Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39 на решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 30 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 августа 2022 года по административному делу N 2а - 4562/2022 по административному исковому заявлению Регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50 к участковой избирательной комиссии N 1793, участковой избирательной комиссии N 1794, участковой избирательной комиссии N 1795, участковой избирательной комиссии N 1796, участковой избирательной комиссии N 1799, участковой избирательной комиссии N 1800, участковой избирательной комиссии N 1801, участковой избирательной комиссии N 1802, участковой избирательной комиссии N 1803, участковой избирательной комиссии N 1805, участковой избирательной комиссии N 1806, участковой избирательной комиссии N 807, участковой избирательной комиссии N 1808, участковой избирательной комиссии N 1809, участковой избирательной комиссии N 810, участковой избирательной комиссии N 1859, Территориальной избирательной комиссии N9 о признании незаконными решений об итогах голосования на избирательном участке по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, решений об итогах голосования на избирательном участке, решения об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт- Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N3.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Карпенко Ю.В, Непомшина Д.В, Мохова И.С, Осипова С.В, Сташевского И.А, Бродовских А.А, Менькова Д.П, Зеровой Ю.А, Гончар А.Г, Мехнецовой Е.И, Ширяевой А.В, Регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" Ткаченко И.В, административных истцов Мохова И.С, Зерову Ю.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Территориальной избирательной комиссии N 9, участковых избирательных комиссий N 1793, N 1794, N 1795, N 1796, N 1799, N 1800, N 1801, N 1802, N 1803, N 1805, N 1806, N 1807, N 1808, N 1809, N 1810, N 1859 Архиповой Е.С, представителя заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии N 18 - Дятлова В.О, представителя Санкт - Петербургской избирательной комиссии Мухаметхановой Э.Р, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Поповой Е.В, полагавшей решения судов законными и обоснованными, кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
28 сентября 2021 года Карпенко Ю.В, Непомшин Д.В, Кучерявенко Е.В, Мохова И.С, Осипова С.В, Сташевский И.А, Бродовских А.А, Шарипов О.С, Меньков Д.П, Зерова Ю.А, Гончар А.Г, Мехнецова Е.И, Бобылёва Ю.М, Лысов Д.В, Молчанов М.А, Солодков Н.Н, Ширяева А.В, Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" обратились в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии N 9, избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт - Петербурга муниципальный округ Ланское, участковым избирательным комиссиям N 1793, N 1794, N 1795, N 1796, N 1799, N 1800, N 1801, N 1802, N 1803, N 1805, N 1806, N 1807, N 1808, N 1809, N 1810, N 1859, в котором просили отменить решения указанных участковых избирательных комиссий об итогах голосования на соответствующих избирательных участках на выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать нействительными соответствующие протоколы об итогах голосования, отменить решение ТИК N 9 об утверждении итогов голосования на выборах депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга по одномандатному избирательному округу N 3 на соответствующей территории, признать нействительным протокол ТИК N 9, отменить решения указанных участковых избирательных комиссий об итогах голосования на соответствующих избирательных участках на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт - Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2, отменить решение Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт - Петербурга муниципальный округ Ланское о результатах
выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2.
