Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Речич Е.С., рассмотрев единолично кассационную жалобу Ефремовой Жанны Ивановны на апелляционное определение Красноглинского районного суда г. Самары от 9 декабря 2022 г. по гражданскому делу N 2-3892/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" к Ефремовой Жанне Ивановне о взыскании задолженности за предоставленные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
решением мирового судьи судебного участка N19 Красноглинского судебного района г. Самары от 14 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований ООО "ЭкоСтройРесурс" к Ефремовой Ж.И. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов отказано.
Апелляционным определением Красноглинского районного суда г. Самары от 10 июня 2022 г. решение суда первой инстанции от 14 декабря 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования ООО "ЭкоСтройРесурс" удовлетворены, взыскана с Ефремовой Ж.И. в пользу ООО "ЭкоСтройРесурс" задолженность за предоставленные услуг по обращению с ТКО в размере 11 594 руб. 16 коп, судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 464 руб, а всего взыскано 12 058 руб. 16 коп. Взыскана с Ефремовой Ж.И. в доход бюджета городского округа Самара государственная пошлина в размере в размере 3000 руб.
Определением Шестого Кассационного суда Общей юрисдикции от 8 сентября 2022 г. апелляционное определение Красноглинского районного суда г. Самары от 10 июня 2022 г. отменено, гражданское дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Красноглинский районный суд г. Самары.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 9 декабря 2022 г. решение суда первой инстанции от 14 декабря 2021 г. отменено.
Судом постановлено: "апелляционную жалобу ООО "ЭкоСтройРесурс" удовлетворить. Решение мирового судьи судебного участка N 19 Красноглинского судебного района г. Самары Самарской области от 14 декабря 2021 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым иск ООО "ЭкоСтройРесурс" удовлетворить.
Взыскать с Ефремовой Ж.И, паспорт серии 36 10 N 353981 в пользу ООО "ЭкоСтройРесурс", ИНН 6316186232 задолженность за предоставленные услуг по обращению с ТКО в размере 11 594, 16 руб, судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 464 руб, а всего взыскать 12 058, 16 руб.
Взыскать с Ефремовой Ж.И. в доход бюджета г.о. Самара государственную пошлину в размере в размере 3 000 руб.".
В кассационной жалобе Ефремова Ж.И. выражает несогласие с апелляционным определением от 9 декабря 2022 г, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях на кассационную жалобу ООО "ЭкоСтройРесурс" указывает о законности вынесенных судебных актов.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Шестой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии установленных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ефремова Ж.И. является собственником жилого дома по адресу: "адрес", "адрес" "адрес".
На основании соглашения от 1 ноября 2018 г. об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области, заключенного между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства и ООО "ЭкоСтройРесурс", последнему присвоен статус Регионального оператора на срок действия соглашения на всей территории Самарской области и ответчик осуществляет деятельность по обращению (вывоз) с твердыми коммунальными отходами (сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение).
В связи с чем, ООО "ЭкоСтройРесурс" производятся начисления платы гражданам по обращению с твердыми коммунальными отходами.
За период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. Ефремова Ж.И. не исполняла обязанность по оплате за предоставленные ООО "ЭкоСтройРесурс" услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, что привело к возникновению задолженности в размере 11 594, 16 руб, что следует из лицевого счета N 10720183907 и карточек расчетов.
Доказательства уплаты спорной задолженности ответчик суду не представила, в суде первой инстанции подтвердила, что не вносила плату в ООО "ЭкоСтройРесурс".
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8, 24.6, 24.7 Федерального закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 12 ноября 2016 г. N 1156, исходя из того, что Ефремова Ж.И. является членом СНТ "Ясная Поляна", оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в составе членских взносов товариществу, задолженности по которым не имеет. Тогда как СНТ "Ясная Поляна" по заключенному с ООО "ЭкоСтройРесурс" договору от 13 мая 2020 г. N ТКО- 18720 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами самостоятельно оплачивает счета общества за счет членских и других взносов его членов, отказал в удовлетворении иска.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда не согласился исходя из следующего.
Как указал суд апелляционной инстанции, в положениях договора от 13 мая 2020 г. N ТКО-18720, в разделе II которого прямо указано, что его условия не распространяются на правоотношения сторон, связанные с обращением с твердыми коммунальными отходами, применительно к жилым домам, а п.п. 6.1, 6.2 договора предусмотрены различные тарифы для случаев оплаты исходя из норматива накопления ТКО (за исключением многоквартирных и жилых домов) и оплаты сходя из количества и объема накопителей.
14 января 2019 г. СНТ "Ясная Поляна" с ООО "ТрансЭко" заключен договор аренды контейнера (бункера) для ТКО N К-045/19.
Поскольку Ефремова Ж.И. является собственником жилого дома, она несет обязанность по оплате за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно региональному оператору, в данном случае ООО "ЭкоСтройРесурс" по лицевому счету согласно выставленным счетам.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, проверив представленный истцом расчет задолженности и признав его арифметически верным, обоснованным и достоверным, взыскал с ответчика в пользу истца задолженность за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 11 594, 16 руб.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, собственник жилого дома обязан оплачивать в том числе и услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 148(30) Правил N 354).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории городских округов Самарской области определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам N 354, где расчетной единицей указана площадь жилых помещений.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 г. N 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, на 1 кв. м общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов составляет 0, 091 куб. м в год.
В то же время Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 30 октября 2020 г. N 350 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" и Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19 декабря 2016 г. N 804 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области" для членов садоводческих кооперативов и садоводческих товариществ установлен иной норматив накопления - 2, 26 куб. м и иная расчетная единица - исходя из количества членов кооператива (товарищества).
Анализ приведенных нормативных актов показывает, что на территории Самарской области установлен различный, дифференцированный в зависимости от субъекта накопления порядок расчета платы за обращение с ТКО. Для собственников жилых домов - пропорционально общей площади жилого помещения, для садоводческих товариществ - в зависимости от количества членов товарищества. То есть, норматив накопления ТКО и расчет платы за оказание данной услуги на территории садоводческого товарищества не связан с наличием либо отсутствием на его территории жилых домов и определяется твердой, фиксированной величиной, равно как и расчет платы для собственников жилых домов не поставлен в зависимость от нахождения жилого дома на территории садоводческого товарищества.
Доводы ответчика о том, что обязанность по оплате коммунальной услуги исполнена путем расчетов с садоводческим товариществом основаны на ошибочном толковании норм материального права. Как установлено судами, в спорный период услуги по обращению с ТКО на территории оказывал региональный оператор - ООО "ЭкоСтройРесурс", обеспечивая прием, сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение отходов.
Внесение ответчиком садоводческому товариществу членских взносов, в состав которых включена плата за вывоз ТКО с территории товарищества, не освобождает ее от оплаты услуг ООО "ЭкоСтройРесурс", оказанных ему как собственнику жилого дома.
Кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела. Исследование и оценка представленных участниками дела доказательств, на которых основаны изложенные в судебных постановлениях выводы, отнесены законом к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций.
Кассационная жалоба не содержит указаний на обстоятельства, которые не были учтены судом и не получили правовую оценку.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
апелляционное определение Красноглинского районного суда г. Самары от 9 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ефремовой Жанны Ивановны - без удовлетворения.
Судья Е.С. Речич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.