Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Бушминой А.Е, Савинова К.А.
при секретаре
Чайко А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ибрагимова Тагира Магомедовича к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими нормативных правовых актов в части по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, объяснение представителя административного истца Фроста А.М, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 24 декабря 2019 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2020 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2021 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Административный истец Ибрагимов Т.М. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском, в обоснование которого указал, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, которое включено в пункт 1145 Перечня на 2020 год, а также собственником нежилого здания с кадастровым номером N, которое включено в пункт 2750 Перечня на 2021 год и в пункт 701 Перечня на 2022 год.
Административный истец полагает, что спорные здания и земельный участок, на котором они расположены, не соответствуют критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем включение зданий в оспариваемые Перечни нарушает права административного истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующими нормативные правовые акты в части включения нежилого здания с кадастровым номером N в пункт 1145 Перечня на 2020 год с 12 марта 2020 года, в части включения нежилого здания с кадастровым номером N в пункт 2750 Перечня на 2021 год со дня его принятия, в части включения нежилого здания с кадастровым номером N в пункт 701 Перечня на 2022 год.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года административное исковое заявление Ибрагимова Т.М. удовлетворено.
Признаны не действующими со дня принятия:
- пункт 1145 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункт 2750 приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- пункт 701 приказа Министерства земельных имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N 2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
С Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в пользу Ибрагимова Т.М. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб.
Сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.mziorb.ru/.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подало апелляционную жалобу, в которой просило указанное решение суда от 27 декабря 2022 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Фрост А.М. против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриев М.С. в заключении полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснение представителя административного истца, заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам (статьи 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-3 "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций и физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" к отдельным объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1 000 кв. м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" (далее Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233) установлено, что в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2020 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2021 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года N2603 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2022 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2022 год.
Суд, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 14, 372, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233, сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат нежилые здания с кадастровыми номерами N, N, по адресу: "адрес".
Нежилое здание с кадастровым номером N включено пункт 1145 Перечня на 2020 год, нежилое здание с кадастровым номером N включено в пункт 2750 Перечня на 2021 год и пункт 701 Перечня на 2022 год.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), информации, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Башкортостан, здание с кадастровым номером N имеет площадь 2 041, 9 кв. м, назначение: нежилое, наименование: здание. В состав данного здания входят нежилые помещения с кадастровыми номерами: N (назначение: нежилое, наименование: пристрой к гаражу N2, площадь 266, 8 кв. м), N (назначение: нежилое, наименование: гараж, площадь 1 077, 6 кв. м), N (назначение: нежилое, наименование: помещение, площадь 271, 8 кв. м), N (назначение: нежилое, наименование: помещение, площадь 425, 7 кв. м).
По состоянию на 24 декабря 2019 года здание с кадастровым номером N располагалось на земельном участке с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования "для строительства и обслуживания товарно-транспортной базы" (т.1 л.д.103).
Здание с кадастровым номером N имеет площадь 1 532, 6 кв. м, назначение: нежилое, наименование: склад, располагалось на земельном участке с кадастровым номером N, который по состоянию на 15 декабря 2020 года имел вид разрешенного использования "для строительства и обслуживания товарно-транспортной базы", по состоянию на 15 декабря 2021 года имел вид разрешенного использования "предпринимательство" (т.1 л.д.103).
На основании Договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимов Т.М. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N.
Виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N "для строительства и обслуживания товарно-транспортной базы" и "предпринимательство" не позволяют сделать однозначный вывод, что они предусматривает размещение на них объектов указанных в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по критерию вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем суд первой инстанции сделал правильный вывод, что расположенные на данном земельном участке здания нельзя отнести к объектам, подлежащим включению в Перечни.
