Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Белова В.И, судей Орловой И.Н. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 7 марта 2023 года кассационную жалобу Световцова В.М. и поданную 13 апреля 2023 года кассационную жалобу ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года по административному делу N 2а-482/2022 по административному исковому заявлению Световцова Владислава Михайловича к Российской Федерации в лице ФСИН России и Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратуре Республики Башкортостан, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан, Дюртюлинской межрайонной прокуратуре, Дюртюлинскому межрайонному прокурору о компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н, изложившей обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления и доводы кассационных жалоб, объяснения посредством видеоконференц-связи Световцова В.М. в обоснование доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Световцов В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда с ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан и Дюртюлинской межрайонной прокуратуры в сумме 3 000 000 руб. (по 1 500 000 руб. с каждого), указывая на допущенные нарушения условий содержания в следственных изоляторах ввиду перечисления денежных средств на его лицевой счет с нарушением трехдневного срока после убытия, что повлекло невозможность приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости. Указывая на данные обстоятельства, 22 апреля 2021 года он обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобой. 16 декабря 2021 года в его адрес поступил ответ Дюртюлинского межрайонного прокурора от 8 декабря 2021 года N. О внесенном спустя 10 месяцев представлении в адрес начальника ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан он узнал из ответа начальника уголовно-судебного управления прокуратуры Республики Башкортостан Галимова Р.Р. от 15 октября 2021 года N, прокурор его об этом не уведомил.
Решением Дюртюлинского районного суда Республики Башкортостан от 10 августа 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года решение суда первой инстанции отменено, с Российской Федерации в лице ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Световцова В.М. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 14 марта 2023 года, Световоцов В.М. просит изменить апелляционное определение, вынести новое решение об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме по мотивам существенного нарушения норм материального и процессуального права, при этом излагая фактические обстоятельства дела и доводы по существу административного иска и апелляционной жалобы. Указывает, что действия Дюртюлинской межрайонной прокуратуры и прокуратуры Республики Башкортостан являются незаконными, у судов первой и апелляционной инстанций были основания для вынесения частных определений, требования Световцова В.М. о взыскании морального вреда подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. Считает размер присужденной компенсации морального вреда несправедливо заниженным.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 21 апреля 2023 года, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции, указав в обоснование, что из содержания пункта 13 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 356, усматривается, что для перевода денежных средств на счет учреждения-получателя установлен трехдневный срок, но в каких днях, в календарных или рабочих, исчисляется трехдневный срок не конкретизировано.
Световцов В.М. в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан содержался в период с 23 октября по 20 ноября 2020 года на основании обвинительного приговора Чертановского районного суда г. Москвы от 17 декабря 2019 года в качестве ожидающего судебного акта суда апелляционной инстанции. 20 ноября 2020 года (пятница) Световцов В.М. убыл в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области (в исправительную колонию для бывших работников судов и правоохранительных органов, поскольку в период с 31 октября 2007 года по 14 мая 2012 года проходил службу в органах прокуратуры, в должности помощника прокурора республики по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью).
По табелю учета рабочего времени сотрудников бухгалтерии ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республики Башкортостан выходными днями являются суббота и воскресенье, согласно производственному календарю на 2020 год: суббота приходится на 21 ноября 2020 года, воскресенье приходится 22 ноября 2020 года.
23 ноября 2020 года (понедельник) по остатку денежных средств на лицевом счете Световцова В.М. в сумме 5 376, 70 руб. сформирована заявка на кассовый расход N в программе "1С: Предприятие", направлена на исполнение в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан для перечисления в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан, платеж прошел по выписке за 24 ноября 2020 года, то есть на второй рабочий, или четвертый календарный день.
Отмечает, что выводы суда апелляционной инстанции о длительности нарушения с 23 ноября по 22 декабря 2020 года, выразившиеся в несвоевременном перечислении денежных средств по вине ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан, ошибочны.
Кроме того, административным истцом не представлено бесспорных и достаточных доказательств того, что в результате его содержания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан ему причинен реальный физический вред, глубокие физические или психологические страдания, оснований для взыскания в пользу истца требуемой компенсации отсутствуют.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 27 марта 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера при рассмотрении настоящего административного дела судами не допущено.
Световцов В.М, осужденный по приговору Чертановского районного суда г. Москвы по части 1 статьи 119, части 3 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации к 3 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима, в качестве транзитно-пересыльного, ожидающего вступление в законную силу судебного акта, содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан (в периоды с 8 по 23 октября 2020 года и с 20 по 23 ноября 2020 года), в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан (в период с 23 октября по 20 ноября 2020 года), в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области (в период с 24 по 26 ноября 2020 года), в ТПП ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан (в период с 26 по 29 ноября 2020 года), в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области (в период с 30 ноября по 15 декабря 2020 года), прибыл 15 декабря 2020 года в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области.
В ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Световцову В.М. был открыт лицевой счет N с остатком денежных средств в размере 5 376, 70 руб.
