Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Козловой Е.В, Шлопак С.А, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 1 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 ноября 2022 г. по гражданскому делу N 2-502/2022 по исковому заявлению Бондаренко В.А. к Отделению Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании решения незаконным, обязании назначить страховую пенсию по старости досрочно, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения представителя ответчика - Фомина А.В. (доверенность Nко-31 от 17.01.20223г.),
УСТАНОВИЛА:
Бондаренко В.А. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просил признать незаконным и отменить решение отделения ГУ УПФР РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга (Управление установления пенсий N 10) от 04.08.2021 г. N 308404/21, включить в специальный страховой стаж истца периоды работы: с 15.04.1993 г. по 01.09.1993 г, с 03.09.1995 г. по 14.04.1996 г, с 01.05.1996 г. по 02.09.1996 г. в должности концертмейстера-регулятора кларнетов, концертмейстера группы кларнетов в Государственной академической капелле Санкт- Петербурга; обязать ответчика принять решение о назначении досрочной страховой пенсии с 28.04.2021 г.
В обоснование заявленных требований истец указал, что обратился в Отделение УПФР Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществляющим творческую деятельность на сцене, в театрах или театрально-зрелищных организациях, независимо от их возраста, в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ Пенсионного фонда РФ в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга N 3-8404/21 от 04.08.2021 г..Бондаренко В.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно как лицу, осуществляющему творческую деятельность на сцене, в театрах или театрально-зрелищных организациях, по мотиву отсутствия специального стажа не менее 25 лет по состоянию на 01.01.2019 г..В специальный стаж ответчиком не включены следующие периоды: с 15.04.1993 г..по 01.09.1993 г, с 03.09.1995 г..по 14.04.1996 г..и с 01.05.1996 г..по 02.09.1996 г..- в должности концертмейстера-регулятора кларнетов, концертмейстера группы кларнетов в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, так как данные должности Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР N 447 от 28.08.1991 г, не предусмотрены; с 22.03.1994г. г..по 28.03.1994, с 15.04.1996 г..по 30.04.1996 г, с 22.09.1996 г..по 24.09.1996 г..- периоды отпусков без сохранения заработной платы, так как Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г..N 516 не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов; с 01.10.1996 г..по 25.10.1996 г..- период учебного оплачиваемого отпуска в связи с поступлением в ассистентуру-стажировку, так как документальное подтверждение обучения в указанный период не представлено.
Поскольку согласно сведениям трудовой книжки с 15.04.1993 г..по 01.09.1993 г, с 03.09.1995 г..по 14.04.1996 г, с 01.05.1996 г..по 02.09.1996 г..Бондаренко В.А. осуществлял трудовую деятельность в должности концертмейстера-регулятора кларнетов, концертмейстера группы кларнетов в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга, соответственно, как артист, играющий на духовых инструментах, имеет право на начисление досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 130 ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Решением Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 01 февраля 2022 года (с учетом определения Октябрьского районного суда г. Санкт-Петербурга от 24 февраля 2022 года), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 ноября 2022 года, решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга N 308404/21 от 04.08.2021 г. в части не включения в специальный стаж периодов работы Бондаренко Вадима Александровича с 15.04.1993 г. по 01.09.1993 г, с 03.09.1995 г. по 14.04.1996 г. и с 01.05.1996г. по 02.09.1996 г. в должности концертмейстера-регулятора кларнетов и концертмейстера группы кларнетов в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга признано незаконным; на ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить периоды работы Бондаренко В.А. в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга с 15.04.1993 г. по 01.09.1993 г. в должности концертмейстера-регулятора кларнетов, с 03.09.1995 г. по 14.04.1996 г. и с 01.05.1996 г. по 02.09.1996 г. в должности концертмейстера группы кларнетов в специальный стаж, дающий право назначения страховой пенсии по старости досрочно; а также назначить Бондаренко В.А. страховую пенсию по старости досрочно с 12.11.2021 г.; в удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ Санкт-Петербургу и Ленинградской области ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Фомин А.В. доводы кассационной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
При рассмотрении спора установлено, что по результатам рассмотрения заявления Бондаренко В.А, обратившегося с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости Отделением (Управлением установления пенсий N10) ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 21 части 1 стати 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в связи с отсутствием 25-летнего специального стажа работы по состоянию на 01.01.2019 г.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ ответчиком не учтены периоды: с 15.04.1993 г. по 01.09.1993 г, с 03.09.1995 г. по 14.04.1996 г, с 01.05.1996 г. по 02.09.1996 г. в должности концертмейстера-регулятора-кларнетов, концертмейстера группы кларнетов в государственной академической капелле Санкт-Петербурга, т.к. данные должности Списком профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 не предусмотрены; с 22.03.1994 г. по 28.03.1994 г, с 15.04.1996 г. по 30.04.1996 г, с 22.09.1996г. по 24.09.1996 г.- периоды отпусков без сохранения заработной платы, так как Правилами N 516 не предусмотрено включение в специальный стаж данных периодов; с 01.10.1996 г. по 25.10.1996 г. - период учебного оплачиваемого отпуска, в связи с поступлением в ассистентуру-стажировку, так как документальное подтверждение обучения в указанный период не представлено.
