Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Юровой О.В.
Судей Бросовой Н.В, Пияковой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года по гражданскому делу N 2-2305/2022 по иску Якушева Игоря Владимировича к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении в специальный стаж периода работы по фактически отработанному времени, периоды отпусков и листков нетрудоспособности в календарном порядке, включение в специальный трудовой стаж периода прохождения военной службы по призыву, о понуждении назначить досрочную страховую пенсию по старости, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Якушев И.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее Пенсионный фонд), в обоснование иска указав, что 04 марта 2022 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в связи с тем, что он достиг возраста 56 лет, проработал на работах с тяжелыми условиями труда более 10 лет и имеет страховой стаж 28 лет 11 месяцев. Решением ответчика N от 10 июня 2022 года в назначении досрочной страховой пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Периоды его работы с 20 августа 1993 года по 18 ноября 1998 года, а всего 3 года 11 месяцев 4 дня в качестве оператора клеевого оборудования производства нетканых материалов не засчитаны в его специальный трудовой стаж, в связи с тем, что в льготно - уточняющей справке N124 от 31 ноября 2011 года, выданной ОАО "Коврово-суконная фирма "Ковротекс", имеется указание, что Якушев И.В. действительно работал в ОАО "Коврово-суконная фирма "Ковротекс" с 30 июня 1987 года по 18 ноября 1998 года, при этом работал при 5-ти дневной рабочей недели по 31 декабря 1992 года, в данный период стаж составил 5 лет 6 месяцев. Сотрудниками ответчика период его работы с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 года был засчитан в его специальный стаж по фактически отработанному времени: с 01 января 1993 года по 19 августа 1993 года, с 01 января 1994 года по 16 мая 1994 года, с 01 января 1995 года по 15 мая 1995 года, с 01 января 1996 года по 01 мая 1996 года, с 01 января 1997 года по 13 января 1997 года, с 01 января 1998 года по 05 марта 1998 года. С данным расчетом он не согласен, считает его неверным.
Полагает, что в данном случае применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства РФ N516 от 11 июля 2002 года, которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после введения их в действие, и не могут иметь обратной силы, как ухудшающие положение истца. Таким образом, считает, что в его специальный стаж полностью должен быть включен период его работы с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 года (5 лет 11 месяцев 18 дней). К тому же в периоды простоя трудовые отношения с истцом не расторгались, во время вынужденного простоя он получал заработную плату, предприятие перечисляло в Пенсионный фонд необходимые взносы. Также в его специальный стаж не был включен период с 30 апреля 1985 года по 20 мая 1987 года (2 года 21 день) - период прохождения военной службы по призыву, поскольку в указанный период действовал Список N2 от 22 августа 1956 года, а указанным Списком в разделе XXI наименование профессии "оператор клеевого оборудования производства нетканых материалов" не предусмотрено. В период его службы в армии действовало положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 N590. Включение периода службы в составе Вооруженных Сил в специальный стаж до 1992 года производилось в соответствии с п.п. "к" п.109 вышеуказанного Положения, который предусматривал, что при назначении на льготных условиях пенсий по старости рабочим и служащим, к работе по Списку N1 и Списку N2 приравнивается период, в том числе, службы в составе Вооруженных Сил СССР. В данном случае просит приравнять период службы в армии к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Период работы с 30 июня 1987 года по 31 декабря 1992 года был включен пенсионным органом в его специальный стаж. К тому же нормы пенсионного законодательства не содержат запрет или ограничения для применения Списка N2 1991 года к указанному периоду службы в армии. Полагает, что его страховой стаж на 04 марта 2022 года составил 28 лет 11 месяцев 6 дней, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется, в связи с чем считает решение ответчика незаконным, нарушающим его права. Просил обязать ответчика включить в его специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда период работы с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 - 5 лет 11 месяцев 18 дней в ОАО "Коврово-суконная фирма "Ковротекс" в качестве оператора клеевого оборудования производства нетканых материалов, а также период прохождения военной службы по призыву с 30 апреля 1985 года по 20 мая 1987 года - 2 года 21 день.