В уточненном административном исковом заявлении административный истец Карпенко Ю.В. просит отменить решения N 1 участковых избирательных комиссий NN 1793, 1794, 1795, 1796, 1799, 1800, 1801, 1802, 1803, 1805, 1806, 1807, 1808, 1809, 1810, 1859 об итогах голосования на соответствующих избирательных участках по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительными соответствующие протоколы N 1 об итогах голосования.; административный истец Непомшин Д.В. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1794 об итогах голосования на избирательном участке N 1794 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1794 об итогах голосования на избирательном участке N 1794 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Мохов И.С. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1796 об итогах голосования на избирательном участке N 1796 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1796 об итогах голосования на избирательном участке N 1796 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Ширяева А.В. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1800 об итогах голосования на избирательном участке N 1800 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1800 об итогах голосования на избирательном участке N 1800 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Осипов С.В. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1801 об итогах голосования на избирательном участке N 1801 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1801 об итогах голосования на избирательном участке N 1801 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Сташевский И.А. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1803 об итогах голосования на избирательном участке N 1803 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1803 об итогах голосования на избирательном участке N 1803 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Бродовских А.А. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1805 об итогах голосования на избирательном участке N 1805 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования N 1, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1805 об итогах голосования на избирательном участке N 1805 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Меньков Д.П. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1807 об итогах голосования на избирательном участке N 1807 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1807 об итогах голосования на избирательном участке N 1807 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Зерова Ю.А. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1808 об итогах голосования на избирательном участке N 1808 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1808 об итогах голосования на избирательном участке N 1808 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Гончар А.Г. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1809 об итогах голосования на избирательном участке N 1809 по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1809 об итогах голосования на избирательном участке N 1809 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
административный истец Мехнецова Е.И. просит отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1810 об итогах голосования на избирательном участке N 1810 по выборам депутатов Государственной Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования, отменить решение N 1 участковой избирательной комиссии N 1810 об итогах голосования на избирательном участке N 1810 по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительным соответствующий протокол N 1 об итогах голосования;
Региональное отделение Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ" просит отменить решения N 1 участковых избирательных комиссий NN 1793, 1794, 1796, 1799, 1800, 1801, 1802, 1803, 1805, 1806, 1807, 1808, 1809, 1810, 1859 об итогах голосования на соответствующих избирательных участках по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3, признать недействительными соответствующие протоколы N 1 об итогах голосования, отменить решение Территориальной избирательной комиссии N 9 об утверждении итогов голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 на соответствующей территории, признать недействительным соответствующий протокол ТИК N 9.
Определением судьи от 11 ноября 2021 года административное исковое заявление Шарипова О.С. возвращено.
Определением судьи от 11 ноября 2021 года административные исковые требования Мохова И.С, Бобылёвой Ю.М, Лысова Д.В, Молчанова М.А, Солодкова Н.Н, Ширяевой А.В, Осипова С.В, Гончар А.Г. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское, участковым избирательным комиссиям N 1800, N 1801, N 1806, N 1809 о признании незаконными решения об итогах голосования на соответствующих избирательных участках на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2, решения о результатах выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Ланское шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 2 выделены в отдельное производство являлись предметом рассмотрения самостоятельного административного дела N2а-4564/2022.
Определением судьи от 11 ноября 2021 года административное исковое заявление было принято к производству, при этом в отдельное производство выделены административные исковые требования Карпенко Ю.В, Непомшина Д.В, Мохова И.С, Осипова С.В, Сташевского И.А, Бродовских А.А, Менькова Д.П, Зеровой Ю.А, Гончар А.Г, Мехнецовой Е.И, Ширяевой А.В. к участковым избирательным комиссиям NN 1793, 1794, 1795. 1796, 1799, 1800. 1801, 1802, 1803, 1805. 1806, 1807, 1808. 1809. 1810, 1859 о признании незаконными решений об итогах голосования на избирательном участке по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 215 с рассмотрением данных требований в рамках административного дела N 2а-13079/2021, а также административные исковые требования Регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", Непомшина Д.В, Мохова И.С, Осипова С.В, Сташевского И.А, Бродовских А.А, Менькова Д.П, Зеровой Ю.А, Гончар А.Г, Мехнецовой Е.И, Ширяевой А.В. к Территориальной избирательной комиссии N 9, участковым избирательным комиссиям NN 1793, 1794, 1795, 1796, 1799, 1800, 1801, 1802, 1803, 1805, 1806, 1807, 1808, 1809, 1810, 1859 о признании незаконными решений об итогах голосования на избирательном участке, решения об утверждении итогов голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 с рассмотрением данных требований в рамках административного дела N 2а-13080/2021.
