Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев протест заместителя прокурора Республики Башкортостан Воротынцева С.С. на вступившие в законную силу постановление административной комиссии при администрации Ленинского района г.о. г.Уфа Республики Башкортостан от 26 сентября 2022 года N 03583, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 декабря 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация внешнеэкономического сотрудничества",
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии при администрации Ленинского района г.о. г.Уфа Республики Башкортостан от 26 сентября 2022 года N 03583, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 декабря 2022 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 января 2023 года, общество с ограниченной ответственностью "Ассоциация внешнеэкономического сотрудничества" (далее - ООО "АВС", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В протесте, поданном в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Башкортостан Воротынцев С.С. выражает несогласие с состоявшимися в отношении ООО "АВС" постановлением административной комиссии и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными, просит отменить, производство по делу прекратить.
ООО "АВС", уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанного протеста, в установленный срок возражения на протест не представило.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы протеста, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территорий городов, выразившееся в нарушении порядка комплексного благоустройства и внешнего оформления городских территорий (в неоформлении или несогласовании проекта благоустройства) или в ненадлежащем содержании или очистке закрепленной территории, зданий и их конструктивных элементов, в том числе не устранении в установленные сроки повреждений зданий и их конструктивных элементов, или требований по уборке дорог общего пользования, мойке дорожных покрытий, уборке закрепленных территорий, установке и содержанию урн, если указанное деяние не образует состав правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 8 статьи 50 Правил благоустройства территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 июня 2020 г. N 62/4 (далее - Правила благоустройства), определены границы прилегающих территорий с целью их уборки, санитарного содержания и благоустройства - для промышленных, производственных объектов - 20 метров от внешней стены объекта, а при наличии ограждения - 20 метров от ограждения
В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 58 Правил благоустройства обслуживающие организации, собственники, владельцы, пользователи, арендаторы земельных участков, на территории которых находятся зеленые насаждения, обязаны обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями, систематический покос газонов и иной травянистой растительности в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно статье 63 Правил благоустройства, благоустройство, уборка и санитарное содержание территорий осуществляется всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их организационно-правовой формы в пределах закрепленной за ними зоны уборки и санитарного содержания территории (часть 1).
Закрепленная территория в целях благоустройства, уборки и санитарного содержания состоит из:
земельного участка, в границах землеотвода, используемого юридическими и физическими лицами на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком;
прилегающей территории, определенной в соответствии со ст. 50 настоящих Правил (часть 2).
В соответствии со статьей 70 Правил благоустройства обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются: по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников, владельцев, пользователей, арендаторов объектов - граждан и юридических лиц.
Согласно статье 73 Правил благоустройства юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, Республики Башкортостан.
Как усматривается из материалов дела, 28 июля 2022 г. в 13 часов 40 минут членом административной комиссии Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в результате осмотра территории базы ООО "АВС", расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Базисный проезд, д. 6, на земельном участке, правообладателем которого является ООО "АВС", выявлено нарушение установленных муниципальным нормативным правовым актом правил благоустройства территорий городов, выразившееся в непринятии мер по содержанию прилегающей территории базы, по ее очистке от бытового мусора и сорной травы, размещение туалетов с нарушением благоустройства, тем самым не исполнены требования статей 50, 63, 70 Правил благоустройства.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 31 августа 2022 года; актом об обнаружении признаков административного правонарушения от 28 июля 2022 года; фотоиллюстрациями территории, принадлежащей ООО "АВС"; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 29 июля 2022 года, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 16 ноября 2022 года, иными материалами дела, которым административным органом и судами дана юридическая оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в соответствии с установленными обстоятельствами.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных административным органом и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Несогласие заявителя с этими выводами административного органа и судов и юридической оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы протеста о том, что члены Административной комиссии не уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и акты осмотра, а Административная комиссия не наделена полномочиями для проведения контроля в сфере благоустройства, обоснованно отклонены предыдущими судебными инстанциями.
Административные комиссии возбуждают дела об административных правонарушениях на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на правонарушения.
Право на составление протоколов об административных правонарушениях предоставлено должностным лицам административных комиссий положениями частей 4, 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статей 14.2, 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.
Изменения в статьи 14.2, 15.1 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, определившие компетенцию административных комиссий на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в области нарушений правил благоустройства, не внесены.
Как правильно указано судебными инстанциями, члены Административной комиссии на основании приведенного законодательства наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, а Административная комиссия наделена правом на принятие решений о привлечении к административной ответственности за нарушение Правил благоустройства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что в данном случае нарушение обществом Правил благоустройства выявлено должностным лицом административного органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения осмотра территории.
Ссылка на нарушение положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" отклоняется, поскольку поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение членом административной комиссии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Мероприятия государственного или муниципального контроля по смыслу Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ не проводились.
Доводы о том, что контрольное мероприятие проведено без взаимодействия с нарушителем, в связи с чем надзорный орган не вправе привлечь его к административной ответственности и возбудить дело, являются ошибочными.
Все доводы поданного в Шестой кассационный суд общей юрисдикции протеста направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.
Из доводов протеста, поданного в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в соответствии с санкцией части 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление административной комиссии при администрации Ленинского района г.о. г.Уфа Республики Башкортостан от 26 сентября 2022 года N 03583, решение судьи Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 2 декабря 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 января 2023 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.3 Кодекса Республики Башкортостан об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ассоциация внешнеэкономического сотрудничества", оставить без изменения, а протест заместителя прокурора Республики Башкортостан Воротынцева С.С. без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.