Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 25 февраля 2023 года кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" (далее - Управление архитектуры градостроительства и имущественных отношений) на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 5 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 декабря 2022 года по административному делу N 2а-1/2022 по административному исковому заявлению Зеленовой Л.В. об оспаривании уведомления администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 5 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Зеленова Л.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, номер кадастрового квартала N, площадью 800 квадратных метров, расположенного по адресу. "адрес", категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", поставленного на кадастровый учет 3 февраля 2020 года (л.д. 10-12, том 1).
4 марта 2021 года Зеленова Л.В. направила в администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан (далее - Администрация) уведомление о планируемом строительстве 2-этажного, индивидуального жилого дома площадью 100 квадратных метров на земельном участке с кадастровым номером N (л.д. 14-17, том 1).
5 марта 2021 года административным ответчиком принято уведомление N RU03544000-48 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам.
Основаниями принятия уведомления послужило то, что согласно градостроительному зонированию, установленному Правилами землепользования и застройки территории сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан от 27 июля 2018 года N 213 (далее - ПЗЗ), земельный участок с кадастровым N расположен в территориальной зоне "С-2" - зона сельскохозяйственных угодий, которая не предусматривает строительство объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 18, том 1).
Не согласившись с уведомлением от 5 марта 2021 года, Зеленова Л.В. оспорила его в судебном порядке.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 5 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 декабря 2022 года, заявленные требования удовлетворены, уведомление от 5 марта 2021 года признано незаконным, с возложением на Администрацию обязанности повторно рассмотреть уведомление Зеленовой Л.В. от 4 марта 2021 года.
В кассационной жалобе Управление архитектуры градостроительства и имущественных отношений просит об отмене судебных актов в связи с нарушением норм материального права, приводя доводы, аналогичные оспариваемому уведомлению от 5 марта 2021 года. Также указывает на неправомерную ссылку судами на решение Совета сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о внесении изменений в генеральный план от 20 сентября 2016 года N 82, а также на вступившее в законную решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 марта 2022 года, которым признано не действующим приложение "Карта градостроительного зонирования к вышеназванным ПЗЗ в части установления территориальной зоны "С-2" зона сельскохозяйственных угодий в кадастровом квартале N, принято после вынесения оспариваемого решения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 2 того же кодекса законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 9 названного кодекса территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 3 вышеприведенной статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Таким образом, согласно положениям части 3 стати 9, частями 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Судами установлено, что в соответствии с изменениями в генеральный план село Новое Барятино сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета 20 сентября 2016 года N 82, земельные участки в кадастровом квартале N к территориальной зоне "С-2" - зона сельскохозяйственных угодий не отнесены.
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, установив факт несоответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения Казадаевский сельсовет муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан в части отнесения земельного участка Зеленовой Л.В. с кадастровым номером N к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий, пришли к правильному выводу о незаконности оспариваемого решения и наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вышеприведенные аргументы кассационной жалобы, по своей сути, повторяющие доводы апелляционной жалобы, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку. Кроме того, аргументы кассационной жалобы выражают несогласие с данной судами оценкой доказательств по делу и установленными обстоятельствами. Между тем суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств по делу, отличных от ранее установленных судами.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 5 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.