Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Ресина ФИО6 на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 10 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 июля 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Ресина А.И. к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи административного истца Ресина А.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ресин А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в запрещении личной переписки между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, возложении обязанности устранить допущенное нарушение посредством разрешения и обеспечения личной переписки, взыскании судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей, а также почтовых расходов.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 13 сентября 2021 года он обратился на имя начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области с заявлением о разрешении ему личной переписки с осужденным ФИО7, в чем ему письмом от 21 октября 2021 года было отказано. Считает, что принятым решение нарушены его права на уважение личной корреспонденции с учетом положений статей 8 и 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Определением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 10 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 июля 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Ресина А.И. отказано.
9 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца Ресина А.И, поданная 13 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на незаконность и необоснованность принятых по делу судебных актов, считает несостоятельной ссылку судов на Инструкцию по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденную Приказом Минюста России N 72 от 20 мая 2013 года, поскольку данная инструкция не регулирует вопросы обеспечения личной переписки между осужденными, мотивировка нецелесообразности переписки не имеет правовой основы. Ссылается на нарушение судом первой инстанции его права на справедливое судебное разбирательство, поскольку он был лишен возможности заблаговременно получать возражения и доказательства со стороны административного ответчика, в связи с чем у него отсутствовало достаточно времени для подготовки своей правовой позиции, чему суд апелляционной инстанции не дал надлежащей оценки.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Из положений статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний (часть 1). При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (часть 2). Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания (часть 4).
В статье 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества (часть 1).
Переписка между содержащимися в исправительных учреждениях осужденными осуществляется в порядке, определяемом Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (часть 4).
В соответствии с пунктами 17 и 54 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (действовавших в период возникновения спорных правоотношений), переписка между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, осуществляется с разрешения администрации; осужденным запрещается нарушать порядок переписки, установленный Правилами и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Разрешая административное дело, суды, установив, что ответ ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области от 21 октября 2021 года был дан на обращение Ресина А.И, отбывающего наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, от 13 сентября 2021 года, заявление разрешено начальником исправительного учреждения в пределах предоставленных ему полномочий, в письме разъяснены мотивы принятого решения о неразрешении переписки между осужденными, запрет переписки обусловлен данными о личности ФИО8, как лица, состоящего на профилактическом учете в связи с его приверженностью к экстремистской идеологии, а также целью профилактики правонарушений среди осужденных, обеспечения безопасности общества и государства, здоровья самих осужденных, персонала исправительных учреждений, прав и законных интересов других лиц, предотвращения возможного планирования новых преступлений либо вовлечения в их совершение других лиц, пришли к выводу о законности отказа ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области в даче разрешения Ресину А.И. на переписку с осужденным ФИО9. и отсутствии нарушении прав административного истца направленным в его адрес ответом от 21 октября 2021 года.
Судебная коллегия кассационного суда соглашается с данными выводами судов, поскольку они соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и кассационной жалобой административного истца не опровергаются.
По смыслу вышеприведенных норм права единственным условием общения между содержащимися в разных исправительных учреждениях осужденными посредством направления друг другу писем является получение ими разрешения на такую переписку со стороны администрации исправительного учреждения.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Механизм реализации такого права установлен Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 9 указанного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимают меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ).
Принятое должностным лицом администрации исправительного учреждения решение по обращению осужденного Ресина А.И. не является произвольным, основано на конкретных обстоятельствах, препятствующих переписке между осужденными, содержащимися в разных исправительных учреждениях, поэтому суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Ресиным А.И. административных исковых требований.
Доводы административного истца Ресина А.И. о нарушении его процессуальных прав, что выразилось в лишении его права заблаговременно получить возражения административного ответчика и представленные административным ответчиком доказательства, что в свою очередь не отвечает требованиям справедливого судебного разбирательства, подлежат отклонению.
Действительно в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству, проведенной судом 10 февраля 2022 года, и проведения 22 февраля 2022 года предварительного судебного заседания административному истцу не были представлены поступившие в суд 20 февраля 2022 года возражения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области на административное исковое заявление Ресина А.И. и приложенные к нему документы. Данные возражения направлены в адрес Ресина А.И. после вынесения по делу решения и до направления административного дела в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой административного истца, который, таким образом, имел возможность довести до апелляционного суда свою позицию по поступившим от административного ответчика возражениям.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Ресиным А.И. было заявлено ходатайство о направлении ему поступившего на запрос суда сообщения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Владимирской области от 9 марта 2022 года. Данный документ был оглашен и исследован в судебном заседании в качестве доказательства, заявленное административным истцом ходатайство судом разрешено в установленном процессуальными нормами порядке, при этом отказ в удовлетворении ходатайства на законность принятых судом первой инстанции и апелляционным судом судебных актов не повлиял.
Содержание поступившего от административного ответчика сообщения от 9 марта 2022 года приведено в судебном решении от 10 марта 2022 года, которое было вручено Ресину А.И, соответственно, административный истец также имел возможность выразить свою позицию по содержанию поступившего сообщения в апелляционной жалобе, что фактически им не было сделано.
В силу части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Следовательно, в суде апелляционной инстанции административный истец в поданной им апелляционной жалобе и в судебном заседании мог реализовать свои процессуальные права и выразить свою позицию относительно обстоятельств, установленных судом по административному делу, и изложенных в судебном акте доказательств, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.
Поскольку изложенные в принятых по делу судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами первой и апелляционной инстанций не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы административного истца не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 10 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 29 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Ресина А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.