Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Назейкиной Н.А, судей Рипка А.С, Данилина Е.М, рассмотрела в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, кассационную жалобу Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области на апелляционное определение Оренбургского областного суда от 29 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-4180/2022 по исковому заявлению Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Удаловой Натальи Михайловны о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона и внешнего блока кондиционера, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения, Заслушав доклад судьи Рипка А.С, объяснения представителя Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области Тухватуллина Д.Р, действующего на основании доверенности от 17.03.2023, Удаловой Н.М. и ее представителя Кораблиной Л.В, действующей на основании доверенности от 12.04.2023, в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени проведения судебного заседания, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области обратилась в суд с иском к Удаловой Натальи Михайловны о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона и внешнего блока кондиционера, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения.
Исковые требования мотивированы тем, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", на основании приказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области N 93 от 11 июня 2020 года является объектом охраны культурного наследия регионального значения - "Дом жилой середина XX века" и входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального наследия "Жилой комплекс для высшего офицерского состава середина XX века". 28 января 2022 года по результатам выездного обследования было установлено, что на дворовом фасаде указанного жилого дома, в границах второго этажа, со стороны квартиры N 22 установлена конструкция остекления балкона, а со стороны главного фасада установлен внешний блок кондиционера. Собственником указанной квартиры является ответчик Удалова Н.М. Однако в нарушение положений действующего законодательства данные действия в отношении объекта культурного наследия были совершены собственником квартиры без разрешения Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, задание и проектная документация на осуществление указанных работ не поступала.
В этой связи Инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области просила суд:
- обязать Удалову Н.М. в течение 14 календарных дней со дня вступления решения в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона, а также внешнего блока кондиционера, размещенных в границах квартиры N 22 со стороны 2 этажа главного фасада объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой", середина XX в, расположенного по адресу: "адрес", входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в." ("адрес") с восстановлением мест крепления, - в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести в установленном порядке фасад объекта в границах квартиры N 22, где была установлена конструкция остекления балкона, а также внешний блок кондиционера, в соответствии с предметом охраны объекта, - установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Удаловой Н.М. в пользу Инспекции, как 25 000 руб. за каждый случай неисполнения решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 50 000 руб. в месяц по каждому требованию п.1 просительной части искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 20 июля 2022 года исковые требования Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Удаловой Натальи Михайловны о понуждении к демонтажу конструкции остекления балкона и внешнего блока кондиционера, приведении фасада в надлежащее состояние, взыскании денежных средств на случай неисполнения решения удовлетворены частично. Суд обязал Удалову Наталью Михайловну в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона со стороны дворового фасада размещенного в границах квартиры N 22 со стороны 2 этажа объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой" середина ХХ в, расположенного по адресу: "адрес", входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Жилой комплекс для высшего офицерского состава середина ХХ в." ("адрес"). Установлен размер денежных средств, подлежащих взысканию с Удаловой Натальи Михайловны в пользу Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в размере 10 000 рублей за неисполнение решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда по 10 000 рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С Удаловой Натальи Михайловны в бюджет муниципального образования город Оренбург взыскана государственная пошлина в сумме 300 руб.
Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 29 ноября 2022 года решение Ленинского районного суда города Оренбурга от 20 июля 2022 года в части обязания Удалову Наталью Михайловну в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить демонтаж конструкции остекления балкона со стороны дворового фасада, размещенного в границах квартиры N 22 со стороны 2 этажа объекта культурного наследия регионального значения "Дом жилой" середина XX в, расположенного по адресу: "адрес", входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Жилой комплекс для высшего офицерского состава середина XX в." ("адрес"), также в части размера установления размера денежных средств, подлежащих взысканию с Удаловой Натальи Михайловны в пользу Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в размере 10 000 рублей за неисполнение решения суда в установленные сроки, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда по 10 000 рублей в месяц до месяца фактического исполнения решения суда, в части взыскания с Удаловой Натальи Михайловны в бюджет муниципального образования город Оренбург государственную пошлину в сумме 300 рублей отменено. В указанной части принят новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области к Удаловой Натальи Михайловны отказано.
В кассационной жалобе Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения Оренбургского областного суда от 29 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-4180/2022.
От Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области поступили дополнения к кассационной жалобе.
От Удаловой Н.М. поступил отзыв на кассационную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, приказом Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16.06.2008 N 218 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области" был утвержден список выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области, куда вошли дома "адрес", Сталинский классицизм, Архитектор Постников А.Н.
На основании приказа Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия от 11.06.2020 года N 93 "О включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (вид - ансамбль) "Жилой комплекс для высшего офицерского состава", середина XX в, об утверждении предметов охраны, границ и режима использования территории объекта культурного наследия" здание, расположенное по адресу: "адрес", является объектом культурного наследия регионального значения "Дом жилой", середина XX в, расположенный по адресу: "адрес", и входит в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в." ("адрес").
Из информационного письма от 25.10.2021 года, от НО "Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области", осуществляющего капитальный ремонт фасадов Объекта, следует об отказе собственников квартир и помещений, расположенных в жилых домах, входящих в состав ансамбля объекта культурного наследия регионального значения "Жилой комплекс для высшего офицерского состава, середина XX в." ("адрес") демонтировать незаконные конструкции балконов и выносных блоков систем кондиционирования на фасадах зданий.
Актом контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 28.01.2022 года, составленного Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области подтверждается, что на дворовом фасаде Объекта в границах 2 этажа со стороны "адрес" установлена конструкция остекления балкона, а также внешний блок кондиционирования.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 24.03.2022 собственником жилого помещения - квартиры N 22, расположенной в Объекте, является Удалова Н.М. с 31.08.2001.
