Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Зайцевой О.А, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2022 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Марьина Е.В. к председателю призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, военному комиссару Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, военному комиссару Хабаровского края об оспаривании решения (заключения) о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Марьин Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к председателю призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, военному комиссару Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, военному комиссару Хабаровского края о признании незаконным решения (заключения) от ДД.ММ.ГГГГ года о признании его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности отменить данное решение (заключение), повторно рассмотреть вопрос в части оснований, по которым он не прошел военную службу по призыву, рассмотреть вопрос о выдаче военного билета; признании незаконными действий военного комиссара Хабаровского края, связанных с принятием решения от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в удовлетворении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ года, возложении обязанности обеспечить отмену решения (заключения) призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ (протокол N N) и повторное рассмотрение призывной комиссией вопроса о наличии законных (не законных) оснований, по которым он не прошел военную службу по призыву, и вопроса о выдаче военного билета.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что состоит на воинском учете в военном комиссариате Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска. ДД.ММ.ГГГГ года призывной комиссией в отношении него вынесено заключение о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и о зачислении в запас. 3 марта 2022 года он обратился в адрес военного комиссара Хабаровского края с заявлением об отмене принятого призывной комиссий решения, в чем ему было отказано.
С решением (заключением) призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ года и решением военного комиссара Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ года он не согласен, считает их незаконными, нарушающими право на получение военного билета, что влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Военную службу он не проходил по независящим от него причинам, в период с даты окончания предоставленной ему отсрочки и до достижения 27 лет (ДД.ММ.ГГГГ года) военным комиссариатом не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по его призыву на военную службу, повестки о необходимости явки в отдел военного комиссариата ему не направлялись, розыскные мероприятия не осуществлялись.
Определением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 28 апреля 2022 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия Кировского и Краснофлотского районов города Хабаровска Хабаровского края.
Решением Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 16 июня 2022 года административное исковое заявление Марьина Е.В. удовлетворено частично, признано незаконным и отменено решение (заключение) призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска Хабаровского края, оформленное протоколом N ДД.ММ.ГГГГ года, в части признания Марьина Е.В, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; на призывную комиссию Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска Хабаровского края возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос в отношении Марьина Е.В, в остальной части административного искового заявления отказано.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что после истечения срока предоставленной Марьину Е.В. отсрочки от призыва на военную службу мероприятия, связанные с его призывом на военную службу, до достижения возраста 27 лет военным комиссариатом и призывной комиссией не осуществлялись, соответствующие доказательства в подтверждение проведения таких мероприятий, а также совершения Марьиным Е.В. действий, направленных на уклонение от призыва на военную службу, административными ответчиками не представлены, поэтому пришел к выводу о незаконности решения призывной комиссии Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, которым Марьин Е.В. на основании пункта 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2022 года решение Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 16 июня 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Марьина Е.В. отказано.
15 декабря 2022 года административным истцом Марьиным Е.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 20 января 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2022 года и оставления в силе решения Краснофлотского районного суда г. Хабаровска от 16 июня 2022 года.
В кассационной жалобе административный истец выражает несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, считает, что материалами дела не подтверждено его уклонение от призыва на военную службу и надлежащее выполнение военным комиссариатом установленных законом обязанностей по проведению в отношении него мероприятий по призыву.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судом апелляционной инстанции не допущено нарушений, влекущих отмену апелляционного определения.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Основной формой реализации воинской обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23, 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Из пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ следует, что призыв на военную службу организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При этом на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона (пункт 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ).
Статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении таких граждан одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 1.1 указанной статьи при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, то есть граждан, освобожденных от призыва, не годных к службе по состоянию здоровья или имевших отсрочку от призыва, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.
Пунктом 34 названного Положения предусмотрено, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения о призыве).
На основании пунктов 1, 2, 4 статьи 31 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П, неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Помимо этого, Конституционный Суд Российской Федерации в приведенном Постановлении указал, что призывная комиссия, вынося заключение о признании гражданина, не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Допускается признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву независимо от привлечения его к административной или уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету или уклонение от призыва на военную службу. В свою очередь, оценка доказательств, позволяющих определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.
Исследовав материалы личного дела призывника Марьина Е.В. и представленные в материалы административного дела доказательства, судебная коллегия апелляционного суда установила, что Марьин Е.В, состоящий на воинском учете в военном комиссариате Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска, после прекращения предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с отчислением на основании приказа от 23 декабря 2010 года N 2427 из высшего учебного заведения обязанность, установленную пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ, а именно: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, не исполнял, что стало причиной невозможности установления его фактического места жительства, при этом в период после прекращения отсрочки и до достижения возраста 27 лет военным комиссариатом неоднократно принимались попытки вручения Марьину Е.В. по месту его регистрации повесток для явки в военкомат для осуществления мероприятий, связанных с призывом на военную службу, и с учетом данных обстоятельств пришла к выводу о законности решения призывной комиссии, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ которым Марьин Е.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и ответа военного комиссариата Хабаровского края от 24 ДД.ММ.ГГГГ года на обращение Марьина Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ года об отмене решения, принятого призывной комиссией Кировского и Краснофлотского районов г. Хабаровска в форме протокола ДД.ММ.ГГГГ года.
Данные выводы следует признать правильными, военным комиссариатом после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу надлежащим образом исполнялась обязанность по осуществлению в отношении Марьина Е.В. мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, а именно: предпринимались действия по своевременному личному вручению ему под расписку повесток для осуществления призыва, поэтому у военного комиссариата имелись правовые основания для принятия оспариваемого решения.
Доводы кассационной жалобы административного истца правильность выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, не опровергают, вопреки позиции заявителя фактические обстоятельства дела не свидетельствуют о бездействии органа, уполномоченного на проведение призывных мероприятий, в отношении Марьина Е.В, который в свою очередь после прекращения отсрочки от призыва на военную службу допускал нарушения требований статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.
Утверждение заявителя кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права при оценке представленных им доказательств является несостоятельным, поскольку из содержания обжалуемого судебного акта следует, что судом исследованы все представленные в материалы дела письменные доказательства, отвечающие требованиям статей 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которым дана оценка в их совокупности по правилам статьи 84 данного Кодекса.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 14 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Марьина Е.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.