Согласно уточненному исковому заявлению указал, что период его работы с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 года был засчитан ответчиком по фактической продолжительности работы, а всего зачли в специальный стаж 1 год 11 месяцев 9 дней. С данным расчетом он не согласен. Расчет фактически отработанного им времени ответчиком был произведен в календарном исчислении, т.е. фактически отработанные им дни в период с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 года (архивная справка NЯ-91 от 01 августа 2022 года) были разделены на 30-количество дней в месяце и переведены в месяцы. Им был произведен расчет специального стажа по фактически отработанному времени за период с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 года с учетом Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", положений раздела 61 Постановления Правления ПФ РФ от 21 октября 2002 года N122п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению". В период с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 года им выполнялась работа в течение полного рабочего дня, но сокращенной рабочей недели. К тому же в период простоя трудовые отношения с истцом не расторгались, во время вынужденного простоя он получал заработную плату, предприятие перечисляло в Пенсионный фонд необходимые взносы. Таким образом, его специальный стаж за весь период с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 года по фактически отработанному времени составил 2 года 8 месяцев 21 день. Полагает, что его специальный стаж составляет 10 лет 2 месяца 13 дней.
Просил обязать ответчика включить в его специальный стаж на работах с тяжелыми условиями труда период работы с 01 января 1993 года по 18 ноября 1998 года (фактическая продолжительность) - 2 года 8 месяцев 21 день в ОАО "Коврово-суконная фирма "Ковротекс" в качестве оператора клеевого оборудования производства нетканых материалов, а также период прохождения военной службы по призыву с 30 апреля 1985 года по 20 мая 1987 года - 2 года 21 день, назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента обращения за ней с 21 марта 2022 года.
Решением Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 ноября 2022 года исковые требования Якушева Игоря Владимировича к государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении в специальный стаж периода работы по фактически отработанному времени, периоды отпусков и листков нетрудоспособности в календарном порядке, включение в специальный трудовой стаж периода прохождения военной службы по призыву, о понуждении назначить досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворены частично.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 ноября 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в заявленных требованиях.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Якушев И.В. 04 марта 2022 года обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (за работу с тяжелыми условиями труда по Списку N2).
Решением государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области N от 10 июня 2022 года истцу было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Из решения следует, что на дату обращения 04 марта 2022 года специальный стаж Якушева И.В. составляет 7 лет 5 месяцев 11 дней (при требуемом не менее 10 лет для назначения в возрасте 56 лет), страховой стаж составляет 28 лет 11 месяцев, требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не был засчитаны с 30 апреля 1985 года по 20 мая 1987 года (02-00-21) период прохождения военной службы по призыву; период работы истца в качестве оператора клеевого оборудования производства нетканых материалов в Димитровградском коврово - суконном комбинате им.Г.Димитрова (ОАО "Коврово - суконная фирма "Ковротекс") с 01 января 1993 года по 05 марта 1998 года включен в специальный стаж истца по фактической продолжительности: в 1993 году - 7 месяцев 19 дней, в 1994 году - 4 месяца 16 дней, в 1995 году - 4 месяца 15 дней, в 1998 году - 4 месяца 1 день, в 1997 году - 13 дней, в 1998 году - 2 месяца 5 дней.
Разрешая требования истца о подсчете периода 01 января 1993 года по 05 марта 1998 года, суд первой инстанции исходил из положений Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Во всех случаях исчисления периодов соответствующих видов работ по фактически отработанному времени учету подлежат только полные рабочие дни, т.е. те дни, в которых работа в условиях, дающих право на досрочную пенсию, выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80%).
