Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО2 на решение Кировского городского суда Мурманской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 октября 2022 г. по гражданскому делу N 2-429/2022 по исковому заявлению ФИО2 к АО "Северо-Западная Фосфорная компания" о обязании уплатить дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к акционерному обществу "Северо-Западная Фосфорная компания" (далее - АО "СЗФК") об обязании уплатить дополнительные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что с 1 марта 2011 г. он состоит в трудовых отношениях с АО "СЗФК", с 16 мая 2017 г. в должности водителя горного участка карьера "Олений ручей". Условия труда по указанной профессии являются вредными по критерию тяжести трудового процесса. Однако, в период с 16 мая 2017 г. по 31 декабря 2018 г. такие сведения не внесены в регистры индивидуального (персонифицированного) учета, имеется лишь отметка о работе в условиях Крайнего Севера. В силу не отражения сведений о периодах работы во вредных условиях труда и неуплаты работодателем страховых взносов он лишается права на досрочный выход на пенсию. Истец, уточнив в порядке статьи 39 ГПК РФ исковые требования, просил взыскать с ответчика в пользу Пенсионного Фонда Российской Федерации дополнительные страховые взносы за работу во вредных производственных условиях за период с 16 мая 2017 г. по 21 апреля 2019 г.
Решением Кировского городского суда Мурманской области от 21 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 октября 2022 г, исковые требования ФИО5 оставлены без удовлетворения
В кассационной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене судебных постановлений, принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель ответчика АО "СЗФК" представил отзыв на кассационную жалобу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции участники процесса, извещенные о дате и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом положений ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 22 марта 20223г. произведена замена третьего лица Межрайонную ИФНС России N 8 по Мурманской области на правопреемника УФНС России по Мурманской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, ознакомившись с письменными возражениями ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушений, влекущих отмену или изменение судебных постановлений в кассационном порядке, по данному делу судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
При рассмотрении возникшего спора судами установлено, что ФИО2 с 1 марта 2011 г. состоит в трудовых отношениях с АО "СЗФК" на основании трудового договора и приказа то приеме на работу от 1 марта 2011 г. N 1-3/1 -42, а также дополнительных соглашений к ним.
ФИО2 был принят на должность водителя автомобиля участка специального транспорта и ремонта; 13 января 2014 г. переведен водителем автомобиля участка специализированного транспорта; с 16 мая 2017 г. переведен водителем автомобиля горного участка "Олений ручей"; с 23 октября 2018 г. водителем автомобиля в карьере.
Должностная инструкция по должности "водитель автомобиля" в спорный период в АО "СЗФК" разработана не была, однако обязанности ФИО2 определены в "инструкции по профессии", "служебных обязанностях", которыми определено, что работник обязан, в том числе, выполнять работы по отвалообразованию и складированию руды; выполнять работы по подготовке буровых площадок, ремонту и строительству автомобильных дорог, зачистке подъездов у экскаваторов, транспортированию оборудования; проводить ремонтные работы технического оборудования и др.
Истец зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 3 декабря 1999 г.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ФИО2 за период с 16 мая 2017 г. по 21 апреля 2019 г. представлены АО "СЗФК" без указания вредных производственных условий (обычные условия труда), что подтвердилось при камеральной проверке достоверности сведений о специальном стаже, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, проведенной ПФР (акт N 161-14 от 10 августа 2021 г.).
04 апреля 2021 г. ФИО2 обратился Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области с целью проведения заблаговременной работы в отношении его пенсионных прав, претендуя на назначение страховой пенсии по старости досрочно в связи с наличием стажа трудовой деятельности на соответствующих видах работ, предусмотренных Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
В ходе оценки пенсионных прав ФИО2 по состоянию на 31 декабря 2020 г. установлено, что стаж, подтвержденный документально, составил: - страховой стаж (в льготном исчислении) 46 лет 4 месяца при требуемом не менее 25 лет; -стаж на соответствующих видах работ (Список N 2)- 1 год 8 месяцев 10 дней, при требуемом не менее 6 лет 3 месяцев; страж в районах Крайнего Севера (календарно) - 32 года 4 месяца при требуемом не менее 15 лет.
Разрешая спор, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", суд первой инстанции пришел к выводу, что за спорный период с 16 мая 2017 г. по 21 апреля 2019 г. работодателем АО "СЗФК" правомерно не указаны сведения персонифицированного учета о работе во вредных условиях и не уплачен дополнительный тариф страховых взносов, поскольку сведения о характере выполняемых работ, занятости во вредных условиях, а также доказательства, подтверждающие, что работа истца в должности водителя автомобиля АО "СЗФК" дает право на досрочное назначение пенсии, не представлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оставляя решение суда без изменения и отклоняя доводы апелляционной жалобы истца, суд апелляционной инстанции исходил из того, что ФИО2 не доказано, что он был занят на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также не подтвердил свою постоянную занятость на спорных работах (не менее 80%) рабочего времени.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы нижестоящих судов верными.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии обеспечивается уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Такие платежи являются обязанной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения.
В силу статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации размер дополнительного тарифа страховых взносов (от 2% до 8%) дифференцирован в зависимости от класса условий труда - "вредный", "опасный", а также подкласса условий труда (от "3.1-3.4" до "4").
Данное правовое регулирование направлено на реализацию прав граждан, работающих на соответствующих видах работ, на пенсионное обеспечение с учетом объективно существующих вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, идентифицированного по результатам специальной оценки условий труда.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом N 400-ФЗ, согласно части 1 статьи 4 которого право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, в числе прочего: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В страховой стаж (учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж - пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ) включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
В целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 400-ФЗ при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (подпункт "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение").
На основании положений Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н периоды работы с тяжелыми условиями труда подлежат подтверждению, для подтверждения периодов работы принимаются справки. А также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу разъяснений Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Согласно сведений ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца за период с 16 мая 2017 г. по 21 апреля 2019 г. представлена страхователем АО "СЗФК" без указания вредных производственных условий, что подтвердилось при камеральной проверке достоверности сведений о специально стаже, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, проведенной ПФР.
Учитывая, что истец не подтвердил обязанность работодателя уплачивать страховые взносы по дополнительным тарифам, поскольку не представил доказательств постоянной занятости на работах соответствующей категории, то оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют правовую позицию, изложенную истцом в судах первой и апелляционной инстанций, которая являлась предметом всесторонней проверки суда первой инстанции при разрешении спора по существу, и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы истца, получила надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием.
Данные доводы не могут повлечь отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела.
Приведенные кассатором доводы не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения заявленного спора, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных постановлений и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского городского суда Мурманской области от 21 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 19 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.