Определением от 19 января 2022 года административные дела N 2а- 13079/2021 и N 2а-13080/2021 объединены в одно производство с присвоением номера N 2а-13079/2021, после перерегистрации дела в новом году присвоен единый номер N2а-4562/2022.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе голосования и подсчета голосов каждым из административных ответчиков были допущены нарушения избирательного законодательства: нарушение порядка голосования, нарушение порядка подсчета голосов и в целом установления итогов голосования, воспрепятствование наблюдению за проведением голосования и подсчетом голосов избирателей, в том числе, незаконное удаление с избирательных участков членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и самих кандидатов, иные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме.
Решением Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 30 марта 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 22 августа 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 02 марта 2023 года, заявители просят об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении требований, полагая их постановленными без учета фактических обстоятельств дела, неправильным применением норм материального права, нарушением при принятии решения норм процессуального права. Указали, что при рассмотрении дела были нарушены их конституционные права, допущена дискриминация, нарушено право на судебную защиту.
В возражениях на кассационную жалобу представители Территориальной избирательной комиссии N 9, участковых избирательных комиссий N 1793, N 1794, N 1795, N 1796, N 1799, N 1800, N 1801, N 1802, N 1803, N 1805, N 1806, N 1807, N 1808, N 1809, N 1810, N 1859, Санкт - Петербургской избирательной комиссии просят оставить судебные акты без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.
В соответствии с Постановлением ЦИК России от 18 июня 2021 года N 11/87-8 "О проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение нескольких дней подряд" 17-19 сентября 2021 года проходило голосование избирателей избирательных участков N 1793, N 1794, N 1795, N 1796, N 1799, N 1800, N 1801, N 1802, N 1803, N 1805, N 1806, N 1807, N 1808, N 1809, N 1810, N 1859 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по федеральному избирательному округу и по одномандатному избирательному округу N 215, а также по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва - по единому округу и по одномандатному округу и ряда муниципальных советов внутригородских муниципальных образований, результаты которых оформлены протоколами участковой избирательной комиссии N 1793, N 1794, N 1795, N 1796, N 1799, N 1800, N 1801, N 1802, N 1803, N 1805, N 1806, N 1807, N 1808, N 1809, N 1810, N 1859.
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 16 июня 2021 года N 293 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга седьмого созыва" соответствующие выборы депутатов назначены на 19 сентября 2021 года.
Распоряжением N 1321-р от 25 августа 2021 года внесены изменения в распоряжение администрации от 17 января 2013 года N 22-р "Об образовании избирательных участков на территории Приморского района Санкт-Петербурга", Приложением к указанному распоряжению является Перечень избирательных участков, образованных в границах Приморского района Санкт-Петербурга, для проведения голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума на всех видах выборов, местных референдумах, проводимых на территории Санкт-Петербурга, а также референдуме Санкт-Петербурга.
Итоги голосования по выборам депутатов Законодательного Собрания Санкт - Петербурга седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 3 на избирательных участках N 1793, N 1794, N 1795, N 1796, 1799, N 1800, N 1801, N 1802, N 1803, N 1805, N 1806, N 1807, N 1808, 809, N 1810, N 1859 оформлены соответствующими протоколами N 1 участковых избирательных комиссий об итогах голосования от 19 сентября 2021 года, 20 сентября 2021 года.
Указанные протоколы подписаны председателем участковой избирательной комиссии, его заместителем, секретарем комиссии и членами УИК с правом решающего голоса.
Протоколом N 1 Территориальной избирательной комиссии N 9 от 20 сентября 2021 года об итогах голосования по одномандатному избирательному округу N 3 подведены итоги голосования по указанному одномандатному избирательному округу на соответствующей территории.
Итоги голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Северо- Западный одномандатный избирательный округ N 215 на избирательных участках N 1793, N 1794, N 1795, N 1796, N 1799, N 1800, N 1801, N 1802, N 1803, N 1805, N 1806, N 1807, N 1808, N 1809, N 1810, N 1859 оформлены соответствующими протоколами N 1 участковых избирательных комиссий об итогах голосования от 19 сентября 2021 года, 20 сентября 2021 года.
