Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковй И.Г, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Фирсовой Е.А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря 2022 г. по гражданскому делу N 2-5690/2022 по исковому заявлению Фирсовой Е.А, действующей в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения представителя Фирсовой Е.А. - МакухаВ.Л. (доверенность 78 АБ 7702352 от 18.07.2020г.).
УСТАНОВИЛА:
Фирсова Е.А, действующая в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО, обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании незаконными действий по отказу истцу в предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет; отменить незаконно вынесенное решение об отказе в назначение (предоставление) мер социальной поддержки N0001.001558/2021-0115688 от 04.12.2021 г.; обязать ответчика признать Фирсову Е.А, несовершеннолетнюю ФИО, малоимущими, с последующей выплатой ежемесячного пособия на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет.
В обоснование заявленных требований указала, что 18.09.2021 г. истец подала через электронный портал "Государственные услуги" заявление N1316741842 в Государственное учреждение "Пенсионный фонд России" о предоставление мер социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на ребёнка - ФИО в возрасте от 8 до 17 лет. Основанием для подачи данного заявления являлся Ф3 N 134 от 24.10.1997 г. "О прожиточном минимуме в РФ". 04.10.2021 г. в личный кабинет Фирсовой Е.А. на сайте "государственных услуг" направлено решение Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за электронной подписью руководителя органа, назначающего МСЗ (П) Варавкина А.О, об отказе в назначение (предоставление) мер социальной поддержки N0001.001558/2021- 0115688. Основанием для отказа являлось отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсий, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами РФ, за расчётный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов".
Истец указала, что ответчик не сослался на норму закона, устанавливающую вышеуказанные основания, как основания для отказа в рассмотрении заявления N0001.001558/2021-0115688 от 18.09.2021 г. истца, в связи с чем, она обратилась в суд.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 01 декабря 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления, полагая, что судом нарушены нормы материального права.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции представитель истца - Макуха В.Л, доводы кассационной жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26 апреля 2023 года произведена замена ответчика
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, в пределах доводов кассационной жалобы, согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом при рассмотрении дела установлено, 18.09.2021 г. Фирсова Е.А. обратилась к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющим ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Также, судом установлено, что Макуха В.П. являющийся супругом Фирсовой Е.А, не имеет дохода, что подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Ответчиком вынесено решение N0001.001558/2021-0115688 от 04.12.2021 г. об отказе в предоставлении мер социальной поддержки гражданам, имеющим ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в связи с отсутствием у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов от трудовой, предпринимательской или интеллектуальной деятельности, пенсии, стипендий, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним категорий, доходов в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", ежемесячного пожизненного содержания вышедших в отставку судей, доходов, полученных за пределами РФ, за расчетный период, при отсутствии уважительных причин отсутствия таких доходов.
При установлении пособий в соответствии с Правилами N 1037 используется "правило нулевого дохода", которое предполагает, что пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи подтверждающих доходов или уважительную причину их отсутствия
Виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, установлены статьей 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (здесь и далее в редакции, действующей на момент принятия обжалуемого решения), к которым относится ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет.
Порядок и условия назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет в части, не определенной настоящим Федеральным законом, требования к составу семьи и перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и формы заявлений об их назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 право на назначение пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, имеют лица, которые определены пунктами 33 и 50 настоящих Правил и размер среднедушевого дохода семей которых не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания, установленную в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на дату обращения за назначением указанных пособий.
Заявления о назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил (далее - заявления о назначении пособий), подаются в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 "Об утверждении Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечня документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении", для соответствующего пособия (пункт 3).
Пунктом 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037 в состав семьи, учитываемый при определении права на пособия, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг(а), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения (за исключением таких детей, состоящих в браке), в том числе находящиеся под опекой (попечительством).
В соответствии с пунктом 16 вышеуказанного постановления среднедушевой доход семьи для назначения пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении пособий, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех "ленов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Согласно пункту 13 Правил основаниями для отказа в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, являются в том числе: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "и", "л" - "н", "п" пункта 18 настоящих Правил, за период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи посходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения):
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы.
Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 19 настоящих Правил, решение об отказе в назначении пособий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, не принимается.
Такие образом, исходя из анализа вышеприведенных норм, спорное пособие назначается только в том случае, если у взрослых членов семьи есть заработок. Если доходов нет, это должно быть обосновано объективными жизненными обстоятельствами.
Разрешая заявленные требования, исходя из того, что при установлении пособий, в соответствии с Правилами N 1037, пособие назначается при наличии у взрослых членов семьи подтверждающих доходов или уважительную причину их отсутствия, суд первой инстанции не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, поскольку как следует из материалов настоящего дела Макуха В.Л, являющийся супругом Фирсовой Е.А, в спорный период дохода не имел. Согласно его пояснениям в суде апелляционной инстанции, в спорный период он в трудовых отношениях с какой-либо организацией либо на учете в службе центре занятости не состоял.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нормам материального и процессуального права, регулирующим спорные правоотношения.
Принимая во внимание, что подпунктом "з" пункта 13 Правил основанием для отказа в назначении пособий является отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в", "е", "и", "л" - "н", "п" пункта 18 указанных Правил, за период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи в соответствии с пунктом 19 Правил, за исключением случаев, если заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу, а также, если заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей, суды первой и апелляционной инстанций сделали правильный вывод об отсутствии законных оснований для назначения ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Ссылка истца на то, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей, на что указано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1037, не может быть принята во внимание, поскольку из материалов дела не следует, что супруг Фирсовой Е.А. в спорный период получал указанные компенсации.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на Письмо Минтруда России от 20.12.2022 г. N 26-2/10/В-17886 "О предоставлении пособий и льгот руководителям некоммерческих организаций" и Закон РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", что супруг истца не может быть признан безработным и согласно указанному письму является занятым, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку условием назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет является подтвержденный доход, а не статус занятого. При этом, уважительными причинами отсутствия дохода является официальный статус безработного (но не более 6 месяцев), длительное (более 3 месяцев) лечение, уход за ребенком до 3 лет, а также за ребенком-инвалидом и иные обстоятельства перечисленные в пункте 13 вышеуказанных Правил. На какое-либо обстоятельство, позволяющее признать причины отсутствия дохода у супруга Фирсовой Е.А. уважительными, истец не ссылается.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов не опровергли.
По существу доводы кассационной жалобы полностью повторяют позицию истца, заявленную в суде первой инстанции и поддержанную в апелляционной жалобе, являлись предметом подробного изучения и оценки судов первой и апелляционной инстанций, в целом они направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств на основе иного понимания норм права, а потому основанием к отмене судебных постановлений являться не могут, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы, не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку нарушений судами норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 18 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 1 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Фирсовой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.