Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 2022 г. по гражданскому делу N 2-1238/2022 по исковому заявлению Ивановой Н.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г,
УСТАНОВИЛА:
Иванова Н. В. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ГУ - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в котором просила включить в специальный стаж периоды работы: с 04.04.1989 г. по 31.12.1989 г. в должности заведующей лесного ФАПа БЦРБ, с 01.01.1990 г. по 31.01.1990 г. в должности заведующей лесного ФАПа в Ефимовской РБ, с 01.02.1990 г. по 29.06.1991г. в должности заведующей ФАПа, с 18.07.1991 г. по 31.12.1991г. в должности фельдшера здравпункта ПЦЗ в Пикалевском ТМО, с 01.11.1999 г. по 14.05.2000 г. в должности медсестры терапевтического отделения Пикалевского ТМО, с 03.04.2003 г. по 31.12.2004 г. в должности медсестры 8 разряда в отделении дневного пребывания МУ ТЦСОН, с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. в должности медсестры 8 разряда в социально-реабилитационном отделении, с 01.01.2006 г. по 31.12.2009 г. в должности медсестры МЦ ТЦСОН, с 01.01.2010 г. по 31.01.2010 г. в должности медсестры в МАУ ТЦСОН, с 11.02.2013 г. по 12.02.2016 г, с 15.02.2016 г. по 04.03.2016 г, с 09.03.2016г. по 11.03.2016 г, с 14.03.2016 г. по 28.01.2018 г. в должности медсестры административно-хозяйственного аппарата МАУ ТЦСОН, с 29.01.2018 г. по 10.12.2019 г. в должности медсестры социально-реабилитационного отделения МАУ ТЦСОН, с 24.01.2011 г. по 19.02.2011г. - курсы повышения квалификации, признании права на досрочную страховую пенсию по старости с момента первоначального обращения - 10.12.2019 г.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 10.12.2019г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20. ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 23.03.2020 г. ей отказано в связи с тем, что она обратилась ранее возникновения права, при этом спорные периоды не были включены в специальный стаж. Истица полагает, что спорные периоды должны быть включены в специальный стаж, т.к. в данные периоды она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 20 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 2022 года, исковые требования Ивановой Натальи Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости удовлетворены частично.
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обязано включить в специальный стаж Ивановой Н.В. периоды работы:
- с 04.04.1989 г. по 31.12.1989 г. в должности заведующей лесного ФАПа БЦРБ, - с 01.01.1990 г. по 31.01.1990 г. в должности заведующей лесного ФАПа в Ефимовской РБ, - с 01.02.1990 г. по 16.06.1991 г. и 29.06.1991г. в должности заведующей ФАПа, - с 18.07.1991 г. по 31.12.1991 г. в должности фельдшера здравпункта ПЦЗ в Пикалевском ТМО, - с 01.11.1999 г. по 14.05.2000 г. в должности медицинской сестры терапевтического отделения Пикалевского ТМО, - с 03.04.2003 г. по 31.12.2004 г. в должности медсестры 8 разряда в отделении дневного пребывания МУ ТЦСОН, - с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. в должности медсестры 8 разряда в социально-реабилитационном отделении МУ ТЦСОН, - с 01.01.2006 г. по 31.12.2009 г. в должности медсестры МУ ТЦСОН, - с 01.01.2010 г. по 31.01.2010 г. в должности медсестры в МАУ ТЦСОН, - с 11.02.2013 г. по 12.02.2016 г, с 15.02.2016 г. по 04.03.2016 г, с 09.03.2016 г. по 11.03.2016 г, с 14.03.2016 г. по 28.01.2018 г. в должности медсестры административно-хозяйственного аппарата МАУ ТЦСОН, - с 29.01.2018 г. по 10.12.2019 г. в должности медсестры социально-реабилитационного отделения МАУ ТЦСОН, - с 24.01.2011 г. по 19.02.2011 г. прохождение курсов повышения квалификации и признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений в части обязания включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, периоды с 03.04.2003 г. по 31.12.2004 г, с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г, с 01.01.2006 г. по 31.12.2009 г, с 01.01.2010 г. по 31.01.2010г. в должности медсестры центра МАУ ТЦСОН, с 11.02.2013 г. по 12.02.2016 г, с 15.02.2016 г. по 04.03.2016 г, с 09.03.2016 г. по 11.03.2016г, с 14.03.2016 г. по 28.01.2018 г. в должности медсестры административно-хозяйственного аппарата МАУ ТЦСОН, с 29.01.2018 г.по 10.12.2019 г. в должности медсестры социально-реабилитационного отделения N1 в МАУ ТЦСОН, назначения пенсии с момента возникновения права.
