Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Шлопак С.А, Зеленского А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1021/2022 по иску Речеч Ирины Владимировны к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области о взыскании недоплаченной компенсации четырёхмесячного денежного содержания, недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области Веселова А.Г. на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 29 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 16 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Козловой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
29 июня 2022г. Речеч И.В. обратилась в суд с иском к УФНС России по Новгородской области (далее также Управление, инспекция, представитель нанимателя или работодатель), в котором просила взыскать с ответчика: недоплаченную сумму компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 87156 руб. 32 коп, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 10007 руб. 78 коп, денежную компенсацию в размере одной сто пятидесятой действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, начиная с 28 августа 2021 г. по день фактической выплаты включительно от невыплаченных в срок сумм компенсации в связи с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб, расходы по оплате услуг по составлению искового заявления в сумме 3535 руб, почтовые расходы.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 29 августа 2022 г. исковые требования Речеч И.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области о взыскании задолженности по компенсации четырехмесячного денежного содержания, задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворены, с Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (ОГРН N ИНН N) в пользу Речеч И.В. взысканы недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 87156 руб. 32 коп, недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск в размере 10007 руб. 78 коп, компенсация за задержку вы ния в связи с расторжением служебного контракта, компенсации за неиспользованный платы четырехмесячного денежного содержа отпуск, в размере 24906 руб. 39 коп, компенсация морального вреда в размере 10000 руб, а всего 132070 руб. 49 коп.
С Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (ОГРН N ИНН N) в пользу Речеч И.В. взыскана компенсацию за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации исходя из задолженности в размере 87156 руб. 32 коп, начиная с ДД.ММ.ГГГГг. по дату фактической выплаты, компенсация за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации исходя из задолженности в размере 10007 руб. 78 коп, начиная с 30 августа 2022г. по дату фактической выплаты.
С Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области (ОГРН N ИНН N) в пользу Речеч И.В. взысканы судебные расходы в размере 3586 руб. 40 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Старорусского районного суда Новгородской области от 29 августа 2022 г. в части взыскания с УФНС по Новгородской области в пользу Речеч И.В. денежной компенсации за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта и компенсации за неиспользованный отпуск, в размере 24906 руб. 39 коп, за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации исходя из задолженности в размере 87156 руб. 32 коп, начиная с 30 августа 2022г. по дату фактической выплаты, и за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации исходя из задолженности в размере 10007 руб. 78 коп, начиная с 30 августа 2022г. по дату фактической выплаты отменено, в этой части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Речеч Ирины Владимировны к УФНС России по Новгородской области о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта и компенсации за неиспользованный отпуск отказано, в связи с чем уменьшена общая сумма взыскания до 107164 руб. 10 коп.
В остальной части решение суда оставлено без изменения, В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотиву их незаконности.
В судебном заседании суда кассационной инстанции Речеч И.В. возражала против удовлетворения жалобы, представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела, Речеч И.В. с 2006 г. работала в налоговой инспекции на различных должностях, а с февраля 2012 г. в должности ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Новгородской области (далее также Межрайонная инспекция ФНС N или Налоговая инспекция).
Приказом Межрайонной инспекции ФНС N от ДД.ММ.ГГГГг. N заключенный с Речеч И.В. служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГг. N расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, последняя освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы ведущего специалиста-эксперта отдела общего обеспечения и уволена с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Этим же приказом Межрайонной инспекции ФНС N2 по Новгородской области принято решение о выплате Речеч И.В. компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с 16 октября 2020 г. по 29 августа 2021 г. и компенсации в размере, установленном частью девятой статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 27 июля 2004г. N79-ФЗ или Федеральный закон N79-ФЗ) то есть в размере четырехмесячного денежного содержания.
Установлено, что в период службы Речеч И.В. производились выплаты средств материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда. В частности, приказами Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за 2 квартал 2020 г, за 3 квартал 2020 г, за 4 квартал 2020 г, за 1 квартал 2021 г. соответственно.
Письмами УФНС России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГг. Nдсп@, ДД.ММ.ГГГГг. Nдсп@, ДД.ММ.ГГГГг. Nдсп@, ДД.ММ.ГГГГг. Nдсп@, ДД.ММ.ГГГГг. Nдсп@ вьделены дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Новгородской области сверх установленного фонда оплаты труда в 2 полугодии 2020 г, в 2021 г. в связи с принятием Правительством Российской Федерации решений о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда.
Приказами МИ ФНС России N по Новгородской области "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России N по Новгородской области" от ДД.ММ.ГГГГ NДСП, ДД.ММ.ГГГГг. N ДСП, от ДД.ММ.ГГГГ N ДСП, от ДД.ММ.ГГГГг. N ДСП, от ДД.ММ.ГГГГ NДСП во исполнение указанных выше писем Управления и за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на Межрайонную ИФНС России N по Новгородской области, повышение эффективности налогового администрирования установлены размеры материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N по Новгородской области сверх фонда оплаты труда (Речеч И.В. - 18000 руб.; 15300 руб.; 23000 руб.; 37600 руб.; 58300 руб.).