Указанные протоколы подписаны председателем УИК, его заместителем, секретарем комиссии и членами УИК с правом решающего голоса.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что административными истцами не представлено доказательств того, что указанные ими нарушения исключают возможность установления действительной воли избирателей. Сведений о возбуждении дел за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования не имеется, оспариваемые административными истцами протоколы N1 избирательных комиссий об итогах голосования составлены в соответствии с требуемыми правовыми предписаниями.
Относительно заявленных стороной административного истца дополнительных оснований, которые изначально отсутствовали в административном исковом заявлении и были заявлены в предварительном судебном заседании 08 декабря 2021 года в порядке уточнения административного иска, суд пришел к выводу о пропуске административными истцами срока обращения в суд с дополнительными основаниями административного иска, поскольку оспариваемые решения участковых избирательных комиссий приняты 19 сентября 2021 года, 20 сентября 2021 года, оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии N 9 принято 20 сентября 2021 года, а дополнительные основания обжалования данных решений заявлены стороной административного истца в ходе предварительного судебного заседания 08 декабря 2021 года, то есть по истечении десяти дней, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (пункт 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, закреплены в Федеральном законе от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" детально регламентируется порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.
Согласно пункту 1 статьи 68 Федерального закона Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
В силу пункта 2 статьи 68 названного Федерального закона подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
Исходя из положений пункта 3 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", после окончания времени голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями, участниками референдума при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования. При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 7 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) избирателей, участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования (пункт 4 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать члены участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (пункты 8 и 9 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12, 16 и 17 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии (пункт 10 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Согласно пункту 15 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов по многомандатным избирательным округам и наличии у избирателя более одного голоса сортировка бюллетеней, поданных за каждого из кандидатов, не производится. Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу, содержащую фамилии всех кандидатов, внесенных в бюллетень, и суммируются.
В соответствии частью 1 статьи 84 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" участковая избирательная комиссия оформляет свои решения об итогах голосования на соответствующем избирательном участке двумя протоколами: протоколом N 1- об итогах голосования по одномандатному избирательному округу и протоколом N 2 - об итогах голосования по федеральному избирательному округу.
Согласно пункту 26 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Пунктом 27 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что, если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, имеющих право присутствовать при подсчете голосов избирателей, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования; выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются; участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре, а лицо, получившее заверенную копию, расписывается в нем; ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола (пункт 29).
Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 4 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67 - ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности, установленной пунктом 2 настоящей статьи. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.
На основании пункта 10 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
При этом, согласно пункту 1.3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2. настоящей статьи.
Суды правомерно пришли к выводу о том, что, исходя из принципа недопустимости отмены результатов выборов только по формальным основаниям, из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению воли избирателей, а равно создали условия невозможности установления действительной воли избирателей не допущено.
Судами установлено, что доказательств нарушения порядка подсчета голосов или установления результатов выборов, не позволяющих установить действительное волеизъявление избирателей, суду не представлено, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, всем конкретным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, сведений о существенных нарушениях норм материального и процессуального права не содержит, следовательно, удовлетворению не подлежит.
Заявителями в кассационной жалобе фактически ставится вопрос о переоценке установленных судами обстоятельств и представленных доказательств.
Между тем исходя из требований процессуальных норм, устанавливающих полномочия суда кассационной инстанции и пределы рассмотрения административного дела в кассационном порядке, суд кассационной инстанции проверяет только законность обжалуемых судебных актов исключительно с точки зрения правильности применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права. Переоценка доказательств по делу, установление новых обстоятельств выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербурга от 30 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 августа 2022 года по административному делу N 2а - 4562/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Социалистической политической партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ", Карпенко Ю. В, Непомшина Д. В, Мохова И. С, Осипова С. В, Сташевского И. А, Бродовских А. А.овича, Менькова Д. П, Зеровой Ю. А, Гончар А. Г, Мехнецовой Е. И, Ширяевой А. В. - без удовлетворения.
Решение Приморского районного суда г. Санкт - Петербурга от 30 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 22 августа 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.