Истец Иванова Н.В. представила возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на Интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 марта 20223года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
При рассмотрении спора судами установлено, что 10.12.2019 г. Иванова Н. В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях", однако решением от 08.06.2021 г. ей отказано в связи с тем, что она обратилась ранее возникновения права, при этом в специальный стаж не включены периоды:
- с 04.04.1989 по 31.12.1989 в Бокситогорской центральной районной больнице в должности заведующей ФАПа, т.к. наименование должности не предусмотрено Списками, - с 01.01.1990 г..по 31.01.1990 г..в должности заведующей лесного ФАПа в Ефимовской районной больницы, т.к. наименование должности не предусмотрено Списками, - с 01.02.1990 г..по 29.06.1991 г..в Ефимовском ТМО в должности заведующей ФАПа, т.к. наименование должности не предусмотрено Списками, - с 18.07.1991 г..по 31.12.1991 г..в должности фельдшера здравпункта ПЦЗ в Пикалевском ТМО, т.к. наименование "территориальное медицинское объединение" не предусмотрено Списками, - с 01.11.1999 г..по 14.05.2000 г..в должности медсестры терапевтического отделения Пикалевского ТМО, т.к. наименование "территориальное медицинское объединение" не предусмотрено Списками, - с 03.04.2003 г..по 31.12.2004 г..в должности медсестры 8 разряда в отделении дневного пребывания МУ Т1ДСОН, т.к. наименование муниципальное учреждение "Территориальный центр социального обслуживания населения" не предусмотрено Списками, - с 01.01.2005 г..по 31.12.2005 г..в должности медсестры 8 разряда в социально-реабилитационном отделении, т.к. наименование муниципальное учреждение "Территориальный центр социального обслуживания населения не предусмотрено Списками, - с 01.01.2006 г..по 31.12.2009 г..в должности медсестры МЦ ТЦСОН. т.к. наименование муниципальное учреждение "Территориальный центр социального обслуживания населения" не предусмотрено Списками, - с 01.01.2010 г..по 31.01.2010 г..в должности медсестры в МАУ ТЦСОН, т.к. наименование муниципальное автономное учреждение "Территориальный центр социального обслуживания населения" не предусмотрено Списками, - с 11.02.2013 г..по 12.02.2016 г, с 15.02.2016 г..по 04.03.2016 г, с 09.03.2016 г..по 11.03.2016 г, с 14.03.2016 г..по 28.01.2018 г..в должности медсестры административно-хозяйственного аппарата МАУ ТЦСОН, т.к. наименование муниципальное автономное учреждение "Территориальный центр социального
обслуживания населения" не предусмотрено Списками, - с 29.01.2018 г..по 10.12.2019 г..в должности медсестры социально-реабилитационного отделения МАУ ТЦСОН, наименование муниципальное автономное учреждение "Территориальный центр социального обслуживания населения" не предусмотрено Списками, - с 24.01.2011 г..по 19.02.2011 г..- курсы повышения квалификации.
Продолжительность специального стажа истца по 1 варианту определена в размере 5 лет 10 мес. 25 дней, по 2 и 3 вариантам - 11 лет 1 мес. 16 дней.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что период работы истца с 04.04.1989 г. по 31.12.1989 г. в Бокситогорской центральной районной больнице в должности заведующей ФАПа подлежит включению в специальный стаж, т.к. в указанный период истец работала на должности и в учреждении, предусмотренных Списком - Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, который можно применить к спорным правоотношениям, и согласно которому право на досрочное пенсионное обеспечение имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. При этом в соответствии с приказом Министерства здравоохранения СССР от 26 сентября 1978 года N 900 в штатных нормативах медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов была предусмотрена должность заведующего (фельдшера, акушерки, медицинской сестры).
