Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи поданную 10 марта 2023 года кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений г. Казани", заместителя начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений г. Казани" Хафизова И.М. на решение Приволжского районного суда г. Казани от 18 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 февраля 2023 года по административному делу N 2а-4832/2022 по административному исковому заявлению Черняковского ААндрея Николаевича к ИК МО г. Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани", заместителю начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани" о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуальных жилых домов, обязании выдать разрешение на реконструкцию.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку Хафизова Н.Ф, действующего в своих интересах и в интересах Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений г. Казани", судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чернявский А.Н. (далее - административный истец) обратился в суд с административным иском к МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО города Казани" (далее - административный ответчик, Управление) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуальных жилых домов.
В обоснование заявленных требований указано, что 30 июля 2020 года Чернявский А.Н. обратился в МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО города Казани" с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию двух индивидуальных жилых домов по "адрес", расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N, N, в блокированный четырехсекционный жилой дом.
Письмом административного ответчика от 7 июня 2022 года N 01-01- 2028 в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства отказано.
Административный истец Чернявский А.Н, считая данный отказ нарушающим его права и законные интересы, просил признать его незаконным и обязать МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО города Казани" выдать разрешение на реконструкцию двух индивидуальных жилых домов по "адрес", расположенных на земельных участка с кадастровыми номерами N N, N N, N N, N N, в блокированный четырехсекционный жилой дом.
Судом к участию в деле привлечены административные ответчики Исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - ИК МО г. Казани), заместитель начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани" Хафизов И.М, заинтересованные лица МКУ "Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани", заместитель начальника отдела выдачи разрешений на строительство МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани" Абрамов Г.В. и гражданка Зайнутдинова И.Т.
Решением Приволжского районного суда г. Казани от 18 октября 2022 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 февраля 2023 года без изменения, административные исковые требования Черняковского А.Н. удовлетворены частично. Постановлено признать незаконным ответ заместителя начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО Казани" И.М. Хафизова от 7 июня 2022 года N 01-01-28 по заявлению А.Н. Чернявского от 28 июля 2020 года N 3-115616 о выдаче разрешения на реконструкцию двух индивидуальных жилых домов в блокированный четырехсекционый жилой дом, расположенный по адресу: "адрес". На МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО Казани", ИК МО города Казани возложена обязанность в пределах полномочий, установленных законодательством, в тридцатидневный срок с момента вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Чернявского А.Н. от 28 июля 2020 года N 3-115616.
В удовлетворении остальной части заявленных административным истцом требований отказано.
В кассационной жалобе заявители ставят вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права. В обоснование доводов кассационной жалобы административные ответчики не соглашаются с выводом судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемого отказа, считают, что он соответствует требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указывают, что нарушений прав и законных интересов административного истца не имеется.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего лица, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов административного дела следует, что 28 июля 2020 года Чернявский А.Н. обратился в Управление с заявлением на предоставление муниципальной услуги: выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства - двух индивидуальных жилых домов по "адрес", расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами N, N, N, N, в блокированный четырехсекционный жилой дом.
Письмом от Управления от 6 августа 2020 года N 02-02-173 на заявление от 30 июля 2020 года дан ответ о приостановлении предоставления муниципальной услуги в связи с проведением правоохранительными органами проверки законности документов, послуживших основанием для возникновения права на объекты недвижимости.
Вступившим в законную силу решением Приволжского районного суда Республики Татарстан от 11 марта 2021 года по административному делу N 2а-1615/2021 признано незаконным бездействие Управления, заместителя начальника Управления ФИО1, выразившееся в непредоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на реконструкцию двух индивидуальных жилых домов, на административного ответчика возложена обязанность устранить нарушение прав административного истца путем возобновления предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на реконструкцию индивидуальных жилых домов.
1 июня 2022 года отделом муниципального земельного контроля МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани" составлен в соответствии с обращением МКУ "Управление градостроительных разрешений ИК МО г. Казани" в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N акт выездного обследования земельного участка органа муниципального контроля N 3406 с приложением соответствующей фототаблицы и схемы.
При повторном рассмотрении письмом Управления от 7 июня 2022 года N 01-01-2028 в ответ на заявление Чернявского А.Н. от 28 июля 2020 года о выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства отказано на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием документов, предусмотренных частью 7 данной статьи.
Отказ мотивирован тем, что отсутствуют результаты инженерных изысканий; представленные архитектурные решения не соответствуют эскизному предложению; земельный участок расположен в третьем поясе зоны санитарной охраны водозабора "Танкодром". Кроме того, указано на решение Приволжского районного суда г. Казани от 7 ноября 2013 года, которым удовлетворен иск Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о признании объекта капитального строительства индивидуального жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу по "адрес" самовольной постройкой.
