Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-952/2022) по кассационной жалобе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 2 сентября 2022г, дополнительное решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 11 октября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 января 2023г. (N33а-231/2023) по административному иску Вересова Е.А. к ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Вересов Е.А. обратился в суд с административным иском к ФСИН России, ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, просил признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в необеспечении его гигиеническими предметами в виде туалетной бумаги и хозяйственного мыла в вышеуказанные периоды, а также в нарушении срока рассмотрения его обращений по выдаче туалетной бумаги и хозяйственного мыла от 29 декабря 2021 г, 28 января 2022 г, 23 марта 2022 г. и 12 апреля 2022 г.; просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 300000 руб.
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 2 сентября 2022г. административный иск удовлетворен частично.
Признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, выразившееся в необеспечении административного истца в периоды с 16 января 2022г. по 5 февраля 2022г, с 25 февраля 2022г. по 20 апреля 2022г. туалетной бумагой и мылом. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Вересова Е.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3000 руб, в остальной части административного иска отказано.
Дополнительным решением суда признано незаконным бездействие ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия по рассмотрению обращения Вересова Е.А. по заявлению от 23 марта 2022 г. о предоставлении ему хозяйственного мыла и туалетной бумаги. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Вересова Е.А. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 января 2023г. решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 2 сентября 2022г. и дополнительное решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 11 октября 2022г. оставлены без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Как следует из материалов дела, 10 октября 2017г. Вересов Е.А. осужден Плесецким районным судом Архангельской области по части 3 статьи 30, части 3 статьи 159 УК РФ, на основании статьи 70 УК РФ к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В периоды с 29 декабря 2021г. по 5 февраля 2022г. и с 25 февраля 2022г. по 20 апреля 2022г. административный истец на основании статьи 77.1 УИК РФ содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия камерах NN24, 19, 23, 14, 40.
Вместе с Вересовым Е.А. в камере N24 содержался один осужденный, в камере N19 в период с 16 января 2022г. по 5 февраля 2022г. - 7 человек, с 25 февраля 2022г. по 6 марта 2022г. - 10 человек, с 11 марта 2022г. по 16 марта 2022г. - 7 человек, с 16 марта 2022г. по 22 марта 2022г. - 7 человек, с 22 марта 2022г. по 10 апреля 2022г. - 2 человека.
Согласно ведомости выдачи гигиенических предметов в период с 29 декабря 2021г. по 16 января 2022г. в камеру 24 была выдана туалетная бумага из расчета двух человек. При этом, доказательства выдачи Вересову Е.А. в период с 16 января 2022г. по 5 февраля 2022г. и с 25 февраля 2022г. по 20 апреля 2022г. туалетной бумаги и хозяйственного мыла в материалы дела не представлены.
С заявлением о выдаче гигиенического набора или гигиенических предметов 29 декабря 2021г, 28 января 2022г, 12 апреля 2022г. Вересов Е.А. не обращался.
23 марта 2022г. Вересов Е.А. обратился с заявлением на имя начальника ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия о предоставлении ему хозяйственного мыла и туалетной бумаги, которое не было рассмотрено, ответ административному истцу не представлен, мылом и бумагой он также не был обеспечен ввиду убытия из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия 20 апреля 2022г.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 10, 12, 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пунктов 40, 41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005г. N 189, постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005г. N205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время", пунктов 66, 67 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016г. N 295, пришел к выводу о частичном удовлетворении административного иска и определилразмер подлежащей взысканию компенсации за нарушение условий содержания Вересова Е.А. в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, выразившихся в необеспечении административного истца в периоды с 16 января 2022г. по 5 февраля 2022г, с 25 февраля 2022г. по 20 апреля 2022г. туалетной бумагой и мылом, в размере 3000 руб, а также, выразившихся в бездействии по рассмотрению заявления Вересова Е.А. от 23 марта 2022г. о предоставлении ему хозяйственного мыла и туалетной бумаги, в размере 1000 руб. Доводы административного истца об иных нарушениях условий его содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия судом первой инстанции отклонены как необоснованные.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав следующее.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации гарантируется охрана личности государством, а также запрет на пытки, насилие, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или наказание.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Так, о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены.
