Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Сокуровой Ю.А.
судей Полозовой Д.В. и Голубевой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1399/2022 по иску Волынчиковой Т.В. к ГБУ г. Москвы "Жилищник района Хорошево-Мневники", ГБУ МФЦ г. Москвы отделение по району Хорошево-Мневники об обязании произвести перерасчет начислений по коммунальным платежам
по кассационной жалобе Волынчиковой Т.В. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 07.02.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.12.2022
Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Полозовой Д.В,
УСТАНОВИЛА:
Истцом предъявлены требования к ответчикам об обязании произвести перерасчет начислений по коммунальным платежам за холодное и горячее водоснабжение.
Требования мотивированы тем, что ГБУ "Жилищник района Хорошево-Мневники" является управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: Москва, "адрес", собственником "адрес" данном доме являлся Волынчиков А.А. - супруг истца, который скончался 03.08.2020. Истец вступил в наследство, зарегистрировав право собственности на данное жилое помещение в предусмотренном законом порядке 21.04.2021. Квартира оборудована индивидуальными приборами учета, супруг истца при жизни подавал сведения о показаниях приборов учета, предположительно последний раз 31.10.2018 (3, 54 м. куб ХВС, 2, 84 м. куб - ГВС), впоследствии показания не передавались. Между истцом и ответчиком составлен акт контрольных показаний индивидуальных приборов учета от 13.07.2021, согласно которому показания ХВС - 13, 852 м. куб, показания ГВС - 3, 024 м. куб. Истец полагает, что горячей воды потреблено 0, 18 куб. метров, холодной воды - 10, 49 куб. метров за весь указанный период. Тем не менее, ответчик ГБУ г. Москвы "Жилищник района Хорошево-Мневники" начисляет плату за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение по нормативным показателям. Истцом предложено выполнить перерасчет, во внесудебном порядке в перерасчете отказано. Данные действия истец полагает незаконными и ведущими к неосновательному обогащению управляющей организации. Истец просил суд обязать ГБУ Жилищник выполнить перерасчет коммунальных услуг ХВС, ГВС, водоотведение за период с ноября 2018 г. по июль 2021 г, потребленных в ее квартире.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 07.02.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.12.2022, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты первой и апелляционной инстанций.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в ходе судебного разбирательства доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 153, 154, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), 309-310 ГК РФ, подп. "д" п. 34, 80, 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пришел к выводу об отсутствии оснований для перерасчета с учетом фактических показаний приборов учета горячего и холодного водоснабжения объема потребленных указанных коммунальных услуг за спорный период, фактически посчитав, что ответчик в случае непредставления за определенный период показаний индивидуальных приборов учета лишается возможности в последующем требовать перерасчета фактических объемов потребления коммунальных услуг исходя из показаний расчетных приборов учета.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами также согласился.
Судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Закрепляя в части 1 статьи 157 ЖК РФ общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, Кодекс наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по детализации установленного данной статьей нормативного регулирования, в том числе при определении платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в случае непредставления им показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Подпункт "ж" пункта 31 Правил N 354, устанавливая обязанность исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, а также требованиями подпункта "к" пункта 33, пунктов 36, 42, подпункта "б" пункта 59 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, а в случае непредставления потребителем показаний приборов учета - исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета, начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.При этом, в соответствии с пунктом 84 Правил N 354 при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
В силу подпункта "б" пункта 82, пункта 83 Правил N 354 на исполнителя возлагается обязанность проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных приборов учета путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители). Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца.
Из пункта 61 Правил N 354 следует, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.
Данное нормативное регулирование носит императивный характер и обязывает произвести перерасчет потребителю за все время, то есть с того расчетного периода, когда он не передавал показания ИПУ, и до расчетного периода, когда он такие показания передал или когда значение этих показаний было установлено в результате проверки (третий абзац пункта 61).
При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Исключений из данного правила не предусмотрено.
Следовательно, для целей расчета размера платы за коммунальную услугу при ее перерасчете исполнителем производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или исключение излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.
По смыслу указанных норм права исключается правомерность удержания полученной от абонента оплаты при наличии исправного прибора учета, зафиксировавшего фактическое потребление воды (отведение сточных вод) в меньшем объеме, чем было определено одним из расчетных способов.
Судами установлено, что жилое помещение истца оборудовано индивидуальными приборами учета ГВС и ХВС.
Как следует из письма ответчика и не оспаривается истцом, потребителем с 01.11.2018 по 13.07.2021 не предавались показания приборов учета (л.д.27-28).
Согласно акта снятия контрольных показаний ИПУ от 13.07.2021 (л.д. 9), на данную дату зафиксированы текущие показания приборов учета холодной и горячей воды, никаких замечаний к приборам учета в акте не зафиксировано, следовательно, приборы учета являются находящимися в межповерочном интервале и расчетными. О нерасчетности приборов учета ответчиком в ходе рассмотрения дела не заявлялось.
Таким образом, поскольку у ответчика с 13.07.2021 имелись сведения о показаниях установленных у потребителя приборов учета холодного и горячего водоснабжения, у ответчика возникла предусмотренная п. 61 Правил N 354 обязанность по осуществлению перерасчета платы за коммунальную услугу исходя из снятых им в ходе проверки показаний указанных приборов учета с отнесением результатов перерасчета на расчетный период - июль 2021 г.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для освобождения ответчика от обязанности перерасчета платы за холодное и горячее водоснабжение, поставленное в оборудованное исправным ИПУ жилое помещение истца в многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N302-ЭС19-14339 от 26.08.2019.
Данные обстоятельства о наличии оснований для проведения перерасчета, как суд первой инстанции, так и согласившаяся с ним апелляционная инстанция, в результате неправильного применения норм материального права не определили.
В силу части 1 статьи 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Суд кассационной инстанции находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истца.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 ГПК РФ), Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит нужным отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.12.2022 и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06.12.2022 - отменить, направить гражданское дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.