Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-1764/2022) по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 июня 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2022г. (N33а-5860/2022) по административному иску Белоглазова В.Л. к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белоглазов В.Л. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условии содержания, выразившиеся в необеспечении ФКУ ИК-1 УФСИН России вещевым довольствием, в обоснование которого указал, что по прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми для отбытия наказания он был не в полном объеме обеспечен вещевым довольствием, а именно ему не был выдан второй комплект х/б костюма, второй комплект постельного белья, тапочки и кружка, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов, просил взыскать в его пользу компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 1000000 рублей.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 июня 2022г. административный иск Белоглазова В.Л. удовлетворен в части.
С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Белоглазова В.Л. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4000 рублей. В удовлетворении требований о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми отказано.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении обращено к немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2022г. решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 июня 2022г. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми просит отменить или изменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-УИК РФ) предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право на присуждение за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (абзац 8 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В силу ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г. N1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности ответственность по обязательствам несут как соответствующие территориальные, так и федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
Согласно п.4 ст.82 УИК РФ администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденных одеждой установленного образца. Форма одежды определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.99 УИК РФ осужденные обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Нормы вещевого довольствия осужденных установлены Приказом Минюста России от 3 декабря 2013г. N216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", который содержит перечень вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях.
Согласно приложения N1 к Приказу Минюста России от 3 декабря 2013г. N216 осужденным мужчинам, отбывающим наказание в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов и колониях-поселениях выдаются: головной убор зимний, головной убор летний, куртка утепленная, свитер трикотажный, брюки утепленные, пантолеты литьевые в количестве по 1 штуке сроком носки на 3 года; 2 комплекта костюма сроком носки на 3 года; сорочка верхняя - 2 штуки со сроком носки 2 года 6 мес.; белье нательное 2 комплекта сроком носки на 3 года; белье нательное теплое 2 комплекта со сроком носки 3 года; майки в количестве 3 штук сроком носки на 2 года; трусы - 2 штуки со сроком носки 1 год; носки хлопчатобумажные 4 пары и носки полушерстяные 2 пары сроком носки на 1 год; рукавицы утепленные 1 пара сроком носки на 1 год; тапочки 1 пара сроком носки на 3 года; ботинки комбинированные - 1 пара сроком носки на 3 года; сапоги мужские комбинированные зимние 1 пара сроком носки на 2 года 6 мес.; полуботинки летние 1 пара сроком носки на 2 года.
Снабжение постельными принадлежностями установлено в том числе простынями - 4 штуки, наволочками - 2 штуки.
Приложением N 6 к Приказу Минюста России от 3 декабря 2013г. N 216 определено, что отпуск вещевого довольствия осужденным производится равномерно в течение года с учетом положенности. Вещевое довольствие осужденных подразделяется на летнюю и зимнюю форму одежды. Переход на ношение летней и зимней формы одежды устанавливается приказами руководителей учреждений уголовно-исполнительной системы.
Порядок обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, определен Приложением N3 к Приказу Минюста России от 3 декабря 2013г. N216.
Согласно данному порядку выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету (пункт 2). При перемещении осужденных к лишению свободы из одного учреждения уголовно-исполнительной системы в другое они убывают в одежде и обуви, находящихся у них в пользовании. При перемещении осужденные обеспечиваются предметами вещевого довольствия по сезону в пределах положенности по утвержденным нормам снабжения (пункт 4).
Из материалов административного дела следует, что осужденный Белоглазов В.Л. отбывал наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 29 ноября 2020г. по 24 декабря 2021г, после чего освободился по окончании срока отбытия наказания.
Из лицевого счета осужденного Белоглазова В.Л, открытого на имя истца по прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, следует, что осужденному Белоглазову В.Л. 1 декабря 2020г. выданы: 1 телогрейка, 1 шаровары ватные, 1 костюм х/б, 1 белье нательное зимнее, 2 майки, 1 шапка, 1 сапоги, 2 пары х/б носков, 2 пары п/ш носков; 1 мая 2021г. выданы: 1 рубашка х/б, 2 трусов, 1 фуражка, 1 ботинки; 1 декабря 2020г. выданы: 2 простыни, 1 наволочка.
Принимая во внимание перечень предметов, которые должны быть выданы осужденному по прибытию в исправительное учреждение в соответствии с нормой N 1 приложения N 1 к Приказу Минюста России от 3 декабря 2013г. N216, суд первой инстанции установилнеобеспечение административного истца по прибытии в исправительное учреждение следующими предметами вещевого довольствия: вторым комплектом х/б костюма, тапками, кружкой, вторым комплектом постельных принадлежностей.
Руководствуясь положениями статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьями 10, 11, 82, 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, нормами вещевого довольствия осужденных, установленных Приказом Минюста России от 3 декабря 2013г. N216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", установив факт необеспечения Белоглазова В.Л. вещевым довольствием в полном объеме, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми прав административного истца на полное и своевременное обеспечение вещевым довольствием и о наличии оснований для взыскания в его пользу денежной компенсации за нарушение условий содержания, определив размер присужденной компенсации в сумме 4000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции по изложенным выше основаниям.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что нарушение условий содержания повлекло нравственные переживания административного истца, поскольку ненадлежащими условиями содержания (в части неполного и несвоевременного обеспечения предметами вещевого довольствия) ему причинены лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
При определении размера компенсации учтены характер, систематичность и продолжительность периода нарушения; присужденная в пользу административного истца компенсация отвечает принципам разумности и справедливости.
По общему правилу, установленному в части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если поименованным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Анализ норм Федерального закона от 27 декабря 2019г. N494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в их совокупности свидетельствует о том, что за компенсацией в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Федерального закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27 января 2020г.), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27 января 2020г, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.
Административным истцом заявлены требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания, имевших место после вступления вышеназванного Федерального закона в законную силу.
Однако, административный истец на момент подачи административного искового заявления отбывал наказание в виде лишения свободы и содержался в исправительном учреждении, что ограничивало его возможности по защите нарушенных прав и законных интересов.
В связи с чем, доводы о пропуске административным истцом срока обращения в суд, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом апелляционной инстанции правомерно отклонены.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Утверждение об отсутствии у административного истца права на обращение в суд с настоящим административным иском не согласуется с положениями ст.227.1 КАС РФ, приведенным выше Федеральным законом от 27 декабря 2019г. N494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и не основано на материалах дела.
Правовых оснований для снижения размера присужденной Белоглазову В.Л. компенсации по делу не имеется.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 июня 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 июня 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 29 августа 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 мая 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.