Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Саломатиной Л.А.
судей Панфиловой Л.Ю, Прасоловой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шестопалова Андрея Николаевича на решение Артемовского городского суда Приморского края от 17 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 декабря 2022 года по делу по иску Шестопалова Андрея Николаевича к администрации Артемовского городского округа, Министерству труда и социальной политики Приморского края об изменении даты постановки на учет, признании права на получение социальной выплаты, возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Прасоловой В.Б, возражения представителя администрации Артемовского городского округа - Чуравской О.А.
установила:
Шестопалов А.Н. обратился в суд с названным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, является ветераном боевых действий. Ввиду ошибочного указания даты участия в боевых действиях в учетных документах, он был лишен возможности своевременной постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Ветеран боевых действий", хотя указанным правом обладал до ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением о постановке на учет он обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, ввиду незаконного отказа в удовлетворении заявления, решением Артемовского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность рассмотреть вопрос о включении Шестопалова А.Н. и членов его семьи в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Ветеран боевых действий".
Ссылаясь на вышеуказанное решение суда, которым установлено, что выдача удостоверения, подтверждающего статус лица, состоялась ДД.ММ.ГГГГ по вине сотрудников МВД России, указывая на наличие прав на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты возникновения права, т.е. с 1997 года, просил возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность включить его в список граждан, состоящих на учете до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Ветеран боевых действий" на текущий 2022 год, возложить на Министерство труда и социальной политики Приморского края обязанность включить его в сводный список граждан, состоящих на учете до ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Ветеран боевых действий" на текущий 2022 год, обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам на территории Артемовского городского округа в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, предусмотренной Законом Приморского края N 389-K3.
Решением Артемовского городского суда Приморского края от 17 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 декабря 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не соглашаясь с постановленными по делу судебными актами, заявитель в кассационной жалобе указывает на ошибочную оценку представленных в материалы дела доказательств. Не оспаривая первичного обращения к ответчику с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "Ветеран боевых действий" ДД.ММ.ГГГГ, настаивает на наличии права состоять на таком учете с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть с момента, когда ему в установленном порядке должно было быть присвоено звание "Ветеран боевых действий", которое не было присвоено своевременно не по его вине.
Истец, представитель Министерства труда и социальной политики Приморского края в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив в порядке и пределах статей 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права в пределах доводов поданной жалобы, выслушав возражения представителя администрации Артемовского городского округа, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, принял во внимание наличие у Шестопалова А.Н. удостоверения "Ветерана боевых действий", его несвоевременную выдачу, учел, что протоколом заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N истец и члены его семьи поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального обращения - ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Приморского края от 26.06.2006 N 389-K3 "Об обеспечении жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на территории Приморского края", Законом Приморского края от 11.11.2005 N297-КЗ "О порядке ведения органом местного самоуправления Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", оценив доказательства наличия недвижимого имущества в собственности у членов семьи истца, их действия по отчуждению объектов недвижимости, пришел к выводу об отсутствии у Шестопалова А.Н. права на получение мер социальной поддержки в виде получения выплаты за счет средств федерального бюджета, как лицу, поставленному на соответствующий учет до ДД.ММ.ГГГГ.
С такими выводами судов первой и апелляционной инстанций соглашается суд кассационной инстанции, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым дана оценка на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности, взаимной связи, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При разрешении спора правильно применены вышеуказанные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, не допущено.
Обсуждая доводы кассационной жалобы о праве истца на меры социальной поддержки, аналогичные лицам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 января 2005 года, суд кассационной инстанции полагает их основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Как в соответствии со ст. 28, ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, так и в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ предусмотрено, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений упомянутой части.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ, действовавшей с 1 января 2015 г.) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из даты первоначального обращения истца с заявлением о постановке на учет нуждающихся только ДД.ММ.ГГГГ (т.е. после ДД.ММ.ГГГГ) оснований для удовлетворения заявленных требований со ссылкой на возникновение права Шестопалова А.Н. на меры социальной поддержки в 1997 году, обоснованно не установлено.
При этом ссылка на отсутствие возможности постановки на учет ввиду несвоевременной выдачи удостоверения, подтверждающего статус "Ветерана боевых действий", сама по себе основанием к отмене законных судебных актов явиться не может, поскольку как установлено судебными инстанциями такое удостоверение было получено Шестопаловым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ, обращение с заявлением о постановке на учет последовало спустя значительное время.
Разрешая спор, суды правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные доказательства оценили по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушения либо неправильного применения норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Принимая во внимание отсутствие в кассационной жалобе указаний на обстоятельства, которые бы могли в силу ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации явиться основанием к отмене принятых по делу судебных актов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
решение Артемовского городского суда Приморского края от 17 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шестопалова Андрея Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.