Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Умбетовой Э.Ж, судей Орловой И.Н. и Сказочкина В.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административных ответчиков - ГУ МВД России по Самарской области, ОМВД России по Большеглушицкому району и заинтересованного лица - МВД России на решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 5 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 января 2023 года по административному делу N 2а-571/2022 по административному исковому заявлению прокурора Большеглушицкого района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по Большеглушицкому району и ГУ МВД России по Самарской области о признании деятельности изолятора временного содержания (далее - ИВС) несоответствующей законодательству и возложении обязанности устранить нарушения.
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, выслушав объяснения представителя заявителей кассационной жалобы по доверенностям Андреева Д.А, поддержавшего изложенные в ней доводы, прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Большеглушицкого районного суда Самарской области от 5 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 января 2023 года, административные исковые требования прокурора Большеглушицкого района Самарской области удовлетворены частично. На ОМВД РФ по Большеглушицкому району Самарской области и ГУ МВД по Самарской области возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения требований законодательства о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в ИВС ОМВД России по Большеглушицкому району, расположенному по адресу: "адрес": оборудовать камеры ИВС санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, кнопками для вызова дежурного, светильниками ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией; обеспечить наличие санитарного пропускника и дезинфекционной камеры; обеспечить наличие медицинского кабинета; обеспечить наличие душа. В удовлетворении административных исковых требований о признании деятельности ИВС ОМВД России по Большеглушицкому району не соответствующей Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее Федеральный закон N 103-ФЗ) и нарушающей права и законные интересы содержащихся в нем лиц, отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 28 марта 2023 года, административные ответчики и заинтересованное лицо просят отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Податели жалобы полагают, что ввиду постройки здания ИВС в 1979 году, судами необоснованно применены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённые приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года N 950 (далее - Правила внутреннего распорядка). Считают, что устранение основных недостатков, связанных с канализацией, водоотведением, вентиляцией возможно только при строительстве нового здания, строительство которого планируется на земельном участке по адресу: "адрес", общей площадью - 16 496 кв.м, который в настоящее время уже поставлен на кадастровый учет.
Кроме того, указывают, что поскольку выполнение возложенных судебным постановлением обязанностей напрямую зависит от поступления выделенных лимитов бюджетных средств на указанные цели, и в отсутствие финансирования судебное решение не может быть исполнено ни в какой срок относительно вступления решения суда в законную силу, то обжалуемое решение суда не является исполнимым.
Информация о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 4 апреля 2023 года.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Судами установлено и из материалов дела следует, что административному ответчику ОМВД России по Большеглушицкому району на праве оперативного управления передано здание РОВД с кадастровым номером N и земельный участок, в пределах которого оно находится, с кадастровым номером N, расположенные по адресу: "адрес" (указанные нежилое здание и земельный участок являются федеральной собственностью).
Помещение ИВС ОМВД России по Большеглушицкому району располагается на 1 этаже двухэтажного кирпичного здания в комплексе с основным зданием ОМВД 1979 года постройки, имеет площадь 110 кв. м, в нем оборудованы 5 камер с лимитом наполняемости 7 койко-мест.
Прокуратурой Большеглушицкого района Самарской области проведена проверка на предмет соблюдения федерального законодательства в ИВС ОМВД России по Большеглушицкому району, в ходе которой установлены нарушения указанного законодательства.
По результатам проверки ОМВД России по Большеглушицкому району внесено представление об устранении выявленных нарушений и о результатах рассмотрения представления и принятых мерах предложено сообщить в прокуратуру в месячный срок со дня его получения в письменной форме (л.д. 7-10).
Представление прокурора рассмотрено на оперативном совещании, согласно которому начальнику ИВС ПиО ОМВД России по Большеглушицкому району, специалисту тылового обеспечения объявлено замечание в устной форме за нарушение законодательства, на указанных лиц возложена обязанность принять действующие меры по их устранению (л.д. 12-16).
Согласно ответа начальника ОМВД России по Большеглушицкому району от 30 апреля 2021 года N N факты, изложенные в представлении, рассмотрены, установлены причины допущенных нарушений. Выделение денежных средств на проведение канализации, водопровода, оборудования душем, санпропускником, дезкамерой не предусмотрено в связи с планированием строительства нового здания ИВС в "адрес" выделен земельный участок для строительства ИВС с лимитом 25 койко-мест, площадью 16 496 кв. м, данный земельный участок поставлен на кадастровый учет (л.д. 11).