Кроме того, согласно Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002г, право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено заведующим фельдшерско-акушерским пунктом - акушерке (фельдшеру, медицинской сестре).
На основании изложенного, суд первой инстанции включил в специальный стаж периоды работы истицы с 01.01.1990 г. по 31.01.1990 г. в должности заведующей лесного ФАПа в Ефимовской районной больнице, с 01.02.1990 г. по 16.06.1991 г. и 29.06.1991 в должности заведующей ФАПа (период с 17.06.1991 по 28.06.1991 включению в специальный стаж не подлежит, т.к. в данный период истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы).
Суд первой инстанции также пришел к выводу о включении в специальный стаж периодов работы с 18.07.1991 г. по 31.12.1991 г. в должности фельдшера здравпункта ПЦЗ в Пикалевском ТМО, с 01.11.1999г по 14.05.2000 г. в должности медицинской сестры терапевтического отделения Пикалевского ТМО, учитывая, что согласно Уставу МУЗ "Пикалевское ТМО" целями и задачами данной организации являлось удовлетворение потребности населения в первичной медико-социальной помощи и оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи. В состав ТМО входили поликлиника, дневной стационар и отделения, оказывавшие стационарную медицинскую помощь. Также суд включил в специальный стаж периоды работы истицы с 03.04.2003 г. по 31.12.2004 г. в должности медсестры 8 разряда в отделении дневного пребывания МУ Территориального центра социального обслуживания населения, с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. в должности медсестры 8 разряда в социально-реабилитационном отделении, с 01.01.2006 г. по 31.12.2009 г. в должности медсестры МЦ ТЦСОН, с 01.01.2010 г. по 31.01.2010 г. в должности медсестры в МАУ ТЦСОН, с 11.02.2013 г. по 12.02.2016 г, с 15.02.2016 г. по 04.03.2016 г, с 09.03.2016 г. по 11.03.2016 г, с 14.03.2016 г. по 28.01.2018 г. в должности медсестры административно-хозяйственного аппарата МАУ ТЦСОН, с 29.01.2018 г. по 10.12.2019 г. в должности медсестры социально-реабилитационного отделения МАУ ТЦСОН.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлено, что МУ "Территориальный центр обслуживания населения г. Пикалево" имел лицензии на осуществление медицинской деятельности. Целью деятельности Учреждения являлись предоставление социальных услуг в полустационарной и стационарной формах; населению предоставлялись социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в их состоянии здоровья. В 2015 г. в Устав внесены изменения, в частности, закреплено, что учреждение осуществляет медицинскую деятельность. Согласно штатному расписанию в состав социально-реабилитационного отделения, где работала истица, входили психолог, врач, медицинские сестры, инструктор ЛФК.
В соответствии с должностной инструкцией задачей медицинской сестры являлось медицинское обеспечение деятельности центра, для этого медсестра содействует в выполнении санитарного режима, оказывает первую доврачебную помощь, ведет систематический контроль за состоянием здоровья подопечных, выписывает медикаменты и т.п. Медицинская сестра административно-хозяйственного аппарата обязана выполнять профилактические процедуры, назначенные врачом, выполняет процедуры, связанные с сохранением здоровья получателей социальных услуг, наблюдает за ними для выявления отклонений в состоянии здоровья, содействует в госпитализации, ведет медицинскую документацию. Медицинская сестра социально-реабилитационного отделения N1 обязана обеспечивать инфекционную безопасность, проводить первичные осмотры пациентов, оказывать неотложную доврачебную помощь, вести медицинскую документацию.