Таким образом, для включения указанных зданий в Перечни необходимо, чтобы назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административный истец представил технические паспорта, составленные ИП Амедьянова С.Б. по состоянию на 18 февраля 2014 года:
- на здание (кадастровый номер N), площадью 2 041, 9 кв. м, литера А (наименование: здание, фактическое использование: нежилое), назначение помещений по экспликации: овощехранилище, склады, гаражи, коридор, выставочный зал, кабинеты, лестничная клетка (т.1 л.д.46-55);
- на здание (кадастровый номер N), площадью 1 532, 6 кв. м, литера Б (наименование: склад, фактическое использование: нежилое), назначение помещений по экспликации: лестничная клетка, кабинеты, бытовка, сан.узел, душевая, гараж, котельная, склады, подсобное помещение, коридор (т.1 л.д.35-43).
Суд первой инстанции запросил в ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценки и техническая инвентаризация" копии технических паспортов на нежилые здания с кадастровыми номерами N и N (т.1 л.д.99)
ГБУ Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценки и техническая инвентаризация" представило:
- технический паспорт, составленный государственным унитарным предприятием учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан по состоянию на 26 ноября 2001 года на товарно-транспортную базу (АБК, склад, гараж, КПП, котельную) (т.1 л.д.141-148);
- технический паспорт, составленный государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости" Республики Башкортостан по состоянию на 19 апреля 2006 года на товаротранспортную базу (т.1 л.д.118-140);
- технические паспорта, составленные государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 23 мая 2014 года на помещение с кадастровым номером N и на помещение с кадастровым номером N (т.1 л.д.105-111, 112-117);
- технический план на нежилое здание с кадастровым номером N, составленный в том числе в связи с изменением технической ошибки, по состоянию на 21 октября 2019 года (т.1 л.д.149-153).
Согласно техническому паспорту (т.1 л.д.141-148), составленному государственным унитарным предприятием учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан на товарно-транспортную базу (АБК, склад, гараж, КПП, котельную) по состоянию на 26 ноября 2001 года, объект недвижимости состоял из строений (т.1 л.д.141):
литера А - гараж, площадью 1 077, 6 кв. м, входящего в состав здания с кадастровым номером N, назначение частей помещения по экспликации: овощехранилище, склад, гараж (т.1 л.д.142 -оборот);
литера Б - склад, площадью 1 515, 7 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: лестничная клетка, кабинеты, бытовки, сан.узел, душевая, гараж, склады, комната охраны, раздевалка, коридор, и литера Б1 котельная, площадью 16, 9 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: котельная; помещения литера Б и Б1 общей площадью 1 532, 6 кв. м являются зданием с кадастровым номером N (т.1 л.д.144);
литера В - административно-бытовой корпус, площадью 387, 4 кв. м (т.1 л.д.145-оборот);
литера Д - контрольно-пропускной пункт площадью 16, 7 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: комнаты охраны (т.1 л.д.147).
Исходя из технического паспорта (т.1 л.д.118-140), составленного государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости" Республики Башкортостан на товарно-транспортную базу по состоянию на 19 апреля 2006 года, объект недвижимости состоял из строений (т.1 л.д.119-оборот):
литера А площадью 1 077, 6 кв. м, входящего в состав здания с кадастровым номером N, назначение частей помещения по экспликации: овощехранилище, склад, гараж (т.1 л.д.124-оборот);
литера А1 площадью 266, 8 кв. м, входящего в состав здания с кадастровым номером N, назначение частей помещения по экспликации: коридор, выставочный зал, кабинеты, лестничная клетка (т.1 л.д.125-оборот);
литера Б площадью 1 515, 7 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: лестничная клетка, кабинеты, бытовки, сан.узел, душевая, гараж, склады, комната охраны, раздевалка, коридор, и литера Б1 площадью 16, 9 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: котельная; помещения литера Б и Б1 общей площадью 1 532, 6 кв. м являются зданием с кадастровым номером N (т.1 л.д.127);
литера В площадью 387, 4 кв. м (т.1 л.д.129-оборот);
литера Д площадью 16, 7 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: комнаты охраны (т.1 л.д.132);
литера Е площадью 115, 9 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: склады (т.1 л.д.133).
