на которые ссылается административный истец, не могут быть признаны в качестве критериев использования земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1459.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Разрешая административный спор, суды, установив, что на основании договора безвозмездного пользования от 23 марта 2017 года, заключенного на 5-летний срок, Сухареву Д.С. предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, площадью N кв.м. категория земель - земли населенных пунктов, расположенный по адресу: "адрес", в "адрес", 11 марта 2022 года и затем повторно 22 марта 2022 года Сухарев Д.С. обращался в КУМИ МО "ГО Ногликский" с заявлениями о предоставлении указанного земельного участка в собственность, приложив уведомление о соответствии использования земельного участка критериям использования в соответствии со следующими видами разрешенного использования: 4.9.1.3 - автомобильные мойки, 4.9.1.1 - заправка транспортных средств, 4.4 - магазины, 4.9.1.2 - обеспечение дорожного отдыха, 4.9.1.4 - ремонт автомобилей, а также документы, подтверждающие несение затрат в размере не менее 30000 рублей в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами разрешенного использования земельного участка после заключения договора безвозмездного пользования, руководствуясь положениями статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пришли к выводу о незаконности решения КУМИ МО "ГО Ногликский" от 18 марта 2022 года N 364 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность и решения от 29 марта 2022 года N 405 о возврате заявления.
Оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании исследования и надлежащей оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленных в материалы дела доказательств.
Случаи и порядок предоставления в собственность или в аренду земельного участка гражданину, с которым в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, установлены статьей 10 названного закона.
При обращении в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность или аренду заявитель обязан представить документы, подтверждающие соответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 3 части 3 статьи 10).
Согласно части 28 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ критерии использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, перечень документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядок проверки соответствия использования земельного участка таким критериям устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1459 установлены критерии использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ, перечень документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядок проверки соответствия использования земельных участков таким критериям.
Одним из таких критериев является наличие затрат в размере не менее 30 тыс. рублей, понесенных гражданином в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Документом, подтверждающим соответствие использования земельного участка критериям использования, является подписанное гражданином уведомление о соответствии использования земельного участка критериям использования (далее - уведомление), составленное в произвольной форме, в котором содержатся сведения об использовании земельного участка в соответствии с критерием использования (критериями использования) и в соответствии с выбранным видом (видами) разрешенного использования земельного участка (пункт 3 постановления от 16 сентября 2020 года N 1459).
В соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в случае несоответствия использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Основанием для возврата уполномоченным органом гражданину заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду в силу пункта 2 части 6 статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ является непредставление заявителем документов, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Отказывая Сухареву Д.С. в предоставлении земельного участка в собственность, КУМИ МО "ГО Ногликский" сослался на то, что документы, представленные заявителем в подтверждение понесенных расходов, не свидетельствуют об осуществлении на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами разрешенного использования земельного участка.
Между тем административным ответчиком не учтено, что использование административным истцом предоставленного в безвозмездное пользование земельного участка в соответствии с выбранными видами разрешенного использования: код 4.9.1.3 - автомобильные мойки, код 4.9.1.1 - заправка транспортных средств, код 4.4 - магазины, код 4.9.1.2 - обеспечение дорожного отдыха, код 4.9.1.4 - ремонт автомобилей невозможно без проведения планировки территории и подготовительных работ, предшествующих строительству соответствующих объектов. Несение Сухаревым Д.С. расходов на выполнение подготовительных работ свидетельствует о том, что он фактически приступил к использованию земельного участка по его назначению, поэтому понесенные им расходы обоснованно расценены судами в качестве критерия использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ, определенного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года N 1459.
Приведенные в кассационной жалобе доводы административного ответчика являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в принятых по делу судебных актах, выводы судов не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального права и по существу сводятся к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию установленных по делу фактических обстоятельств, что не может являться основанием к отмене принятых по делу решения и апелляционного определения в кассационном порядке.
Поскольку кассационная жалоба не содержит ссылок на существенные нарушения судами норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов, оснований для ее удовлетворения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ногликского районного суда Сахалинской области от 2 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 27 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Городской округ Ногликский" Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.