Из материалов административного дела следует, что доказательств устранения указанных нарушений административными ответчиками не представлено.
Разрешая заявленные требования и принимая решение о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований законодательства в помещении ИВС ОМВД России по Большеглушицкому району камеры не оборудованы санитарными узлами, кранами с водопроводной водой, кнопками для вызова дежурного, светильниками ночного освещения закрытого типа, приточной и/или вытяжной вентиляцией, также отсутствуют санпропускник, дезинфекционная камера, душ и медицинский кабинет. Наличие указанных нарушений условий содержания подозреваемых и обвиняемых отражено в представлении прокурора от 12 апреля 2021 года, направленном в адрес административного ответчика и им не оспаривалось. Суд первой инстанции указал, что само по себе отсутствие денежных средств, равно как и строительство нового здания ИВС, которое планируется в будущем, не освобождает административных ответчиков от выполнения обозначенных прокурором требований. Бездействие административных ответчиков в данном случае нарушает права неопределенного круга лиц на надлежащие условия содержания лишенных свободы лиц, что является недопустимым.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда, указав, что районным судом установлен достаточный срок для исполнения решения суда, поскольку о допущенных нарушениях административным ответчикам было известно в 2021 году. Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что административными ответчиками не приняты достаточные и зависящие от них меры для устранения нарушений и привлечения (и эффективного использования) необходимых для исполнения требований законодательства денежных средств.
Судебная коллегия Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Проанализировав положения Указа Президента РФ от 21 декабря 2016 года N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", Приказа МВД России от 31 июля 2017 года N 568, которым утверждено Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел по Самарской области, Приказа ГУ МВД России по Самарской области от 05 сентября 2017 года N 991 "Об утверждении Положения об отделении Министерства внутренних дел по Большеглушицкому району", судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что обязанность по надлежащему содержанию ИВС ОМВД России по Большеглушицкому району возложена непосредственно на данный отдел и ГУ МВД по Самарской области.
Установив, что оспариваемым бездействием ГУ МВД по Самарской области и ОМВД России по Большеглушицкому району по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей нарушаются гарантированные законом права лиц, содержащихся в ИВС, суды правомерно признали его незаконным и возложили на административных ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений.
Настаивая на отмене принятых по делу судебных актов, заявители кассационной жалобы не оспаривают выявленные прокурором нарушения законодательства о содержании под стражей лиц, указывая только на отсутствие финансирования по их устранению, недостаточный срок предоставленный судом для устранения, ссылаясь также на длительность процедуры согласования финансирования, а также на строительство в будущем здания нового ИВС.
Вместе с тем приведенные в жалобе доводы не свидетельствуют о незаконности судебных актов и не подтверждают отсутствие бездействия административных ответчиков.
Довод кассационной жалобы о том, что ввиду постройки здания ИВС ОМВД России по Самарской области в 1979 году, применение к нему Правил внутреннего распорядка в обжалуемых судебных актах недопустимо, так как они должны быть соблюдены при разработке проектов на строительство новых зданий и помещений МВД, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм действующего законодательства, сводов правил и инструкций, подробно приведенных в обжалуемых судебных актах.
Доводы административного ответчика о том, что решение суда является неисполнимым в установленные судом сроки, а в случае отсутствия финансирования ни в какие сроки, были предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены по тем основаниям, что представление прокурора административными ответчиками получено в 2021 году, отсутствие денежных средств само по себе, равно как и строительство нового здания ИВС, которое планируется в будущем, не освобождает административных ответчиков от приведения ИВС в соответствие с действующим законодательством. При этом судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда обоснованно отметила, что материалы административного дела не содержат доказательств обращения административных ответчиков за выделением дополнительного финансирования для устранения выявленных недостатков как капитального, так и некапитального характера, отказа в предоставлении финансирования.
В случае невозможности исполнения решения в установленный судом срок, административные ответчики вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке положений статьи 189 КАС РФ.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
Руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Большеглушицкого районного суда Самарской области от 5 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 31 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу административных ответчиков - ГУ МВД России по Самарской области, ОМВД России по Большеглушицкому району и заинтересованного лица - МВД России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 2 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.