В соответствии с техническим паспортом, составленным государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 23 мая 2014 года на помещение с кадастровым номером N, литер А3 пристрой к гаражу, площадью 425, 7 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: складское помещение (т.1 л.д.105-111).
На основании технического паспорта, составленного государственным унитарным предприятием "Башземоценка" Республики Башкортостан по состоянию на 23 мая 2014 года на помещение с кадастровым номером N, литер А2 гаражный бокс, площадью 271, 8 кв. м, назначение частей помещения по экспликации: гаражный бокс (т.1 л.д.112-117).
В техническом плане на нежилое здание с кадастровым номером N, составленном, в том числе в связи с изменением технической ошибки, по состоянию на 21 октября 2019 года, указано, что в ходе проведения кадастровых работ выявлено, что в границы здания с кадастровым номером N не вошло помещение площадью 425, 7 кв. м (литера А3), хотя в общей площади здания это помещение учтено (литера А общей площадью 1077, 6 кв. м; литера А1 общей площадью 266, 8 кв. м; литер А2 общей площадью 271, 8 кв. м, литера А3 общей площадью 425, 7 кв. м), в рамках технического плана данное нарушение устранено (т.1 л.д.149-153).
Таким образом, из материалов дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером N состоит из нежилых помещений с кадастровыми номерами:
N, литера А1, общей площадью 266, 8 кв. м;
N, литера А, общей площадью 1 077, 6 кв. м;
N, литера А2 общей площадью 271, 8 кв. м;
N, литера А3, общей площадью 425, 7 кв. м.
Нежилое здание с кадастровым номером N, литера Б и Б1 имеет общую площадь 1 532, 6 кв. м.
Указанные здания и помещения в них в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН и документах технического учета (инвентаризации), не отвечают критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и по данному основанию не подлежали включению в оспариваемые Перечни.
При этом, как правильно указал суд термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", поэтому назначение помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административный ответчик представил акты обследования фактического использования здания с кадастровым номером N, составленные без доступа в здание:
- по состоянию на 30 июня 2020 года, из которого следует, что здание с используется в качестве административно-делового центра и соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 3, 4 акта) (т.1 л.д.84-87);
- по состоянию на 24 ноября 2021 года, из которого следует, что здание используется под административную деятельность: Зелен Строй, оптово-розничной компании СтройПищеПром, Спецэлектро, многопрофильной компании Альгор, Налог и право, компании Мир окон, Эпоха pro-компания, Инвестиционная компания ИП Шариев И.Р.; под торговую деятельность: Реликт магазин, Рона магазин и соответствует критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 5, 6 акта) (т.1 л.д.88-92).
Пунктом 2.1 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее Порядок), утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233, предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются: визуальный осмотр объекта недвижимости; фотосъемка (при необходимости видеосъемка), фиксирующая фактическое использование указанного здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, а также фотосъемка (при необходимости видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом объекте недвижимости, указателей наименований улиц и номеров домов (при наличии), расположенных на обследуемых зданиях (строениях, сооружениях).
По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости комиссией по обследованию в срок не позднее 5 рабочих дней со дня проведения указанного мероприятия составляется акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения по форме, утверждаемой приказом уполномоченного органа, с приложением материалов, полученных в ходе проведения обследования объекта недвижимости (пункт 2.2 Порядка).
В случае, если при проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости возникли обстоятельства, препятствующие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект, и имеется информация, свидетельствующая об использовании данного объекта для размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, акт оформляется с указанием выявленных признаков размещения офисов, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии по обследованию в обследуемый объект (пункт 2.5 Порядка).