Из материалов дела следует, что Бондаренко В.А, 13.08.1972 года рождения, имеет высшее образование по специальности инструментальное исполнительство (кларнет), в 1996 году окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова; ему присвоена квалификация концертного исполнителя, артиста оркестра, артиста камерного ансамбля, преподавателя; 26.11.1997 г. истец зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР.
Из представленных копии трудовой книжки Бондаренко А.В, архивной справки Санкт-Петербургского ГКУ "Объединённый ведомственный архив культуры" N 309/234 от 26.03.2021 г, справки ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" N 64-к от 15.03.2021 г. следует, что истец работал в Государственной академической Капелле Санкт-Петербурга с 15.04.1993 г. по 31.01.1997 г.:
- в период с 15.04.1993 г. по 01.09.1993 г. в должности концертмейстера-регулятора кларнетов на основании срочного трудового договора, - в период с 02.09.1993 г. по 02.09.1996 г. на основании срочного договора работал последовательно: с 02.09.1993 г. по 02.09.1995 г. в должности артиста оркестра группы кларнетов регулятора групп и с 03.09.1995 г. по 02.09.1996 г. - концертмейстера группы кларнетов, - в период с 03.09.1996 г. по 31.01.1997 г. на основании срочного трудового договора в должности артиста оркестра группы кларнетов, концертмейстера, 1 -ый кларнет;
- в периоды с 22.03.1994 г. по 28.03.1994 г, с 15.04.1996 г. по 30.04.1996 г. и с 22.09.1996 г. по 24.09.1996 г. истцу предоставлены отпуска без сохранения заработной платы;
- на срок с 01.10.1996 г. по 25.10.1996 г. истцу предоставлен учебный оплачиваемый отпуск.
С 07.12.1998 г. по настоящее время Бондаренко В.А. работает в ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" в должностях артиста оркестра - солист, регулятор 1 и 2 кларнета, ES-кларнета, группы кларнетов Большого симфонического оркестра и артиста оркестра - 1 и 2 кларнет, кларнет пикколо, солист, регулятор группы в группе кларнетов Большого симфонического оркестра, данный период работы в указанных должностях учтён пенсионным органом в специальный стаж.
Согласно должностной инструкции концертмейстера оркестра, концертмейстера группы симфонического оркестра, утвержденной генеральным директором СПБ ГБУК "Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга", на должности концертмейстера оркестра, концертмейстера группы принимаются (переводятся) лица, имеющее: высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 3 лет в должности артиста оркестра первой категории; отличные музыкальные данные; высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения; необходимые знания в области репертуара музыкальных театров и большой опыт работы в оркестре, а также исполнения сольных партий по соответствующей группе инструментов.
Концертмейстер оркестра, концертмейстер группы относятся к категории специалистов.
В обязанности концертмейстера группы входит: ответственность за профессиональную и производственно-творческую дисциплину артистов оркестра своих групп; концертмейстеры струнных групп отвечают за художественно-исполнительское состояние артистов своей группы, за безупречное знание каждого из своей партии. В знании и исполнении оркестровой партии концертмейстер группы должен быть примером для всей группы. Для подготовительной работы к общим репетициям концертмейстер группы имеет право назначить, с ведома директора оркестра, групповые репетиции с включением их в график работы. По требованию концертмейстера группы любой артист группы обязан исполнить индивидуально отрывок или всю оркестровую партию.
Солисты и регуляторы групп духовых инструментов оркестра, помимо ответственности за исполнение своей партии, обязаны следить за художественным состоянием своей группы. Они должны оказывать помощь в разучивании сложных партий, наблюдать за творческой формой артистов группы. Они также несут полную ответственность за строй всей группы.
Совместно с художественным руководителем - главным дирижером симфонического оркестра, директором симфонического оркестра, концертмейстер оркестра, концертмейстер групп решают вопросы приглашения артистов вместо заболевших артистов в группах, а также рассадку каждый в своей группе.
Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу, что, несмотря на отсутствие должностей концертмейстера, регулятора в утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 Списке, лица, занимающие эту должность имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при стаже творческой работы не менее 25 лет, поскольку они являются артистами, играющими на духовых инструментах.
Также, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 21 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включив в специальный стаж период работы Бондаренко В.А. с 15.04.1993 г. по 01.09.1993 г. в должности концертмейстера-регулятора кларнетов, с 03.09.1995 г. по 14.04.1996 г. и с 01.05.1996 г. по 02.09.1996 г. в должности концертмейстера группы кларнетов в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении культуры "Государственной академической капелле Санкт-Петербурга", поскольку в спорный период работы истец осуществлял деятельность в качестве артиста, играющего на духовых инструментах.
Удовлетворяя требования, суд включил в трудовой стаж истца спорный период работы с 15.04.1993 г. по 01.09.1993 г. в должности концертмейстера-регулятора кларнетов, с 03.09.1995 г. по 14.04.1996 г. и с 01.05.1996 г. по 02.09.1996 г. в должности концертмейстера группы кларнетов в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении культуры "Государственной академической капелле Санкт-Петербурга", с назначением выплаты досрочной страховой пенсии по старости с 12.11.2021 г.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, суд апелляционной инстанции, проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика и признавая их несостоятельными, отметил, что истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при стаже творческой работы не менее 25 лет, поскольку концертмейстер регулятор кларнетов, концертмейстер группы кларнетов является артистом, играющим на духовых инструментах, что следует из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 г. N 251н, которым утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", Постановления Минтруда РФ от 25.11.1992 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федераций", должностной инструкции, утвержденной СПб ГБУК "Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга", в связи с чем довод апелляционной жалобы о том, что должность концертмейстера регулятора кларнетов, концертмейстера группы кларнетов отсутствует в утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 Списке, не может быть принят во внимание.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанции следует признать несоответствующими обстоятельствам дела и постановленными при не правильном применении норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 данного Федерального закона.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Согласно п.21 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ, досрочная страховая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществляющим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
С 01.01.2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".
В статью п.21 ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от их возраста, назначается с применением положений части 1.1 настоящей статьи. Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному Закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Пунктом 3 статьи 10 Закона N 350-ФЗ установлено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый, для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно Постановлению N 665 при досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.21 ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ применяется Список N 447. утв. Постановлением Совмина РСФСР от 28.08.1991 г.
Право на досрочное назначение вышеуказанной страховой пенсии по старости предоставлено в соответствии с п.3 Списка N 447 - артистам, играющим на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах, при стаже творческой работы в данных должностях не менее 25 лет.
В стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии с п.21 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ, учитывается работа только в тех должностях и в штате тех учреждений, которые поименованы в вышеперечисленном Списке.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначаются досрочные страховые пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ, и правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством Российской Федерации, являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат.
Тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 30 Закона N 400-ФЗ, а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования, устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.14 Закона N 400-ФЗ периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ. подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.14 Закона N 400-ФЗ периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом N 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 2 Постановления Совмина РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лег отдельным категориям работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, засчитываются все виды творческой деятельности, предусмотренной прилагаемым Списком, в том числе в должности артистов, играющих на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах (абз. 4 п. 3 Постановления Совмина РСФСР от 28.08.1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу дет").
Осуществление истцом творческой деятельности в качестве артиста, именно духовых инструментов, доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости с учетом характера разрешаемого спора, представленными в пенсионный орган, а в последующем в суд, не подтверждено, соответствующей справки, подтверждающей работу в указанный выше спорный период времени в качестве артиста, играющего на духовых инструментах, а также полную занятость в данных условиях, истцом представлено не было, а сведения индивидуального (персонифицированного) учета сданы работодателем в пенсионный орган общим стажем без указания льготного кода.
При отсутствии документального подтверждения характера и условий труда работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, суды пришли к необоснованному выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж спорных периодов работы.
Таким образом, суд первой инстанции, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данные обстоятельства в качестве юридически значимых, не определили не устанавливал.
На указанные выше нарушения норм материального права судом первой инстанции ответчик указывал в апелляционной жалобе, однако судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда эти нарушения устранены не были.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 09 ноября 2022 года принятым с существенным нарушением норм материального права, повлиявшими на исход дела, в связи с чем подлежащим отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и проверить обоснованность доводов ответчика об отсутствии оснований для включения оспариваемых периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 09 ноября 2022 года отменить.
Гражданское дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.