Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 марта 2023 года кассационную жалобу Юртаева С.С. на решение Советского районного суда города Орска от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 12 января 2023 года по административному делу N 2а-764/2022 по административному исковому заявлению Юртаева С.С. об оспаривании действий (бездействия) администрации Советского района города Орска, администрации города Орска по утверждению документации по планировке территории.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Юртаев С.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что 16 октября 2020 г. он подал заявление в администрацию города Орска с просьбой разрешить подготовку документации по планировке территории, ограниченной улицами Пушкина, Герцена, П.Лафарга, Белинского города Орска. В обоснование изменения существующих границ проекта межевания территории указал, что существующая красная линия территории проходит непосредственно по фасадам домов жителей данных улиц, что препятствует оформлению права собственности путем перераспределения земельных участков, фактически используемых в пределах ограждения домовладений.
Постановлением администрации города Орска от 6 ноября 2020 года N 2808-п разрешено подготовить документацию по планировке территории, ограниченной улицами Пушкина, П.Лафарга, Белинского, разрабатываемой для изменения красных линий и установления границ земельных участков, предназначенных для эксплуатации индивидуальных жилых домов (далее - проект межевания территории, л.д. 33, том 1).
На основании указанного постановления ООО "ГеоСтар" подготовлен проект межевания территории (л.д. 9-36, том 2).
25 февраля 2021 года Комитетом архитектуры и градостроительства администрации города Орска (далее - Комитет архитектуры и градостроительства) внесены замечания на подготовленный проект межевания территории (л.д. 32, том 1).
Согласно Протоколу заседания публичных слушаний от 25 марта 2021 года N 1 принято решение до окончания публичных слушаний (27 апреля 2021 года) доработать вышеназванный проект (л.д. 30, том 1).
В соответствии с заключением Комитета архитектуры и градостроительства по результатам публичных слушаний от 19 мая 2021 N 4 принято решение об отказе в утверждении проекта межевания территории, поскольку жилой массив "Старый город" является уникальной застройкой 50-60 годов и утверждение данного проекта приведет к нарушению существующей застройки (далее - заключение от 19 мая 2021 года N 4, л.д. 31).
На основании вышеназванного заключения, администрацией города Орска принято постановление от 11 июня 2021 года N1561-п об отказе в утверждении проекта планировки территории (далее - постановление администрации города Орска от 11 июня 2021 года, л.д. 25, том 1).
Не согласившись с принятыми решениями от 19 мая 2021 года, от 11 июня 2021 года, которыми отказано в утверждении планировки территории, Юртаев С.С. оспорил их в судебном порядке.
Решением Советского районного суда города Орска от 30 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 12 января 2023 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Юртаев С.С. просит об отмене судебных актов, приводя доводы о допущенных нарушениях норм процессуального права. Указывает на то, что суд принял решение на основе доказательств, отсутствующих в материалах дела, а также на ошибочность выводов судебных инстанций о пропуске установленного срока для обжалования оспариваемых решений. Ссылается на нерассмотрение судами требования о признании незаконным отказа от 9 марта 2022 года в предоставлении муниципальной услуги, а также на незаконное установление судом апелляционной инстанции обстоятельств, которые не устанавливались судом первой инстанции и которым не давалась правовая оценка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 1 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 41 вышеприведенного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории (часть 4 данной статьи).
Требования к проекту межевания территории установлены в статье 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 7 которой материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия; 6) границы лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесотаксационных выделов или частей лесотаксационных выделов.
В проекте межевания территории, подготовленном применительно к территории исторического поселения, учитываются элементы планировочной структуры, обеспечение сохранности которых предусмотрено законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (часть 11 вышеприведенной статьи).
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в том числе с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, если иное не предусмотрено частью 10.2 настоящей статьи (часть 10 той же статьи).
Несоответствие документации по планировке территории требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для ее отклонения (часть 13.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Разрешая дело, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения действующего законодательства, ссылки на которые содержатся в обжалуемых судебных актах, обоснованно исходили из того, что рассматриваемый проект межевания территории не соответствует требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит сведений о защитной зоне объектов культурного наследия, в связи с чем пришли к правильному выводу о правомерности оспариваемого решения и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Приведенные выше доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение правильность выводов судебных инстанций и не содержат оснований для безусловной отмены судебных актов, в связи с чем подлежат отклонению.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Орска от 30 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 12 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Юртаева С.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 5 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.