В актах обследования фактического использования здания от 30 июня 2020 года и 24 ноября 2021 года указано, что мероприятия проведены без доступа комиссии в здание с кадастровым номером N, при этом, в нарушение пункта 2.5 указанного Порядка в актах обследования не указаны обстоятельства, препятствовавшие доступу комиссии в здание, в связи с чем суд пришел к выводу, что акты обследования фактического использования здания не могут быть приняты в качестве доказательства достоверно подтверждающего вид фактического использования объекта недвижимости, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Также судом установлено, что мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания с кадастровым номером N для включения его в Перечень на 2020 год не проводились, акт обследования не составлялся.
Из представленных административным истцом договоров аренды нежилых помещений, расположенных в спорных объектах недвижимости, использование не менее 20 процентов общей площади объекта недвижимости под размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания также не подтверждается.
В здании с кадастровым номером N административный истец сдает в аренду следующие нежилые помещения:
- по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с "данные изъяты" сроком на 11 месяцев, помещение площадью 263, 3 кв. м под производство и хранение металлоконструкций;
- по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с "данные изъяты" сроком на 11 месяцев, помещение площадью 276, 1 кв. м под изготовление и хранение мебели;
- по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, с "данные изъяты" сроком на 11 месяцев, помещение площадью 559, 8 кв. м под стоянку и ремонт автотранспорта. При этом из справки от 19 декабря 2022 года следует, что "данные изъяты" использует арендуемые помещения для стоянки и ремонта автотранспорта, принадлежащего "данные изъяты" (т.1 л.д.244).
В здании с кадастровым номером N административный истец сдает в аренду следующие нежилые помещения:
- по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с "данные изъяты" сроком на 11 месяцев, помещение площадью 16, 6 кв. м под размещение офиса, что составляет 1 % от общей площади здания;
- по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с "данные изъяты" сроком на 11 месяцев, помещение площадью 428, 7 кв. м под производство и хранение мебели;
- по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с "данные изъяты" сроком на 11 месяцев, помещение площадью 545, 2 кв. м под склад (хранение и ремонт оборудования);
- по договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с "данные изъяты" сроком на 11 месяцев, помещение площадью 421, 7 кв. м под изготовление, хранение рекламной продукции.
Вместе с тем суд пришел к выводу, что объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказание услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей гражданина, между тем, доказательств того, что спорные объекты недвижимости использовались для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных исключительно для удовлетворения личных потребностей граждан, административным ответчиком суду не представлено.
Также суд установил, что здание с кадастровым номером N не отвечает критериям, установленным подпунктом 3 пункта 1 статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" от 28 ноября 2003 года N43-з, поскольку его площадь составляет 1 532, 6 кв. м, а налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении отдельно стоящего нежилого здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Учитывая, что административный ответчик не представил относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие здания с кадастровым номером N и здания с кадастровым номером N критериям, установленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал оспариваемые пункты Перечней на 2020, 2021, 2022 года недействующими со дня принятия.
При обращении в суд с иском административный истец оплатил государственную пошлину в размере 900 руб, в связи с чем суд на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ взыскал с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования "предпринимательство", судебная коллегия отклоняет, поскольку по состоянию на 24 декабря 2019 года, когда был утвержден Перечень на 2020 год указанный земельный участок имел вид разрешенного использования "для строительства и обслуживания товарно-транспортной базы" (т.1 л.д.103), что не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В апелляционной жалобе административный ответчика указал, что здание с кадастровым номером N фактически используется как административно-деловой центр и в нем расположено 9 организаций; согласно справочнику "2ГИС" здание использовалось для осуществления оптовой и розничной торговли строительными и отделочными материалами, а также для производственной деятельности по изготовлению кованных изделий, изделий из камня с целью последующей реализации; на первом этаже имеется выставочный зал и магазин.
Указанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку в соответствии с пунктом 1.7 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимости осуществляются комиссией по обследованию в форме обследований объектов недвижимости в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно приложению к настоящему Порядку. Вместе с тем, как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается административным ответчиком, фактическое обследование здания с кадастровым номером N в установленном порядке не проводилось.