Установив указанные фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришёл к выводу, что размещение на фасаде дома, являющегося объектом культурного наследия, остекления балкона является нарушением законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, приводит к искажению облика объекта культурного наследия, негативно влияет на отделочные материалы объекта культурного наследия, ухудшает условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что каких-либо доказательств, что демонтаж остекления балкона приведет к ухудшению жилищных условий, не представлено, напротив опровергается характеристиками жилого помещения квартиры N 22, в соответствии с которыми балкон остекления не имеет, в состав жилой площади квартиры не входит, доказательств разрушения балконной плиты в случае демонтажа остекления, не представлено.
Судом первой инстанции в удовлетворении требования о демонтаже внешнего блока кондиционера было отказано, поскольку в ходе судебного заседания было установлено, что внешний блок кондиционера не относится к квартире ответчика, что не оспаривалось сторонами.
Апелляционная жалоба подана Удаловой Н.М, которая обжаловала решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований об обязании Удалову Н.М. выполнить демонтаж конструкции остекления балкона и взыскания денежных средств на случай неисполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в обжалуемой части.
Руководствуясь положениями пунктов 5, 8, 9, 11, 12 статьи 16.1, пунктов 1, 3 статьи 15, пунктов 1, 13 статьи 18, пункта 1 статьи 21, статьи 47, 1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", установив, что остекление балкона по адресу: "адрес", было совершено в 1999 году, т.е. задолго до отнесения жилого дома к объекту культурного наследия, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ответчик не допускал нарушений Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации".
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о том, в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции от 13.05.2008 N 66-ФЗ не содержалось требований о направлении собственнику уведомления о включении в перечень выявленных объектов культурного наследия отклоняются судом кассационной инстанции на основании следующего.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции, действующей на момент издания приказа Департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16.06.2008 N 218 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Оренбургской области" федеральный орган охраны объектов культурного наследия и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области охраны объектов культурного наследия, осуществляют работы по выявлению и учету объектов, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры (далее - объекты, представляющие собой историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр. Указанные работы осуществляются в соответствии с государственными целевыми программами охраны объектов культурного наследия, а также на основании рекомендаций физических и юридических лиц (часть 1).
Объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее - соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона (часть 2).
Данные об объектах, представляющих собой историко-культурную ценность, вносятся в специальные документы. Перечень таких документов, формы их ведения, рекомендации по их заполнению определяются Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанные документы являются частью реестра и подлежат бессрочному хранению (часть 3).
Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику выявленного объекта культурного наследия или пользователю им о дате поступления в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона, в течение семи дней (часть 4).
Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия уведомляет собственника выявленного объекта культурного наследия или пользователя им о решении органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а в случае, предусмотренном пунктом 9 настоящей статьи, о решении Правительства Российской Федерации о включении данного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить данный объект в реестр - в течение тридцати дней со дня принятия решения указанными органами государственной власти (часть 5).
Доводы о том, что Удалова Н.М. была уведомлена в 2020 о включении выявленных объектов культурного наследия в реестр объектов культурного наследия регионального значения простым письмом не влияют на выводы суда апелляционной инстанции о том, что на момент производства работ по остеклению балкона она не была уведомлена о том, что многоквартирный жилой дом включен в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия.
Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия определены в статье 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ.
В соответствии с положениями статьи 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ орган регистрации прав по межведомственному запросу регионального органа охраны объектов культурного наследия обязан предоставить на безвозмездной основе информацию о собственнике и (или) об ином законном владельце объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, иную информацию об указанных объектах, о земельном участке, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, в объеме сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 7).
Региональный орган охраны объектов культурного наследия не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от органа регистрации прав уведомляет собственника и (или) иного законного владельца объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, о включении указанного объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.
В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия региональным органом охраны объектов культурного наследия могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. Данные требования, а также иные меры по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия указываются в предписании, направляемом региональным органом охраны объектов культурного наследия собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия.
В случае несогласия собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия с требованиями, установленными предписанием регионального органа охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия может обжаловать указанные требования в суд (часть 8).
Собственник или иной законный владелец выявленного объекта культурного наследия обязан выполнять определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия (часть 9).
Обязанность собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия по выполнению указанных в пунктах 8 и 9 настоящей статьи требований к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия возникает с момента получения данным лицом предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи уведомления (часть 12).
В соответствии с положениями статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ1 в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (часть 1).
Охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2).
В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.
В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд (часть 3).
Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи:
1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона;
2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона (часть 6).
Копия акта соответствующего органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 настоящего Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства (часть 12).
Таким образом, выполнение требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия связано с информированностью собственника или иного законного владельца о наличии таких требований.
В отношении выявленных объектов культурного наследия требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия указываются в уведомлении, в отношении объектов культурного наследия, включенных в реестр, такие требования указываются в охранном обязательстве.
Доводы кассационной жалобы о обратном, отклоняются судом кассационной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм права.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на судебную практику в обоснование своей позиции не свидетельствует о нарушении судом апелляционной инстанции единообразия в толковании и применении норм материального права с учетом обстоятельств спора.
Поскольку при вынесении обжалуемого судебного акта судом апелляционной инстанции нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Оренбургского областного суда от 29 ноября 2022 года по гражданскому делу N 2-4180/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий Н.А.Назейкина
Судьи А.С.Рипка
Е.М.Данилин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.