Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бушминой А.Е, судей Красновой Н.П, Батялова В.А.
при секретаре Шаманиной Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "ТехноЛайн" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании недействующими пункта 4581 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810, пункта 1949 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907, с момента принятия, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Бушминой А.Е, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованным 24 декабря 2019 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2020 год).
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном 15 декабря 2020 года на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан https://mzio.bashkortostan.ru, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Административный истец ООО "ТехноЛайн" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным иском, в обоснование которого указало, что является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, которое включено в пункт 4581 Перечня на 2020 год, пункт 1949 Перечня на 2021 год.
Административный истец ООО "ТехноЛайн" полагает, что спорное нежилое здание не соответствует требованиям статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем включение его в Перечни на 2020, 2021 года нарушает права административного истца, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество юридических лиц в большем размере.
Административный истец ООО "ТехноЛайн" просило суд признать недействующими со дня принятия пункт 4581 Перечня на 2020 год, пункт 1949 Перечня на 2021 год.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2023 года административное исковое заявление ООО "ТехноЛайн" удовлетворено.
Признаны не действующими со дня принятия:
- пункт 4581 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810;
- пункт 1949 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N 1907.
На Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан www.mziorb.ru.
Административный ответчик Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан подало апелляционную жалобу, в которой просило решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2023 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец ООО "ТехноЛайн" представило возражения относительно апелляционной жалобы, в которых просил решение с Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А. в заключении полагал решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2023 года подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, в соответствии с которой неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", с 1 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций, соответственно исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" к отдельным объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2 000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
4) расположенные в многоквартирных домах нежилые помещения, площадь каждого из которых свыше 1 000 кв. м, принадлежащие одному или нескольким собственникам, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения" (далее Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233) установлено, что в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3 - 4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций".
Из приведенных положений федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежит включению такое отдельно стоящее нежилое здание соответствующей площади, которое отвечает одному из критериев, установленных названными правовыми нормами.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 24 декабря 2019 года N 1810 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2020 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2020 год.
Приказом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан от 15 декабря 2020 года N1907 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2021 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", утвержден Перечень на 2021 год.
Суд, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 14, 372, 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233, сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
В пункт 4581 Перечня на 2020 год и пункт 1949 Перечня на 2021 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", собственником которого является административный истец ООО "ТехноЛайн".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости (далее ЕГРН), информации, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан, филиалом публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Башкортостан здание с кадастровым номером N по состоянию на 24 декабря 2019 года и 15 декабря 2020 года имело общую площадь 8 474, 4 кв. м, назначение "нежилое", наименование "административное здание".
По состоянию на 24 декабря 2019 года здание с кадастровым номером N было расположено на земельном участке с кадастровым номером N (архивный с 21 апреля 2020 года в связи с разделом на 4 земельных участка), вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружений".
По состоянию на 15 декабря 2020 года здание с кадастровым номером N было расположено на земельном участке с кадастровым номером N (поставлен на государственный кадастровый учет 20 апреля 2020 года), вид разрешенного использования "для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружений".
Анализируя указанный вид разрешенного использования земельных участков, суд указал, что такой вид разрешенного использования, не являясь безусловно определенным в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предполагает размещения на земельных участках офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
По данным технического паспорта, выданного Государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан" (Белорецкий межрайоный филиал) по состоянию на 2 сентября 2008 года комплекс зданий и сооружений, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Тюленина, д. 14, литер А имеет площадь 8 451, 8 кв. м, фактическое использование - административное, назначение помещений по экспликации: тамбур, кабинет, вент. камера, торговая (62, 5 кв. м), коридор, кладовая, основная, лестничная клетка, туалет, производственный цех, склад, мастерская, тамбур, торговая (17, 9 кв. м), вахта, подсобное, холодильная камера, пекарня, цех, цех полуфабрикатов, коптильная, комната отдыха, раздевалка, мойка, лифт, бары (58, 2 кв. м и 104, 3 кв. м).
Площадь помещений торговых помещений и бара (62, 5 + 17, 9 + 58, 2 + 104, 3), подпадающих под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет 2, 8%, то есть менее 20% от общей площади здания 8 474, 4 кв. м.
Поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", то суд правильно указал, что назначение помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что в представленном как административным истцом, так и государственным бюджетным учреждением Республики Башкортостан "Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация" техническом паспорте на спорное здание по состоянию на 2 сентября 2008 года указана площадь здания 8 451, 8 кв. м, в то время как согласно выписке из ЕГРН площадь здания составляет 8 474, 4 кв. м, то есть на 22, 6 кв. м больше, чем в техническом паспорте, кадастровый номер данному зданию присвоен 1 июля 2011 года. Другие технические паспорта или технический план на здание с кадастровым номером N в материалы дела не представлены, в том числе и на запросы суда.