Кроме того, само по себе нахождение в данном здании нескольких организаций и магазина, без проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимости, не свидетельствует, что не менее 20 процентов указанного здания используется в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание с кадастровым номером N расположено на земельном участке с кадастровым номером N, вид разрешенного использования "предпринимательство", судебная коллегия отклоняет, поскольку по состоянию на 15 декабря 2020 года, когда был утвержден Перечень на 2021 год, указанный земельный участок имел вид разрешенного использования "для строительства и обслуживания товарно-транспортной базы" (т.1 л.д.103), что не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По состоянию на 15 декабря 2021 года, когда был утвержден Перечень на 2022 год, указанный земельный участок имел вид разрешенного использования "предпринимательство", который не является условием, предусмотренным подпунктом 1 пункта 3 и подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания нежилого здания административно-деловым или торговым центром.
Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац третий пункта 2 статьи 7).
Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который устанавливает наименование вида разрешенного использования земельного участка, его описание и числовое обозначение в виде кода.
Согласно положениям указанного федерального нормативного правового акта вид разрешенного использования земельного участка предпринимательство (код 4.0) - это размещение объектов капитального строительства в целях извлечения прибыли на основании торговой, банковской и иной предпринимательской деятельности, содержание данного вида включает в себя 19 самостоятельных видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных кодами 4.1 - 4.10, в том числе наряду с такими видами как объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (код 4.2); рынки (код 4.3); магазины (код 4.4); общественное питание (код 4.6); заправка транспортных средств (4.9.1.1); обеспечение дорожного отдыха (4.9.1.2); автомобильные мойки (4.9.1.3); ремонт автомобилей (4.9.1.4), предусматривающими размещение объектов торговли и общественного питания, к предпринимательству также относится деловое управление (4.1); банковская и страховая деятельность (4.5); гостиничное обслуживание (4.7); развлечения (4.8); развлекательные мероприятия (4.8.1); проведение азартных игр (4.8.2); проведение азартных игр в игорных зонах (4.8.3); служебные гаражи (4.9); объекты дорожного сервиса (4.9.1); стоянка транспортных средств (4.9.2); выставочно-ярмарочная деятельность (4.10), описание которых не предусматривает размещение на земельных участках ни офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, ни объектов торговли, общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, вид разрешенного использования земельного участка предпринимательство (код 4.0) не позволяет сделать однозначный вывод, что он предусматривает размещение на земельном участке объектов, перечисленных в пунктах 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что здание с кадастровым номером N фактически используется как административно-деловой центр, согласно сведениям онлайн-сервиса "2ГИС" в нем расположено 11 организаций, в том числе магазин "Реликт", судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку согласно выписке из ЕГРН площадь здания составляет 1 532, 6 кв. м, что менее 2 000 кв. м, в то время как положениями пункта 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" в Перечни по критерию фактического использования могли быть включены лишь отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м. Поскольку по делу достоверно установлено, что названному критерию здание с кадастровым номером N, исходя из его общей площади, не отвечает, то в оспариваемые Перечни по фактическому использованию оно также не могло быть включено.
Кроме того, исходя из экспликаций к поэтажным планам в технических паспортах, в спорных зданиях отсутствуют помещения, которые по своему наименованию, разрешенному использованию или назначению соответствуют критериям, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Технический план здания с кадастровым номером N не содержит сведений о назначение, разрешенном использовании или наименовании помещений в здании, а также экспликацию к поэтажным планам здания.
Таким образом, сведениями, содержащимися в ЕГРН, и документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорные здания подлежали включению в оспариваемые Перечни исходя из назначения, разрешенного использования или наименование помещений в нем.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные здания соответствовали критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объектов в оспариваемые Перечни.
Вместе с тем административный ответчик не представил относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанных зданий критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения зданий в оспариваемые Перечни.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 27 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.