Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой Е.В, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 декабря 2022 г. по гражданскому делу N 2-8612/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в стаж работы периоды, связанные с лечебной и иной деятельностью, возложении обязанности назначить трудовую пенсию по старости, взыскании судебных расходов, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО6,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском ГУ-ОПФР по Республики Коми (далее - ОПФР по Республике Коми) и с учетом уточнений просил признать незаконным решения N 210000300030/21 от 03.09.2021 г. об отказе в установлении пенсии включении в стаж лечебной деятельности:
- в календарном исчислении периодов работы фельдшером выездной бригады отделения скорой медицинской помощи Курганской больницы скорой помощи, ГБУ "Курганская больница скорой медицинской помощи" с 28.03.1992 г. по 31.07.1992 г. 17.07.1996 г. по 31.12.1997 г, с 01.07.1999 г. по 05.07.1999 г.;
- в календарном исчислении период с 01.09.1999 г. по 31.08.2001г. клинической ординатуры в РНЦ "ВТО" имени академика Илизарова Г.А";
- в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев дни отдыха за сдачу донорской крови: с 04.05.2005 г. по 06.05.2005 г, 04.07.2005 г, с 31.08.2005 г. по 01.09.2005 г, 11.08.2006 г, 14.08.2006 г, с 30.07.2007 г. по 31.07.2007 г, с 01.08.2007 г. по 02.08.2007 г, 14.12.2007 г, 17.12.2007 г, с 02.11.2009 г. по 03.11.2009 г, с 05.11.2009 г. по 06.11.2009 г, с 02.08.2010 г. по 05.08.2010 г, с 01.08.2012 г. по 02.08.2012 г, 01.03.2013 г, с 09.09.2013 г. по 11.09.2013 г.;
- в календарном исчислении период работы заведующим консультативным отделении, врачом нейрохирургом, травматологом-ортопедом в ООО "МЦ "МРТ "Да Винчи" с 22.08.2015 г. по 24.08.2021 г, в том числе периоды командировок в ООО "МЦ "МРТ "Да Винчи";
- в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев дни командировок, курсы повышения квалификации, мастер-классы, участие в конференциях, симпозиумах, конгрессах, сертификационных циклах с 04.02.2006 г. по 12.02.2006 г, с 20.12.2007 г. по 23.12.2007 г, с 10.02.2008 г, с 13.04.2009 г. по 17.04.2009 г, с 20.04.2010 г. по 23.04.2010 г, с 06.06.2010 г. по 09.06.2010 г, с 18.10.2011 г. по 23.10.2011 г, с 06.05.2013 г. по 01.06.2013 г.
Просил назначить пенсию с момента возникновения права с 21.08.2021 г. и взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 декабря 2022 г, исковые требования удовлетворены частично.
На ГУ-ОПФР по Республики Коми возложена обязанность включить в стаж лечебной деятельности ФИО1 периоды: с 04.02.2006 г. по 12.02.2006 г, с 20.12.2007 г. по 23.12.2007 г, с 10.02.2008 г. по 08.03.2008 г, с 13.04.2009 г. по 17.04.2009 г, с 20.04.2010 г. по 23.04.2010 г, с 06.06.2010 г. по 09.06.2010 г, с 18.10.2011 г. по 23.10.2011 г, с 06.05.2013 г. по 01.06.2013 г, дни отдыха за сдачу донорской крови: с 04.05.2005 г. по 06.05.2005 г, 04.07.2005 г, с 31.08.2005 г. по 01.09.2005 г, 11.08.2006 г, 14.08.2006 г, с 30.07.2007 г. по 31.07.2007 г, с 01.08.2007 г. по 02.08.2007 г, 14.12.2007 г, 17.12.2007 г, с 05.11.2009 г. по 06.11.2009 г, с 02.08.2010 г. по 05.08.2010 г, с 01.08.2012 г. по 02.08.2012 г. 01.03.2013 г. с 09.09.2013 г. по 11.09.2013 г. в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев);
На ГУ-ОПФР по Республики Коми возложена обязанность включить в стаж лечебной деятельности ФИО1 период работы с 01.07.1999 г. по 05.07.1999 г. в календарном исчислении
С ГУ-ОПФР по Республики Коми в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части не включения периодов с 01.09.1999 г. по 31.08.2001 г. клинической ординатуры в РНЦ "ВТО" имени академика Илизарова Г.А.", с 22.08.2015 г. по 24.08.2021 г. заведующим консультативным отделении, врачом нейрохирургом, травматологом-ортопедом в ООО "МЦ "МРТ "Да Винчи" с 22.08.2015 г. по 24.08.2021 г, в том числе периоды командировок. В доводах жалобы указано, что выводы судов основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку в обжалованные периоды ФИО1 занимался лечебной деятельностью, уплаты взносов в Пенсионный Фонд производились.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились, возражений не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что 25.08.2021 г. ФИО1 обратился в УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) N 210000300030/208688/21 от 03.09.2021 г. ФИО1 установлен стаж лечебной деятельности 23 года 9 месяцев 2 дня, ИПК - 98, 40, в назначении страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в связи с лечебной деятельностью.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в суд.