Таким образом, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН и документах технического учета (инвентаризации) в отношении данного здания назначение, разрешенное использование или наименование помещений не предусматривают размещение в нем офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания площадью более 20 % от общей площади здания.
Давая оценку представленному административный ответчиком Акту обследования фактического использования здания (строения, сооружения) с кадастровым номером N по состоянию на 10 июля 2020 года суд указал, что указанный акт не может быть признан достаточным доказательством, поскольку обследование здание проведено без доступа в здание, кроме того Акт, не содержит сведений о площади, используемой для осуществления каждого из видов деятельности (площадь офисов, площадь объектов общественного питания, площадь объектов бытового обслуживания, площадь торговых объектов), площадь помещений общего пользования (т.1 л.д.178-182).
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования оспариваемых Перечней не позволяли с достоверностью определить нежилое здание как используемое в целях делового, административно или коммерческого назначения либо как объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем, оснований для включения его в Перечень не имелось.
Указанные выводы суда являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение здания в Перечни по его фактическому использованию для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания является правомерным при условии, если обследование проводилось до издания нормативного правового акта, в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 (далее - Порядок), и содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какое именно из находящихся в здании помещений используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.
Между тем, Акт обследования фактического использования здания (строения, сооружения) с кадастровым номером 02:62:010601:776 по состоянию на 10 июля 2020 года и приложенные к нему фотографии не содержат сведений, фиксирующих фактическое использование здания и помещений в нем в целях размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Само по себе отражение в указанном Акте информации о том, что в здании расположены: на первом этаже слева от главного входа в здание магазин инструментов и строительных материалов "Стин", с торца здания магазин автозапчастей "АвтоЛегион", на верхних этажах здания офисные помещения, не свидетельствует о фактическом использовании здания в целях, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
К Акту не приложен расчет площади помещений, используемых указанными либо иными организациями под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в нем не отражена информация, подтверждающая размещение в здании объектов в установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации целях, фотоматериалы, приложенных к Акту, содержат лишь общий вид здания с улицы, без фиксации находящихся в здании помещений и осуществляемой в них деятельности, а также таких неотъемлемых элементов, сопутствующих размещению офисов и процессам осуществления торговой деятельности, оказания бытовых услуг, как централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки, зоны для потребителей, кассовые аппараты, прейскуранты цен и т.д.
Кроме того, Акт содержит внутренние противоречия: в нем указано на отсутствие доступа в здание, что свидетельствует о невозможности определения процентного соотношения площадей, одновременно содержится утверждение, что 100% площади здания используется для размещения офисов и сопутствующей инфраструктуры, и в то же время указано, что на первом этаже размещено два магазина, а офисные помещения расположены на верхних этажах.
В нарушение пунктов 2.1 - 2.4 Методики определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющейся приложением к Порядку, фактическая площадь объекта, используемая для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов общественного питания, бытового обслуживания и торговых объектов, не определена (поставлен прочерк), при этом общая площадь объекта, используемая в названных целях безосновательно указана равной 100%.
Именно в акте должна быть надлежащим образом зафиксирована, раскрыта и подтверждена иными полученными в ходе обследования доказательствами имеющаяся в распоряжении уполномоченного органа информация из источников, указанных в пункте 1.10 Порядка, что позволило бы считать правомерным включение объекта недвижимости в перечень исходя из критерия его фактического использования.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Акт названным критериям не отвечает.
Порядком определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233, не исключается возможность учета при определении перечня и подготовке предложений по его уточнению договоров аренды (подпункт "е" пункта 1.4).
Суд первой инстанции установил, что площадь помещений, переданных по договорам аренды под офисные и торговые помещения на момент включения в Перечень на 2020 год составляет 14 %, то есть менее 20% от общей площади здания 8 474, 4 кв. м, на момент включения в Перечень на 2021 года составляет 13, 8 %, то есть менее 20% от общей площади здания 8 474, 4 кв. м (т.1 л.д.21-73).
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции неверно определилплощади помещений, которые могут быть отнесены к торговым и офисным помещениям, применительно к критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Административным истцом ООО "ТехноЛайн" в материалы дела представлены следующие договоры аренды помещений в нежилом здании с кадастровым номером N сроком на 11 месяцев каждый, действующие по состоянию на 24 декабря 2019 года - дату утверждения Перечня на 2020 год:
- с "данные изъяты" договор N от 1 ДД.ММ.ГГГГ согласно которому в аренду переданы нежилые помещения 45, 6 кв. м, этаж 5, комнаты 14-16 для использования под офисное помещение (т.1 л.д.52-58);
- с "данные изъяты" договор N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в аренду переданы нежилые помещение 857, 6 кв. м (этаж 2, 3, 5, 7 - офисные помещения), 455, 5 кв. м (этаж 2 - душевые), 104, 4 кв. м (этаж 2 комната 10, этаж 3 комнаты 8, 9, 11, 12, 22-25, этаж 5 комнаты 6, 8, 9) для использования под офисное, производственное и складское помещение (т.1 л.д.68-74);
- с "данные изъяты" договор N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в аренду переданы нежилые помещения 186, 6 кв. м (этаж 1 комнаты 9 - 14, 31, часть комнаты 30 (186, 6 кв. м)) под офисные и торговые помещения (т.1 л.д.39-45);
- с "данные изъяты" договор N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в аренду переданы нежилые помещения 100 кв. м (этаж 1 комнаты 1-3, 15-17 под производственное и торговое помещение (т.1 л.д.27-33).