Разрешая административный спор и принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что письмо административного ответчика от 7 июня 2022 года N 01-01-2028 не соответствует требованиям закона и нарушает права и свободы административного истца, ввиду того, что административным истцом к заявлению о выдаче разрешения на реконструкцию двух индивидуальных жилых домов в блокированной четыресекционный жилой дом приложены все необходимые документы, в соответствии с законодательством, регулирующем оспариваемые правоотношения, в связи с чем не могло быть основанием для отказа административному истцу в выдаче такого разрешения.
Судебная коллегия находит выводы судов обеих инстанций основанными на применимых нормах материального права, вытекающими из надлежащей оценки представленных сторонами доказательств.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 указанной статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Частью 13 статьи 51 ГрК РФ в редакции, действовавшей до 30 декабря 2020 года, установлено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 этой статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В случае, предусмотренном частью 11.1 названной статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 данной статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
К указанному заявлению прилагаются в том числе следующие документы и сведения: результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 указанного Кодекса проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);
в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социальнокультурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);
г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства) (пункт 3).
Как следует из материалов дела, к заявлению Чернявского А.Н. от 28 июля 2020 года о выдаче разрешения на строительство приложен выполненный ООО ПСФ "ВАН" технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий "Реконструкция двух индивидуальных жилых домов в блокированный 4-х секционный дом по "адрес"".
На основании изложенного, суды пришли к правильному выводу, что оспариваемый отказ Управления не содержит ссылок на предусмотренные законом правовые основания для отказа в удовлетворении заявления Чернявского А.Н. и не соответствует требованиям пункта 13 статьи 51 ГрК РФ, поскольку административным истцом в Управление были представлены все необходимые документы для получения разрешения на строительство, однако административным ответчиком данные документы не были приняты во внимание, что явилось основанием для признания отказа административного ответчика незаконным и удовлетворения административных исковых требований Чернявского А.Н.
Согласно статье 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно- строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1).
Инженерные изыскания - это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования (пункт 15).
Вопросы, связанные с инженерными изысканиями для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, регламентированы статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
Инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются в целях получения: материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории; материалов, необходимых для обоснования компоновки зданий, строений, сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений в отношении этих зданий, строений, сооружений, проектирования инженерной защиты таких объектов, разработки мероприятий по охране окружающей среды, проекта организации строительства, реконструкции объектов капитального строительства; материалов, необходимых для проведения расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий, строений, сооружений, их инженерной защиты, разработки решений о проведении профилактических и других необходимых мероприятий, выполнения земляных работ, а также для подготовки решений по вопросам, возникшим при подготовке проектной документации, ее согласовании или утверждении (часть 4).
Следовательно, как верно указал суд апелляционной инстанции, ссылка в оспариваемом отказе от 7 июня 2022 года на отсутствие результатов инженерных изысканий опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами и не может быть положена в основу для отказа в удовлетворении заявления предоставлении муниципальной услуги как несоответствующая обстоятельствам дела, с чем судебная коллегия не может не согласиться.
Повторяя довод апелляционной жалобы, административный ответчик указывает на то, что в оспариваемом отказе Управление ссылается на несоответствие представленных архитектурных решений эскизному предложению, согласованному с Управлением от 13 февраля 2019 года N 15/07-ИСХ-ОГ/1214, как несоответствующее требованиям ГПЗУ, данное указание к числу оснований для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, предусмотренных частью 13 статьи 51 ГрК РФ, не относится и соответственно основанием для такого отказа быть не может.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда апелляционной инстанции, поскольку он соответствует требованиям закона и подтверждается материалами дела.
Также судом апелляционной инстанции верно указано, что вступившее в законную силу и неисполненное решение Приволжского районного суда г. Казани от 7 ноября 2013 года, на которое ссылается административный ответчик в том числе и в кассационной жалобе, к числу оснований для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию, предусмотренных частью 13 статьи 51 ГрК РФ не относится и основанием для отказа в выдаче разрешения на реконструкцию быть также не может, в виду этого данный довод административного ответчика обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции.
Исходя из обстоятельств дела и приведенного правового регулирования, суды верно констатировали, что поскольку административными ответчиками вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в материалы дела не представлено сведений о законных оснований для отказа Чернявскому А.Н. в предоставлении разрешения на реконструкцию индивидуальных жилых домов, постольку признали оспариваемый отказ Управления незаконным, нарушающим права административного истца.
Выводы судов основаны на применимых нормах права, надлежащем установлении юридически значимых обстоятельств и правильной оценке представленных сторонами доказательств.
Доводы кассационной жалобы, повторяющие содержание апелляционной жалобы, не опровергают выводов судов, сводятся к несогласию с ними, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, в связи с чем оснований для пересмотра судебных актов не имеется.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Приволжского районного суда г. Казани от 18 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 3 февраля 2023 года по административному делу N 2а-4832/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, МКУ "Управление градостроительных разрешений г. Казани", Заместителя начальника МКУ "Управление градостроительных разрешений г. Казани" Хафизова И.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.