Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Вологды на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 октября 2022 года по административному делу N 2а - 5070/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Вологды, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к городскому округу город Вологда в лице Администрации города Вологды, Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды, Департаменту имущественных отношений Вологодской области об оспаривании бездействия и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Администрации города Вологды Малафеевской М.Г, пояснения представителя Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды Савиной И.М, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя прокуратуры Вологодской области Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор города Вологды обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к городскому округу город Вологда в лице Администрации города Вологды, в котором с учетом уточнения административных исковых требований просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной доступности улицы Сметьевской города Вологды, и обязать городской округ город Вологда в лице Администрации города Вологды обеспечить транспортную доступность улицы Сметьевской, устойчивое круглогодичное автомобильное и пешеходное сообщение к улице Сметьевской города Вологды путем строительства автомобильной дороги в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование административных исковых требований указано, что в реестре объектов муниципальной собственности городского округа город Вологда учитывается улица Сметьевская, к которой отсутствует подъезд, что нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на указанной улице, создает угрозу жизни и здоровью граждан, препятствует проезду транспорта, в том числе специального, лишает жителей возможности реализовать свои социальные права.
Протокольным определением от 11 мая 2022 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды.
Протокольным определением от 26 мая 2022 года Департамент имущественных отношений Вологодской области исключен из числа заинтересованных лиц и привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 20 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 октября 2022 года признано незаконным бездействие городского округа город Вологда в лице Администрации города Вологды, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной доступности улицы Сметьевской города Вологды. На городской округ город Вологда в лице Администрации города Вологды возложена обязанность обеспечить транспортную доступность улицы Сметьевской города Вологды, круглогодичное автомобильное и пешеходное сообщение к улице Сметьевской города Вологды путем строительства автомобильной дороги в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 20 февраля 2023 года, Администрация города Вологды просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применением судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что общая площадь улицы составляет 25590 кв.м, и установленного судом 2-х летнего срока недостаточно для исполнения решения суда. В настоящее время обеспечивается содержание существующего проезда к ул. Сметьевской.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в реестре объектов муниципальной собственности городского округа город Вологды учитывается улица Сметьевская протяженностью 146 погонных метров.
Указанная улица застроена жилыми домами, однако к ней отсутствует автомобильная дорога, соединяющая ее с улично - дорожной сетью города Вологды.
Жители улицы Сметьевской города Вологды неоднократно обращались с жалобами в Администрацию города и прокуратуру по факту отсутствия подъезда к улице.
По жалобе Крыловой В.Н. прокуратурой города Вологды проведена проверка, в результате которой выявлено длительное бездействие городского округа города Вологды в лице Администрации города Вологды, выразившееся в непринятии мер по обеспечению транспортной доступности улицы Сметьевской.
Генеральным планом муниципального образования "Город Вологда", утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 N 171, вблизи улицы Сметьевской предусмотрено размещение улицы местного значения, срок реализации генерального плана - 2035 год.
Постановлением Администрации города Вологды от 28.03.2022 N 456 утвержден проект планировки территории, ограниченной улицей Молодежной - рекой Путка - улицей Новгородской - рекой Шограш - Окружным шоссе, которым предусмотрена улица местного значения Олимпийская и основной проезд, обеспечивающие доступ к улице Сметьевской.
Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что финансирование на проектирование и строительство автомобильной дороги к улице Сметьевской Администрацией города Вологды не запрашивалось и не выделялось, существующий проезд к указанной улице с Окружного шоссе между торговыми центрами (Окружное шоссе, д. 51 и д. 53) требованиям к автомобильной дороге не отвечает, ввиду чего имеется незаконное бездействие административного ответчика и наличие оснований для возложения на Администрацию города Вологды обязанности обеспечить транспортную доступность улицы Сметьевской.
Данные выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под дорожной деятельностью, согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 9 статьи 6 данного Федерального закона к собственности городского округа отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципалыюго значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 44 Устава городского округа города Вологды, принятого решением Вологодской городской Думы от 25.08.2005 N 301, Администрация города Вологды организует транспортное обслуживание населения, осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа города Вологды контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа города Вологды, организацию дорожного движения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, не отнесенные к компетенции Вологодской городской Думы или Главы города Вологды.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что отсутствие проезда к улице Сметьевской, на которой расположены жилые дома, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в них, создает угрозу безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей.
Возлагая на административного ответчика обязанность обеспечить транспортную доступность и определяя срок, в течение которого она должна быть выполнена, суд учел необходимость проведения всех подготовительных действий при строительстве дорог, их согласования, финансирования, проведения значительного объема работ.
Доводы кассационной жалобы о том, что срок, установленный судом для выполнения обязанности является недостаточным, получили оценку суда апелляционной инстанции, правомерно указавшей на то, что срок является разумным и достаточным для принятия всех необходимых мер. При наличии исключительных обстоятельств, объективно препятствующих выполнению решения в установленный срок, Администрация города Вологды не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения.
Суды первой и второй инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 октября 2022 года по административному делу N 2а - 5070/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Вологды - без удовлетворения.
Решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Вологодского областного суда от 13 октября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.