Поскольку в договоре аренды с "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ указана общая площадь помещений, сданных в аренду под производственное и торговое помещение (100 кв. м) без расшифровки какие именно помещения и какой площадью являются производственными и какие являются офисными, то такой договор аренды не является безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской.
Следовательно, на дату утверждения Перечня на 2020 год площадь помещений, сдаваемых в качестве офисных и торговых 45, 6+857, 6+186, 6= 1 089, 8 кв. м, что составляет 12, 85 %, то есть менее 20% от общей площади здания 8 474, 4 кв. м.
Также административным истцом ООО "ТехноЛайн" в материалы дела представлены следующие договоры аренды помещений в нежилом здании с кадастровым номером N сроком на 11 месяцев каждый, действующие по состоянию на 15 декабря 2020 года - дату утверждения Перечня на 2021 год:
- с "данные изъяты" договор N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в аренду переданы нежилые помещения 45, 6 кв. м, этаж 5, комнаты 14-16 для использования под офисное помещение (т.1 л.д.45-51);
- с "данные изъяты" договор N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в аренду переданы нежилые помещение 857, 6 кв. м (этаж 2, 3, 5, 7 - офисные помещения), 455, 5 кв. м (этаж 2 - душевые), 104, 4 кв. м (этаж 2 комната 10, этаж 3 комнаты 8, 9, 11, 12, 22-25, этаж 5 комнаты 6, 8, 9) для использования под офисное, производственное и складское помещение; актом обратного приема-передачи от 16 марта 2020 года к указанному договору аренды арендатор передал (возвратил) арендодателю офисные помещения площадью 424 кв. м, дополнительным соглашение от 17 марта 2020 года изменена площадь переданных в аренду помещений, согласно которому передано в аренду в том числе офисных помещений на 2, 3, 5, 7 этажах - 434, 6 кв. м; актом обратного приема-передачи от 1 июля 2020 года к указанному договору аренды арендатор передал (возвратил) арендодателю все помещения в указанном здании, в том числе и офисные помещения площадью 434, 6 кв. м, в дополнительном соглашении от 1 июля 2020 года изменена площадь переданных в аренду помещений, согласно которому передано в аренду помещение 16, 9 кв. м (2 этаж комната 3) (т.1 л.д.59-67);
- с "данные изъяты" договор N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в аренду переданы нежилые помещения 186, 6 кв. м (этаж 1 комнаты 9 - 14, 31, часть комнаты 30 (186, 6 кв. м)) под офисные и торговые помещения (т.1 л.д.33-38);
- с "данные изъяты" договор N от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в аренду переданы нежилые помещения 81 кв. м (этаж 1 комнаты 1-3, 16-17 под производственное и торговое помещение (т.1 л.д.21-26).
В связи с тем, что договор аренды N от ДД.ММ.ГГГГ с "данные изъяты" неоднократно изменялся, то на дату утверждения Перечня на 2021 год по указанному договору в аренду было передано только одно помещение 16, 9 кв. м (2 этаж комната 3) (т.1 л.д.66-оброт).
Поскольку в договоре аренды с "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ указана общая площадь помещений, сданных в аренду под производственное и торговое помещение (81 кв. м) без расшифровки какие именно помещения и какой площадью являются производственными и какие являются офисными, то такой договор аренды не является безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской.
Следовательно, на дату утверждения Перечня на 2021 год площадь помещений, сдаваемых в аренду в качестве офисных и торговых 45, 6+186, 6= 232, 2 кв. м, что составляет 2, 74 %, то есть менее 20% от общей площади здания 8 474, 4 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорное здание соответствовало критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в оспариваемые Перечни.
Вместе с тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанного здания критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и необходимым для включения указанного здания в Перечни на 2020, 2021 года.
При этом то обстоятельство, что в ЕГРН и в техническом паспорте указано наименование спорного здания - "административное здание", о правомерности его включения в Перечни само по себе, без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения находящихся в нем помещений, а также без проведения мероприятий по определению вида его фактического использования, свидетельствовать не может. Кроме того, наименование здания не является безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 3, абзацем вторым подпункта 2 пункта 4, абзацем третьим пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации основанием для включения объекта недвижимости в перечень является назначение, разрешенное использование или наименование помещений здания (строения, сооружения), а не самого здания (строения, сооружения).
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 9 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.