Приказами Управления от ДД.ММ.ГГГГ N ДСП, от ДД.ММ.ГГГГ NДСП@, от ДД.ММ.ГГГГ NДСП, от ДД.ММ.ГГГГ NДСП@ было утверждено распределение бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Межрайонных ИФНС России по Новгородской области сверх установленного фонда оплаты труда за 2 квартал 2020 г, за 3 квартал 2020 г, за 4 квартал 2020 г, за 1 квартал 2021 г.
Во исполнение данных приказов Управления приказами МИ ФНС России N по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ NДСП, от ДД.ММ.ГГГГ NДСП, от ДД.ММ.ГГГГ NДСП, от ДД.ММ.ГГГГ NДСП установлены размеры материального стимулирования государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России N по Новгородской области за 2 квартал 2020 г. (Речеч И.В. - 28968 руб.), 3 квартал 2020 г. (Речеч И.В. 35669 руб.), 4 квартал 2020 г. (ФИО1 - 22869 руб.), за 1 квартал 2021 г. (ФИО1 -21763 руб.)
Ответчиком не оспаривался тот факт, что дополнительное материальное стимулирование истца осуществлялось в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в целях совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных решениями Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из материалов дела следует, что перечисленные выплаты материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований не были учтены при расчёте денежного содержания истца при определении размера компенсации при расторжении служебного контракта, размера компенсации за неиспользованный отпуск и размера денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Суд первой инстанции, разрешая спор, правильно исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью десятой статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ от 27 июля 2004г. "О государственной гражданской службе в Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы, должны учитываться при расчете ее среднего месячного содержания со дня оплаты отпусков, компенсаций при увольнении в связи с сокращением численности должностей и за неиспользованный отпуск.
Поскольку установлено, что работодатель совершил в отношении истца неправомерные действия, выразившиеся в выплате истцу заработной платы и денежной компенсации не в полном объеме, которые не могли не вызвать у истца соответствующие нравственные страдания, суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с работодателя в пользу истца компенсации морального вреда.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием в части разрешения требований о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с выплатой не в полном объеме компенсации за отпуск и четырехмесячного денежного содержания.
Отменяя решение суда в части взыскания в пользу истца компенсации по правилам статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции сослался на отсутствие оснований для взыскания такой компенсации за период, указанный истцом. Апелляционное определение в этой части истцом не оспаривается.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях о наличии оснований для довзыскания в пользу истца денежных средств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" (статья 2 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ).
Согласно части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральных государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Федеральные законы, иные нормативные правовые акты России, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной этим федеральным законом (статья 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации" (далее также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2) разъяснено, что Трудовой кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, "данные изъяты" премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Часть десятая статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет возможность установления государственным гражданским служащим выплат, не предусмотренных названным Федеральным законом, направлена на повышение материального обеспечения государственных гражданских служащих и носит отсылочный характер (Определение Конституционного суда от 25 июня 2019г. N 1731-О).
В соответствии с частью первой статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью тринадцатой статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 8.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (пункт 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом, в частности, Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2007г. N 562 (далее также Правила или Правила от 6 сентября 2007 г. N 562).
Пунктом 2 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, "данные изъяты" г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562.
Согласно абзацу 1 пункта 6 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил от 6 сентября 2007г. N 562).
Абзацем 2 пункта 8 Правил от 6 сентября 2007г. N 562 предусмотрено, что месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Согласно части первой статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, "данные изъяты", - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
В силу части третьей статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью шестой статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" (далее также Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763) установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Согласно пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 названного Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "Р" пункта 2 Указа Президента РФ от 07 мая 2012г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
На основании приведенных нормативных положений фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях второй и третьей статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих (Определение Верховного Суда РФ от 28 августа 2017 г. N 2-КГ17-13).
Сумма дополнительного материального стимулирования входит в фонд оплаты труда гражданских служащих и должна учитываться при расчете денежного содержания служащего (Определение Верховного суда РФ от 8 февраля 2016 г. N 58-КГ15-24).
В письме Минфина Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии пунктами 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N 562 дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014г. N 238-7 (Определение Верховного суда РФ от 22 июля 2019 г. N 34-КГ19-4).
Анализ приведенных нормативных положений позволяет согласиться с выводами судов нижестоящих инстанций о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью десятой статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете её среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на оспаривание приведенных выше выводов суда по существу спора, учитывается, что по смыслу части третьей статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Несогласие стороны с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения и апелляционного определения, либо отвергнутых судами первой и апелляционной инстанции, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Доводы жалобы о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения истца в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, отклоняются, так как основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Доводы о том, что выплаты средств материального стимулирования не подлежат отнесению к иным дополнительным выплатам, установленным в статье 50 Федерального закона от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ, являются несостоятельными, поскольку суд мотивировал возможность такого отнесения со ссылкой на приведенный выше анализ действующего нормативно-правового регулирования. Иное толкование норм материального права ответчиком не может служить основанием для отмены решения суда.