В соответствии с частью 2 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее-УИК РФ) при необходимости участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, осужденные могут быть по определению суда или постановлению судьи оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьмы.
Согласно положениям части 3 статьи 77.1 УИК РФ, в этом случае осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
С учетом изложенного, на Вересова Е.А, переведенного в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, в порядке части 2 статьи 77.1 УИК РФ, распространялись условия отбывания наказания в исправительном учреждении, соответственно в отношении него подлежали применению Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В рассматриваемые в рамках настоящего дела периоды действовали Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016г. N295 (далее - Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений).
Вместе с тем, в остальной части в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей деятельность следственных изоляторов регламентируется Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
На момент содержания Вересова Е.А. действовали Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005г. N189 (далее - Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов).
В силу частей 2 и 3 статьи 99 УИК РФ осужденные обеспечиваются, в частности, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, туалетной бумагой). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с минимальной нормой материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005г. N205, на одного мужчину в месяц установлены следующие минимальные нормы: хозяйственное мыло - 200 гр, туалетное мыло - 50 гр, туалетная бумага - 25 м.
Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995г. N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
В соответствии с пунктами 40, 41 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005г. N189, по заявлению подозреваемого или обвиняемого, при отсутствии необходимых денежных средств на его лицевом счете, по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, выдаются индивидуальные средства гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин). Для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются, в том числе мыло хозяйственное и туалетная бумага.
В соответствии с пунктами 91-93 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы, как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных (приложение N 5). Ответы на устные заявления подозреваемых и обвиняемых объявляются им в течение суток, о чем делается соответствующая отметка в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В случае назначения дополнительной проверки ответ дается в течение пяти суток. Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации СИЗО, регистрируются в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных и докладываются начальнику СИЗО, который принимает меры по их разрешению. При отсутствии такой возможности подозреваемому или обвиняемому даются соответствующие разъяснения. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации должен быть дан в течение десяти суток.
Пунктами 66-68 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений предусмотрено, что регистрация предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, изложенных письменно и адресованных администрации ИУ, осуществляется службой делопроизводства ИУ в течение 3-х дней с момента их подачи. Ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб не позднее чем в трехдневный срок после поступления под роспись выдаются осужденным на руки. При отказе осужденного хранить ответ у себя он приобщается к его личному делу. Ответы на устные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных, поступившие на личном приеме, администрацией ИУ и руководителями органов УИС в случае, если изложенные в них факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, могут быть даны устно в ходе личного приема, о чем делается запись в журнале личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в предложении, заявлении, ходатайстве или жалобе вопросов.
Учитывая положения вышеуказанных норм, установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о необеспечении административного истца в периоды с 16 января 2022г. по 5 февраля 2022г, с 25 февраля 2022г. по 20 апреля 2022г. туалетной бумагой и мылом, а также свидетельствующие о бездействии, выразившемся в не рассмотрении заявления Вересова Е.А. от 23 марта 2022 г, вывод суда первой инстанции о нарушении условий содержания Вересова Е.А. и о взыскании в его пользу компенсации признан судом апелляционной инстанции правильным.
Также, судом апелляционной инстанции учтено, что в ходе рассмотрения дела в нарушение ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ административными ответчиками ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлены доказательства в опровержение указанных обстоятельств.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 227.1 КАС РФ обоснованно учел характер допущенных нарушений, их объем, продолжительность, обстоятельства, при которых они допущены, и с учетом требований разумности и справедливости пришел к выводу о присуждении в пользу административного истца компенсации в общем размере 4000 руб. (с учетом дополнительного решения суда).
Установленная сумма компенсации соответствует принципам разумности и справедливости, способствует восстановлению баланса между нарушенными правами административного истца и мерой ответственности государства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Правовых оснований для снижения взысканной суммы компенсации по делу не имеется.
Кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 2 сентября 2022г, дополнительное решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 11 октября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 января 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия-без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 2 сентября 2022г, дополнительное решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 11 октября 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 27 января 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 17 мая 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.