24 ноября 2020 года (убыл 20 ноября 2020 года) на названную сумму денежных средств ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике сформирована заявка на кассовый расход N в бухгалтерской программе 1С, направлена на исполнение в Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан для перечисления в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан.
На дату убытия из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан (23 ноября 2020 года) денежные средства на лицевой счет Световцова В.М. не поступали, а поступили 24 ноября 2020 года, перечислены 27 ноября 2020 года в конечную точку убытия осужденного - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области.
7 декабря 2020 года ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области денежные средства возвращены в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан, который 11 декабря 2020 года перечислил денежные средства в транзитную точку в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, 17 декабря 2020 года денежные средства перечислены по месту убытия в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области.
Денежные средства поступили в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Кировской области 22 декабря 2020 года.
22 апреля 2021 года Световцов В.М. обратился в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобой на нарушение его прав при содержании в следственных изоляторах, указывая, что при нахождении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан не мог воспользоваться денежными средствами, не обеспечивался санитарно-гигиеническим набором, при нахождении в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан ему не предоставлен санитарно-гигиенический набор, питание осуществлялось из личных запасов, при нахождении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области не обеспечивался санитарно-гигиеническим набором, денежными средствами с лицевого счета на приобретение продуктов питания воспользоваться не мог, при нахождении в ТПП ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан не был обеспечен санитарно-гигиеническим набором, неудовлетворительно питался, не мог распоряжаться денежными средствами, при нахождении в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Кировской области не был обеспечен санитарно-гигиеническим набором, неудовлетворительно питался, не мог распоряжаться денежными средствами.
Указанная жалоба поступила в Генеральную прокуратуру Российской Федерации 26 мая 2021 года и направлена для рассмотрения в прокуратуру Республики Башкортостан, которая перенаправлена Дюртюлинскому межрайонному прокурору.
Письмом Дюртюлинского межрайонного прокурора от 9 июля 2021 года Световцову В.М. сообщено об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования, аналогичный ответ подготовлен прокуратурой Республики Башкортостан.
Не согласившись с ответом, Световцовым В.М. подано обращение в прокуратуру Республики Башкортостан, которое 28 сентября 2021 года передано для рассмотрения Дюртюлинскому межрайонному прокурору.
Дюртюлинским межрайонным прокурором Республики Башкортостан в адрес начальника ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике внесено представление от 5 октября 2021 года по факту допущенного нарушения требований Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России, утвержденной приказом Минюста Российской Федерации от 8 декабря 2006 года N 356, в связи перечислением денежных средств по истечении трехдневного срока.
Данная информация направлена в прокуратуру Республики Башкортостан.
Согласно ответу врио начальника ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан от 22 октября 2021 года представление рассмотрено, установлено нарушение трехдневного срока перечисления денежных средств из-за ненадлежащего контроля бухгалтера Соколова В.В.
15 октября 2021 года Световцову В.М. направлен ответ начальника уголовного-судебного управления прокуратуры Республики Башкортостан Галимова Р.Р. о результатах рассмотрения его обращения.
8 декабря 2021 года для объявления Световцову В.М. Дюртюлинским межрайонным прокурором направлено извещение, содержащее сведения о результатах рассмотрения представления.
Заместителем прокурора Республики Башкортостан 18 мая 2022 года также внесено представление по допущенному нарушению в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан.
Разрешая административный спор и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия бездействия Дюртюлинской межрайоной прокуратуры Республики Башкортостан по своевременному рассмотрению обращений осужденного, допущенного нарушения ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан пунктов 12 и 13 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста России от 8 декабря 2006 года N 356, выразившегося в несвоевременном перечислении в установленный трехдневный срок денежных средств осужденного, повлекшем нарушение имущественных прав административного истца на распоряжение денежными средствами, отсутствия оснований для компенсации морального вреда, предоставления административному истцу следственными изоляторами по месту его содержания минимальных норм материально-бытового обеспечения.
Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда в части требований Световцова В.М, заявленных к Дюртюлинской межрайонной прокуратуре Республики Башкортостан, в свою очередь счел ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания компенсации за допущенное нарушение права осужденного по использованию денежных средств, исходя из того, что в ходе рассмотрения дела был бесспорно установлен факт несвоевременного перечисления бухгалтерией ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан в трехдневный срок денежных средств осужденного, наличия незаконного бездействия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан, выразившегося в не направлении денежных средств в тот пункт выбытия, в котором осужденный находился на момент перечисления денег.
Рассматривая вопрос о размере компенсации, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание характер допущенного нарушения прав истца и длительность такого нарушения (с 23 ноября по 22 декабря 2020 года), значимость нарушенного права, степень вины ответчика, а также учитывая требования разумности и справедливости, счел разумной и достаточной денежную компенсацию в размере 5 000 руб.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами судов, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"), в котором устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Полномочия и функции прокуратуры Российской Федерации, ее организация и порядок деятельности определяются Федеральным законом от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации").
Согласно статье 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд (часть 1); поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2).