Доводы о том, что материальное стимулирование не носит системный характер, не включено в фонд оплаты труда и не является гарантированной выплатой со ссылкой на письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2021г. N14-0/10/В-5300 "О выплатах, производимых федеральным государственным гражданским служащим за счет бюджетных ассигнований, доводимых до федеральных государственных органов на материальное стимулирование гражданских служащих", несостоятельны, поскольку, как следует из смысла названного письма, не включение средств материального стимулирования в состав денежного содержания гражданских служащих, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов. Поэтому в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах исчисления денежного содержания гражданских служащих Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий, входящих в структуру денежного содержания, а соответственно, подлежащих учету как при исчислении компенсации, предусмотренной части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ, так и при оплате отпусков. То есть из правовой позиции Минтруда России следует, что Минтруд России не исключает возможность учета средств материального стимулирования в составе денежного содержания.
В этой связи суды обоснованно учли письмо Минтруда России от 20 мая 2021 г. N 28-7/В-945, в котором Минтруд России разъяснял, что исключение из расчета среднего заработка выплат средств материального стимулирования является неправомерным.
Кроме того, письмом Минтруда России от 22 марта 2019г. N 18-4/10/В-2197, разъяснено, что Минтруд России с самого начала реализации мероприятий по дополнительному материальному стимулированию гражданских служащих федеральных государственных органов придерживается позиции о необходимости учета указанных средств при исчислении денежного содержания гражданских служащих в целях защиты их прав, так как целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Ссылки о том, что суд необоснованно принял во внимание разъяснения Минфина России, который не вправе давать разъяснения в сфере трудовых и служебных отношений, несостоятельны.
Доводы о том, что требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворены без достаточных оснований, противоречат установленным судом обстоятельствам дела и положениям статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации. Размер компенсации морального вреда определен судом исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объёма и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (абзац 4 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004г. N 2).
Определяя размер такой компенсации, суд не действовал произвольно, оценил в совокупности степень вины работодателя, его конкретные незаконные действия, соотнес их с объемом и характером причиненных работнику нравственных или физических страданий и индивидуальными особенностями его личности, учел заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерность компенсации последствиям нарушения трудовых прав работника как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Вопрос о распределении судебных расходов разрешен судами в соответствии с положениями главы 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для изменения суммы взысканных в пользу истца судебных расходов при отмене в части решения суда первой инстанции суд апелляционной инстанции мотивированно не усмотрел, сославшись на дополнительный характер требований в этой части. Поскольку решение суда первой инстанции отменено в части взыскания компенсации с применением статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, принцип пропорционального распределения судебных расходов в данном случае судом апелляционной инстанции не применен обоснованно.
Вопреки доводам кассационной жалобы, определяя размер подлежащих возмещению за счёт ответчика судебных расходов, суд, учитывая обоснованность основного искового требования о взыскании недоплаченных сумм, правомерно пришёл к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя, включая комиссию банка и почтовых расходов в общей сумме 3586 руб. 40 коп.
Такой размер взыскания расходов по оплате услуг представителя соответствует объему оказанных услуг при рассмотрении дела, определён с учетом соблюдения баланса интересов сторон и отвечает требованиям разумности, соразмерности, справедливости, не носит явно неразумный (чрезмерный) характер, то есть не является завышенным.
Доводы жалобы о том, что уплаченная банку комиссия за денежный перевод и почтовые расходы не относятся к судебным издержкам, не могут быть приняты во внимание, так как они не соответствуют положениям статей 88, 94, 98 Трудового кодекса Российской Федерации.
Условиями договора, заключённого для оказания юридических услуг, предусмотрено осуществление оплаты за правовые услуги (составление искового заявления, апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы и т.п.) путём перечисления денежных средств на банковский счет исполнителя, что и было сделано истцом, при этом банком была удержана комиссия за перевод денежных средств. Так как расходы на оплату комиссии банка понесены с целью исполнения положений договора, то такие расходы признаны необходимыми и относящимися к судебным издержкам. Доказательств наличия возможности перечисления денежных средств без уплаты комиссии банка ответчиком суду не представлено.
Несение истцом почтовых расходов в связи с направлением лицам, участвующим в деле, копий искового заявления, связано с исполнением требований процессуального закона, и указывает на вынужденный характер таких материальных затрат, которые также являются необходимыми при рассмотрении дела.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть третья статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исходя из материалов дела и доводов кассационной жалобы, не допущено.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 29 августа 2022 г. в неотменённой части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 16 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области Веселова А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.