Разрешая требования о включении в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении периоды работы с 28.03.1992 г. по 31.07.1992 г, с 17.07.1996 г. по 31.12.1997 г, с 01.07.1999 г. по 05.07.1999 г, суд первой инстанции, руководствуясь п. 20 ч. ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г, не нашел оснований для включения периодов с 28.03.1992 г. по 31.07.1992 г. и с 17.07.1996 г. по 31.12.1997 г. в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку они уже включены в календарном исчислении в стаж лечебной деятельности и повторному учету не подлежат.
Период работы с 01.07.1999 г. по 05.07.1999 г. судом включен в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении, поскольку материалами дела подтверждается, что в период с 17.07.1996 г. по 05.07.1999 г. истец работал на полную ставку в должности фельдшера выездной бригады отделения скорой медицинской помощи Курганской больницы скорой помощи. ГБУ "Курганская больница скорой медицинской помощи, отвлечений от работы не имел.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями ст. 187 Трудового кодекса РФ, п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, суд удовлетворил требования истца о зачете в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении (1 год как 1 год и 6 месяцев) периоды с 04.02.2006 г. по 12.02.2006 г, с 20.12.2007 г. по 23.12.2007 г, с 10.02.2008 г. по 08.03.2008 г, с 13.04.2009 г. по 17.04.2009 г, с 20.04.2010 г. по 23.04.2010 г, с 06.06.2010 г. по 09.06.2010 г, с 18.10.2011 г. по 23.10.2011 г, с 06.05.2013 г. по 01.06.2013 г. (командировки, курсы, мастер-классы, конференции, симпозиум, конгресс, сертификационный цикл), поскольку в указанные командировки, курсы и т.д. истец направлялся по распоряжению работодателя, при этом за ним сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, работодателем отчислялись страховые взносы.
Отказывая в удовлетворении требований истца о включении в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении период работы заведующим консультативным отделением-врачом нейрохирургом, травматологом-ортопедом в ООО "МЦ "МРТ "Да Винчи" с 22.08.2015 г. по 24.08.2021 г, включая периоды командировок, суд первой инстанции исходил из того, что общество с ограниченной ответственностью по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" Списка N 781.
Проверяя законность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов верными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом. По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 г. принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац пятый пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N1066.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений, следует, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в учреждениях, поименованных в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Согласно пункту 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений), учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Полагая, что периоды работы в ООО "МЦ "МРТ "Да Винчи" подлежит включению в специальный медицинский стаж, податель жалобы не учитывает, что указанные юридическое лицо, исходя из приведенного выше правового регулирования, не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Установив приведенные выше обстоятельства, с учетом правового регулирования отношений, связанных с исчислением стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельности по охране здоровья, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленного иска в части включения в специальный стаж периодов работы в ООО "МЦ "МРТ "Да Винчи".
Согласно Положению о клинической ординатуре, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17.02.1993 г. N 23 (действовавшему на момент обучения истца) клиническая ординатура - часть многоуровневой структуры высшего медицинского образования в Российской Федерации, форма непрерывного профессионального образования врачей в медицинских высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, на медицинских факультетах университетов, в институтах усовершенствования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения квалификации (пункт 1). Обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы. Продолжительность обучения 2 года. Вопрос об увеличении срока обучения в клинической ординатуре до 5 лет по представлению ученого совета учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов, решается Министерством здравоохранения Российской Федерации в каждом конкретном случае в зависимости от специальности подготовки. Начало занятий - 1 сентября (пункт 6). Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия за счет обучающего учреждения в размере, установленном соответствующими нормативными документами, или в размере, установленном организацией (учреждением), направившей их на обучение на договорной основе. Лицам, обучающимся в клинической ординатуре, ежегодно предоставляются каникулы продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности; по окончании обучения в клинической ординатуре - отпуск продолжительностью, равной продолжительности отпуска практических врачей соответствующей специальности, оплачиваемый учебным (научным) учреждением, осуществляющим подготовку клинических ординаторов (поступавшим на обучение на договорной основе) - направляющей организацией (учреждением) (пункт 16).
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 г, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007 г, период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Установив, что ФИО1 обучался в клинической ординатуре в РНЦ "ВТО" имени академика Илизарова Г.А" с 01.09.1999 г. по 31.08.2001 г, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе во включении ФИО1 в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, указанного периода.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию, изложенную им в судах первой и апелляционной инстанций, которая являлась предметом всесторонней проверки суда первой инстанции при разрешении спора по существу и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, получила надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.
Приведенные кассатором доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.