На основании ст. 187 ТК РФ суд первой инстанции включил в специальный стаж период прохождения курсов повышения квалификации с 24.01.2011г. по 19.02.2011 г.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж подлежат включению периоды общей продолжительностью 17 лет 7 мес. 21 день, в связи с чем, удовлетворил требования Ивановой Н.В. об обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика и признавая их несостоятельными, отметил, что суд правильно руководствовался разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым необходимо учитывать, что вопрос в виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работникам (должностям, организациям), которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, должен разрешаться судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал), в связи с чем довод жалобы о том, что МАУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" не значится в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 не может быть принят во внимание.
Также суд апелляционной инстанции указал, что то обстоятельство, что МАУ "Территориальный центр социального обслуживания населения" не является самостоятельными учреждением, а имеют статус структурного подразделения Министерства труда и социальной защиты населения, не влияет на пенсионные права Ивановой Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы суда первой и апелляционной инстанций следует признать несоответствующими обстоятельствам дела и постановленными при не правильном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 данного Федерального закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности - поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. п. 2, 3, 4 статьи 30 Закона N400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Правила и Список N781);
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществляющие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В пункте 31 раздела "наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781, предусмотрены учреждения социального обслуживания, однако "комплексный центр социального обслуживания населения" и "центры социального обслуживания населения" в нем не предусмотрены.
Муниципальное Автономное Учреждение "Территориальный центр социального обслуживания населения" не относится к учреждениям здравоохранения и учреждениям социального обслуживания, поименованным в соответствующем разделе Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в связи с чем судебная коллегия находит выводы судов о наличии оснований для включения указанного периода в специальный стаж для назначения досрочной пенсии постановленными при неверном толковании действующего законодательного регулирования.
Представленные должностные инструкции медицинской сестры, лицензии, Устав, не могут подтверждать выполнение истцом медицинской деятельности и деятельности по охране здоровья населения, сопряженной с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками при исполнении трудовых обязанностей.
В силу положений статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На необходимость подтверждения специального стажа сведениями индивидуального (персонифицированного) учета после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, указано в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года.
В указанном Постановлении особое внимание уделено порядку подтверждения страхового стажа (в т. ч. стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости).
В пункте 15 даны разъяснения о необходимости различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции по доводам апелляционной жалобы, что не предоставление работодателем индивидуальных сведений на работника с указанием кода особых условий труда, не влияет на реализацию работником пенсионных прав сделан без учета приведенных правовых норм.
Работодатель истца Муниципальное Автономное Учреждение (Территориальный центр социального обслуживания населения" в установленном Законом N 27- ФЗ порядке представил соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета на Иванову Н.В. за спорный период без указания особых условий труда, т. е. не подтвердил факт работы истца на работах с условиями труда, в соответствии с подпунктом20 пункта 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, дающими право на досрочное установление трудовой пенсии по старости.
На доказательства недостоверности представленных сведений истец не ссылалась.
Таким образом, суд первой инстанции, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили не устанавливал.
На указанные выше нарушения норм материального права судом первой инстанции ответчик указывал в апелляционной жалобе, однако судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда эти нарушения устранены не были.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 2022 года в части удовлетворения требований Ивановой Натальи Владимировны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении оспариваемых периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную страховую пенсию по старости, подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и проверить обоснованность доводов ответчика об отсутствии оснований для включения оспариваемых периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 2022 года отменить в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов: с 03.04.2003 г. по 31.12.2004 г. в должности медсестры 8 разряда в отделении дневного пребывания МУ ТЦСОН, с 01.01.2005 г. по 31.12.2005г. в должности медсестры 8 разряда в социально-реабилитационном отделении МУ ТЦСОН, с 01.01.2006 г. по 31.12.2009 г. в должности медсестры МУ ТЦСОН, с 01.01.2010 г. по 31.01.2010 г. в должности медсестры в МАУ ТЦСОН, с 11.02.2013 г. по 12.02.2016 г, с 15.02.2016 г. по 04.03.2016 г, с 09.03.2016 г. по 11.03.2016 г, с 14.03.2016 г по 28.01.2018 г. в должности медсестры административно-хозяйственного аппарата МАУ ТЦСОН, с 29.01.2018 г. по 10.12.2019 г. в должности медсестры социально-реабилитационного отделения МАУ ТЦСОН.
Гражданское дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.