Разрешая требования истца о включении в его специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву с 30 апреля 1985 года по 20 мая 1987 года, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с записью в трудовой книжке, Якушев И.В. с 30 апреля 1985 года по 20 мая 1987 года проходил службу в Советской Армии. В период прохождения истцом службы армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", абзацем 14 пункта 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Согласно вышеуказанному Положению, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Поскольку непосредственно за службой в армии по призыву следовала работа, которая пенсионным органом в досудебном порядке была включена в специальный страховой стаж истца в соответствии со Списком N 2, суд первой инстанции пришел к выводу, что указанный период службы в армии с 30 апреля 1985 года по 20 мая 1987 года подлежит включению в специальный стаж истца как работа по Списку N 2 и исчислению в размере, не превышающем стаж данной работы, а именно 2 года 21 день.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года. Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Согласно статье 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых; назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.
Как установлено судами, решением государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области N от 10 июня 2022 года в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитан период с 30 июня 1987 года по 31 декабря 1992 года в качестве оператора клеевого оборудования производства нетканых материалов в Димитровградском коврово - суконном комбинате им.Г.Димитрова, наименование профессии предусмотрено Списком N 2 от 26 января 1991 года (раздел ХХ "Легкая промышленность", позиция 2210200а-1753б) а списком N2 от 22 августа 1956 года наименование указанной профессии не предусмотрено.
Суды, разрешая спор и включая период прохождения истцом службы армии, сослались на то, что в период службы действовало Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", абзацем 14 пункта 109 которого было предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивается по выбору обратившегося либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. И поскольку ответчик включил период работы истца после службы в армии по Списку N2 от 26 января 1991 года, пришли к выводу о включении.
Между тем, судами не учтено, что согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении:
а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (абзац 3 подпункта "а" пункта 1) - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 марта 1992 года (абзац 3 подпункта "в" пункта 1 постановления).
Пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривалось при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренными Списком N 1 и Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 приравнивать период службы по призыву - к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (подпункт "к").
Абзац 5 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 содержит указание, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который не предусматривал возможность включения службы в рядах Вооруженных Сил после 1 января 1992 года в специальный стаж.
Таким образом, из приведенной нормы Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" следует, что пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, применяется к Списку N 1 и Списку N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (абзац 3 подпункта "а"; абзац 3 подпункта "б" пункта 1).
Между тем, Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", не была предусмотрена профессия оператора клеевого оборудования производства нетканых материалов, данная профессия была включена в Список N2 от 26 января 1991 года.
Следовательно, только при применении Списков от 22 августа 1956 года подлежат применению и положения пункта 109 Положения от 03 августа 1972 года N590 в части включения в специальный стаж периодов службы.
Суды применяют Положение от 03 августа 1972 года N590 только потому, что эти Положения действовали в период службы истца, однако не применяют Положения от 03 августа 1972 года N590 в части включения в специальный стаж периода службы именно во взаимосвязи со Списками от 22 августа 1956 года. В случае обращения истца с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в период действия Положения от 03 августа 1972 года N590 и Списка от 22 августа 1956 года его период работы в профессии "оператор клеевого оборудования производства нетканных материалов" не был бы включен в специальный стаж, поскольку указанная должность в Списках от 22 августа 1956 года отсутствует. А значит и не рассматривалась возможность включения периода службы в армии в специальный стаж.
В связи с чем решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года подлежат отмене в части обязания государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить Якушеву Игорю Владимировичу период прохождения военной службы по призыву с 30 апреля 1985 года по 20 мая 1987 года (2 года 21 день), в указанной части необходимо принять новое решение об отказе в заявленных требованиях. В остальной части решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года, оставить без изменения.
В связи с принятием судом кассационной инстанции постановления по результатам рассмотрения кассационной жалобы приостановление исполнения решение суда в соответствии с частью 3 статьи 379.3 ГПК РФ следует отменить.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года отменить в части обязания государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области включить Якушеву Игорю Владимировичу период прохождения военной службы по призыву с 30.04.1985 по 20.05.1987 (2 года 21 день), в указанной части принять новое решение об отказе в заявленных требованиях.
В остальной части решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 3 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 1 февраля 2023 года оставить без изменения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения, принятое определением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 апреля 2023 года.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи Н.В. Бросова
Н.А. Пиякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.