Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Уемское" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 января 2023 года по административному делу N 2а-1706/2022 по административному исковому заявлению Михалевой Ю. В. к администрации муниципального образования "Уемское" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
По первой инстанции решение вынесено Приморским районным судом Архангельской области 09 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Михалева Ю.В. обратилась с административным иском к администрации муниципального образования "Уемское" о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненаправлении требования о сносе многоквартирного дома, возложении обязанности направить такое требование.
В обоснование требований указала, что в соответствии с распоряжением от 16 декабря 2019 года N 133 главы муниципального образования "Уемское" дом N 111 по улице Большесельская в поселке Уемский Приморского района Архангельской области, собственником квартиры в котором она является, признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации муниципального образования "Уемское" от 16 декабря 2019 года срок отселения физических лиц из многоквартирного дома установлен не позднее 1 января 2029 года. Требование о сносе дома в адрес истца не направлялось.
Решением Приморского районного суда Архангельской области от 09 ноября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления Михалевой Ю.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 января 2023 года решение Приморского районного суда Архангельской области от 09 ноября 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым суд постановилиск Михалевой Ю.В. удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Уемское", выразившееся в не направлении Михалевой Ю.В. требования о сносе "адрес". Возложить обязанность на администрацию направить в адрес Михалевой Ю.В. требования о сносе указанного дома в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Взыскать с администрации в пользу Михалевой Ю.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 450 рублей.
На вступившее в законную силу судебное постановление административный ответчик подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене. В обоснование жалобы приводятся доводы о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее по тесту также - Положение).
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления (за исключением случаев, указанных в пункте 7(1) данного Положения).
По результатам работы комиссия принимает одно из предусмотренных пунктом 47 Положения решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в данном Положении требованиям. Данное решение оформляется в виде заключения и в 3-дневный срок направляется комиссией в орган местного самоуправления для последующего принятия решения, предусмотренного абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения (пункты 47 и 47(1) Положения).
На основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня его получения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения (в частности, решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу), и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).
Таким образом, определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Михалева Ю.В. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением администрации муниципального образования "Уемское" от 16 декабря 2019 года N 133 многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", признан аварийным и подлежащим сносу
28 декабря 2021 года Михалева Ю.В. обратилась к административному ответчику с заявлением, в котором просила предоставить требование о сносе указанного многоквартирного дома, а также направить распоряжение об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в указанном доме, в случае, если оно издавалось.
Письмом администрации муниципального образования "Уемское" от 25 января 2022 года N 79 административный ответчик разъяснил, что срок отселения физических лиц установлен не позднее 1 января 2029 года, требование о сносе многоквартирного дома будет направлено в адрес собственников помещений после утверждения Правительством Архангельской области адресной программы по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным после 1 января 2017 года.
Полагая бездействие, связанное с длительным не направлением требования о сносе дома нарушающим ее жилищные права, Михалева Ю.В. оспорила его в судебном порядке в установленный законом срок.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку распоряжение администрации муниципального образования "Уемское" от 16 декабря 2019 года, устанавливающее срок отселения физических лиц из спорного многоквартирного дома не позднее 1 января 2029 года, не оспорено, соответствующие мероприятия, связанные с расселением и сносом, должны быть проведены не позднее указанного срока.
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда не согласилась с указанными выводами и отменила решение суда первой инстанции по следующим основаниям.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, регулируются статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе, как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за 3 квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 декабря 2012 года (ответ на вопрос N 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, по общему правилу, при изъятии жилого помещения у собственника в связи с признанием жилого дома, в котором оно находится, аварийным и подлежащим сносу ему должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме. В случае включения многоквартирного жилого дома в адресную программу переселения, собственнику изымаемого жилого помещения предоставляется право выбора способа обеспечения его жилищных прав: получение возмещения в денежной форме или предоставление жилого помещения в собственность взамен изымаемого.
Целью адресной программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы" является переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2017 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в Программе.
Таким образом, многоквартирный дом, квартира в котором принадлежит административному истцу Михалевой Ю.В, на дату рассмотрения спора участником указанной программы не является, следовательно, ей должно быть выплачено возмещение за изымаемое жилое помещение в денежной форме.
Вместе с тем указанные обстоятельства не являются основанием для бездействия администрации.
Согласно экспертному заключению индивидуального предпринимателя Богданова С.В. от 6 сентября 2019 года проведение реконструкции дома невозможно, дом следует признать аварийным. Основание фундаментов из деревянных свай полностью прогнило и находится в подтопленном состоянии поверхностными водами. Замена венцов и выведение части дома в правильную схему не представляется возможным, так как данные работы повлекут за собой деформацию конструкций крыши, конструкций перекрытий и инженерных систем. Осадка здания в результате гниения нижних венцов привела к расхождению швов конструкций стен, что повлекло за собой нарушение заполнения швов между венцами наружных стен до 50%. В результате чего происходит полное промерзание стен в зимний период года.
Решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, который должен носить разумный характер, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Установленный срок отселения дома - не позднее 1 января 2029 года не отвечает требованиям разумности, с учетом технического состояния, степени его физического износа дома (77%), его конструктивных элементов, срок эксплуатации дома без капитального ремонта с момента постройки в 1963 году.
Согласно, разъяснениям, данным в пункте 22 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Оценивая разумность срока предъявления администрацией муниципального образования "Уемское" такого требования к собственникам, принимая во внимание недопустимость создания угрозы для здоровья и жизни людей, проживающих в аварийном доме, а также наступления последствий, которые могут привести к прекращению существования дома как объекта недвижимости и нарушению прав жильцов, в том числе на выкуп жилых помещений, время, необходимое для проведения мероприятий, предшествующих отселению жильцов, судебная коллегия приходит к выводу, что с даты издания администрацией муниципального образования "Уемское" распоряжения от 16 декабря 2019 года N 133 "О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", аварийным и подлежащим сносу", по дату рассмотрения настоящего спора (около 3 лет) такие разумные сроки истекли.
В связи с чем решение суда первой инстанции было правомерно отменено и принято новое решение об удовлетворении иска.
Кассационная жалоба не содержит доводов, которым не была бы дана оценка судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и оспариванию обоснованности выводов суда об установленных им по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалоб должен исходить из признанных установленными судами первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 января 2023 года по административному исковому заявлению Михалевой Ю. В. к администрации муниципального образования "Уемское" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Уемское" - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 26 января 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.