На основании статьи 27 названного Федерального закона органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения. При этом орган прокуратуры в рамках установленных законом полномочий самостоятельно определяет порядок разрешения обращений и дает на них ответы.
В целях установления в органах прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Генеральным прокурором Российской Федерации принята Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденная приказом от 30 января 2013 года N 45 (далее - Инструкция).
В силу пункта 3.1 указанной Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению. По результатам предварительного рассмотрения должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению; об оставлении без разрешения; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о прекращении рассмотрения обращения; о приобщении к ранее поступившему обращению; о возврате заявителю.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 37 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Применительно к указанным правовым нормам и разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации нижестоящие суды, установив изложенные обстоятельства, пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для компенсации морального вреда ввиду рассмотрения обращения Световцова В.М. уполномоченными должностными лицами в пределах предоставленных им полномочий, в установленные законом сроки.
Более того, выводы судов соответствуют правовой позиции, закрепленной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2017 года N 737-О, от 19 июля 2016 года N 1727-О, в силу которых любому лицу гарантируется судебная защита только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует их реальная угроза их нарушения.
Соответственно, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Таким образом, несогласие административного истца с содержанием ответов, несвоевременное реагирование прокурора на указанные осужденным нарушения, ненадлежащий надзор за исполнением действующего законодательства следственными изоляторами согласно требований приказа Генпрокуратуры России от 16 января 2014 года N 6 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", вопреки доводам кассационной жалобы, сами по себе не нарушают прав Световцова В.М, не возлагает на него обязанности и не препятствует к осуществлению прав и свобод, в том числе в судебном порядке, что им реализовано в рамках настоящего административного дела.
Частью 1 статьи 227.1 КАС РФ установлено, что лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Указанные нормы введены Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47), под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), с решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, учитывая основания заявленных требований, реализацию следственным изолятором уголовно-исполнительной системы публичной функции, вопреки доводам кассационной жалобы Световцова В.М, настоящий иск правомерно рассмотрен нижестоящими судами в порядке административного судопроизводства.
Более того, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 КАС РФ и главы 24 АПК РФ", вид судопроизводства и процессуальный порядок рассмотрения дела, в котором подлежат защите права, свободы и законные интересы гражданина или организации, определяются судом в зависимости от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) от 14 октября 2005 года N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), регламентирующие, что деньги подозреваемым и обвиняемым переводятся почтовым переводом в адрес СИЗО и зачисляются на их лицевые счета (пункт 90); подозреваемые и обвиняемые приобретают продукты питания, предметы первой необходимости и другие не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары по безналичному расчету в магазине (ларьке) СИЗО или в иных торговых точках при отсутствии в СИЗО магазина (ларька) (пункт 59).
В соответствии с пунктами 12 и 13 Инструкции по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденной приказом Минюста России от 8 декабря 2006 года N 356, при переводе осужденного, подозреваемого или обвиняемого в другое учреждение специальный отдел (группа) учреждения не менее чем за 24 часа до выбытия осужденного, подозреваемого или обвиняемого представляет в бухгалтерию список лиц, подлежащих переводу, с указанием пункта выбытия каждого осужденного, подозреваемого или обвиняемого; работники бухгалтерии учреждения-отправителя в трехдневный срок осуществляют перечисление денежных средств на счет учреждения-получателя.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, проанализировав установленные на их основе обстоятельства, имеющие значение для административного дела, применительно к нормам материального права, подлежащим применению к рассматриваемым правоотношениям, суды, установив факт несвоевременного перечисления бухгалтерией ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан в трехдневный срок денежных средств осужденного после его убытия, а также не направление ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Башкортостан денежных средств в пункт убытия осужденного, нарушение права Световцова В.М. по использованию принадлежащих ему денежных средств, правомерно расценено судом апелляционной инстанции в качестве допущенного нарушения условий содержания административного истца, в связи с чем взыскана компенсация.
Вопреки доводам кассационной жалобы Световцова В.М. размер присужденной административному истцу судом апелляционной инстанции денежной компенсации обеспечивает эффективность национального средства правовой защиты в Российской Федерации, поскольку определен с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности, степени нравственных и физических страданий административного истца, с учетом его индивидуальных особенностей, отсутствия сведений о необратимых для него негативных последствиях, для устранения которых требовалась бы денежная компенсация в большем (меньшем), чем присуждено судами, размере.
Приведенные в кассационной жалобе доводы ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов суда апелляционной инстанции не опровергли.
Определение срока и правила исчисления сроков содержатся в главе 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 190 - 194).
Так, согласно части 1 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации, установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, должностные лица следственного изолятора, исполняя требования нормативно-правового акта, регламентирующего порядок перечисления денежных средств осужденного, вопреки доводам кассационной жалобы о перечислении денежных средств 24 ноября 2020 года (понедельник), то есть на второй рабочий, или четвертый календарный день, могли обеспечить совершение последовательных юридически значимых действий в установленные сроки.
Более того, компенсация, согласно статье 12.1 УИК РФ, присуждается вне зависимости от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит правовых оснований для пересмотра апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Световцова В.М, ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 15 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.