Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу законного представителя местной религиозной организации " "данные изъяты"" г. Тырныауза Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, от 25 августа 2022 г., вынесенное в отношении местной религиозной организации " "данные изъяты"" г. Тырныауза Кабардино-Балкарской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, от 25 августа 2022 г. местная религиозная организация " "данные изъяты"" г. Тырныауза Кабардино-Балкарской Республики (далее также - "данные изъяты" религиозная организация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В порядке статей 30.1 - 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное постановление мирового судьи не пересматривалось.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель религиозной организации ФИО1 просит отменить вынесенный по настоящему делу судебный акт и прекратить производство по делу, указывая на отсутствие в действиях ЦХАСД состава административного правонарушения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Часть 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, и влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов.
Из материалов дела усматривается, что 28 июня 2022 г. прокурором Эльбрусского района Кабардино-Балкарской Республики ФИО4 в отношении местной религиозной организации " "данные изъяты"" г. Тырныауза Кабардино-Балкарской Республики возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно данному постановлению, в вину религиозной организации вменяется нарушение положений Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", выразившееся в отсутствии при входе на территорию организации, на здании, внутри здания организации вывески с указанием официального и полного наименования.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ЦХАСД к административной ответственности по части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако состоявшийся по делу судебный акт законным признать нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При возбуждении дела об административном правонарушении и на стадии его рассмотрения законный представитель религиозной организации ФИО1, оспаривая факт нарушения положений Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", утверждал, что вывеска с указанием названия организации висит в помещении квартиры, где непосредственно проходят молитвенные встречи.
Мировым судьей такие доводы представителя религиозной организации отклонены, в том числе с указанием на то, что ни на входе в подъезд, ни на входе в "адрес" по пр-кту "адрес"-Балкарской Республики не висят вывески с наименованием религиозной организации.
Между тем мировым судьей не учтено следующее.
В Российской Федерации религиозные объединения, будучи некоммерческими организациями, могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций (подпункт 10 пункта 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации; пункт 4 статьи 1 и статья 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; пункт 2 статьи 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях").
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Согласно данному Федеральному закону религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах (пункт 1 статьи 15); наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании; религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности (пункт 8 статьи 8); наименование религиозной организации указывается в ее уставе (пункт 2 статьи 10).
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", в Постановлении от 03 ноября 2020 г. N 45-П, высказал правовую позицию, согласной которой названные правовые нормы не предполагают привлечения религиозной организации к административной ответственности за осуществление деятельности без указания своего официального полного наименования в виде вывески (таблички, стенда, указателя) на жилом доме (при входе на земельный участок, на котором он находится), адрес которого содержится в ЕГРЮЛ в качестве адреса религиозной организации, если религиозная организация не осуществляет деятельность в этом доме либо использует для осуществления деятельности его отдельные помещения и информация о ее официальном полном наименовании размещена внутри жилого дома при входе в названные помещения.
Указав на то, что обеспечение доступа к месту деятельности религиозной организации неограниченного круга лиц, а следовательно, информирование неограниченного круга лиц непосредственно по месту деятельности религиозной организации о ее официальном полном наименовании не может рассматриваться как ее безусловная обязанность, Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что для выполнения религиозной организацией предусмотренной оспариваемыми законоположениями обязанности указания своего официального полного наименования при осуществлении деятельности достаточно размещения информации о таком наименовании внутри жилого дома при входе в используемые ею помещения, поскольку иное означало бы чрезмерное вмешательство государства в сферу свободы совести, гарантированной каждому статьей 28 Конституции Российской Федерации.
Согласно материалам дела, вывески с указанием наименования религиозной организации при входе в "адрес" по пр-кту "адрес"-Балкарской Республики, а также в "адрес" данном доме, где произведена государственная регистрация религиозной организации, отсутствуют.
Вместе с тем, с учетом изложенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации мировому судье следовало проверить доводы законного представителя религиозной организации о том, что такие вывески установлены при входе в помещения в данной квартире, где непосредственно проводятся религиозные обряды и церемонии.
Однако указанное обстоятельство, имеющее существенное значение для вывода о соблюдении местной религиозной организацией " "данные изъяты"" г. Тырныауза Кабардино-Балкарской Республики положений пункта 8 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", соответственно о наличии в действиях религиозной организации состава вменяемого ей административного правонарушения, не устанавливались.
Такое разрешение дела свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и не отвечает установленным статьей 24.1 названного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, является основанием для отмены вступивших в законную силу постановления, решения по жалобе и возвращения дела на новое рассмотрение.
Однако, в настоящее время возможность устранения допущенных при предыдущем рассмотрении дела нарушений путем возвращения дела на новое рассмотрение исключена, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек, по истечении данного срока вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возвращение дела на новое рассмотрение и возобновление производства по делу недопустимо.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 4.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, от 25 августа 2022 г, вынесенное в отношении местной религиозной организации " "данные изъяты"" г. Тырныауза Кабардино-Балкарской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Пятом кассационном суде общей юрисдикции настоящей жалобы срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу по иным основаниям, из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
жалобу законного представителя местной религиозной организации " "данные изъяты"" г. Тырныауза Кабардино-Балкарской Республики ФИО1 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 2 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Эльбрусского судебного района Кабардино-Балкарской Республики, от 25 августа 2022 г, вынесенное в отношении местной религиозной организации " "данные изъяты"" г. Тырныауза Кабардино-Балкарской Республики по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Бабугоев К.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.