Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Городкова А.В, Судей: Жидковой О.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сапожниковой Т. В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года по административному делу N 2а - 5250/2022 по административному иску Сапожниковой Т. В. к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным требования к собственнику жилого помещения многоквартирного дома в части установления срока для добровольного сноса дома.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Сапожникова Т.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным требования к собственнику жилого помещения многоквартирного "адрес" в части установления срока для добровольного сноса дома до 15 февраля 2025 года, возложении обязанности установить срок для добровольного сноса жилого помещения 6 месяцев, то есть до 01 сентября 2022 года с направлением соответствующего требования.
В обосновании заявленных требований административный истец сослалась на то, что постановлением административного ответчика данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, при этом требованием от 01 марта 2022 года администрацией МО ГО "Сыктывкар" установлен срок собственникам жилых помещений для добровольного сноса многоквартирного дома равного 36 месяцам со дня получения требования. Истец полагает, что установленный 36 - месячный срок не отвечает принципу разумности и установлен без соблюдения права граждан на сохранность их жизни и здоровья. Установление срока для сноса дома не может являться произвольным без учета объективных данных технического состояния многоквартирного дома.
Определением суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено должностное лицо УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Гонтарь А.Г.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года, в удовлетворении административных требований Сапожниковой Т.В. к Администрации МО ГО "Сыктывкар" о признании незаконным требования от 01.03.2022 N01-04/27 к собственнику жилого помещения многоквартирного дома N13 по адресу г. Сыктывкар, ул. Уральская в части установления срока для добровольного сноса дома до 15 февраля 2025 года, возложении обязанности установить срок для добровольного сноса жилого помещения 6 месяцев с направлением соответствующего требования отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 февраля 2023 года, Сапожниковой Т.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, с вынесением нового решения об удовлетворении требований, ввиду неправильного применения норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указала, что 36-месячный срок является неразумным, нарушающим ее жилищные права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Сапожникова Т.В. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: г.Сыктывкар, ул. Уральская, д. 13, кв. 2, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар" от 15 февраля 2022 года N 2/393 многоквартирный дом по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Определен срок до 2029 года по принятию мер по расселению граждан с указанного многоквартирного дома. Управлению ЖКХ Администрации МО ГО "Сыктывкар" поручено направить собственниками помещений требования о сносе данного многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.
01 марта 2022 года УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар" Сапожниковой Т.В. как собственнику жилого помещения N2 в "адрес", направлено требование N01-04/27, в котором административному истцу на основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлен срок для добровольного сноса данного многоквартирного дома до 15 февраля 2025 года. Разъяснено, что ненаправление ответа в установленный в постановлении срок до 15 мая 2022 года будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению специализированной организации ГБУ РК "РУТИКО" от 22 декабря 2021 года по обследованию здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Уральская, 13, установлено, что жилой дом 1949 года постройки, здание деревянное, физический износ составляет 70%. Техническое состояние фундамента оценивается как аварийное. Конструктивные элементы многоквартирного дома находятся в аварийном состоянии. Категории технического состояния установлены согласно классификации ГОСТ 31937-2011. В конструкциях несущих стен и внутренних перекрытий имеются деформации, прогибы которые приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности здания в целом. Балки чердачного и цокольного перекрытия не обеспечивают необходимую жесткость, прогнуты, поражены гнилью и жучком, что грозит обрушением. В квартирах присутствует запах сырости и плесени, имеются следы протечек и мокрые плесневые пятна на потолке и стенах, а это ухудшение качества атмосферного воздуха. На стенах, потолках, окнах осмотренных помещений видны следы грибка, плесени, чувствуется повышенная влажность, что является благоприятной средой для выплода насекомых.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суды исходили из того, что оспариваемое административным истцом требование принято администрацией МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса РФ порядка, установленный срок является разумным.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тесту также - Положение).
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления (за исключением случаев, указанных в пункте 7(1) данного Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям. Данное решение оформляется в виде заключения и в 3-дневный срок направляется комиссией в орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (пункты 47 и 47(1) Положения).
На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (в частности, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Реализуя предоставленные законом полномочия, администрация МО ГО "Сыктывкар" требованием от 01 марта 2022 года N 01-41/27 собственнику жилого помещения N2 в многоквартирном доме N13 по ул. Уральская г.Сыктывкара, установиласрок для добровольного сноса многоквартирного дома до 15 февраля 2025 года. Кроме того в требовании указано, что о принятом решении необходимо сообщить в письменном виде в срок до 15 мая 2022 года, при этом ненаправление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Судами верно указано, что оспариваемое требование администрации МО ГО "Сыктывкар" от 01 марта 2022 года соответствует требованиям закона, а само по себе то обстоятельство, что органом местного самоуправления установлен срок добровольного сноса многоквартирного дома в срок до 15 февраля 2025 года, не нарушает прав истца и не создает ему препятствий к осуществлению таковых.
Доводы кассационной жалобы о том, что установленный срок является неразумным и произвольным, был предметом обсуждения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен как несостоятельный ввиду того, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является исключительно компетенцией органа местного самоуправления.
Оспариваемое требование не препятствует собственникам помещений многоквартирного дома ранее установленного в нем срока решить вопрос о его сносе, направив в адрес администрации муниципального образования МО ГО "Сыктывкар" соответствующее решение.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года по административному делу N 2а - 5250/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Сапожниковой Т. В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 12 сентября 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 апреля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.