Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на решение Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г. по административному делу N 3а-401/2022 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Ставропольтрансагентство" к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края "Ставкрайимущество", Управлению Росреестра по Ставропольскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
открытое акционерное общество "Ставропольтрансагентство" (далее также - ОАО "Ставропольтрансагентство", общество) обратилось в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2037+/-16 кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования складские площадки (временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе), расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 мая 2020 г. в размере "данные изъяты" руб. и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования хранение автотранспорта, склады, складские площадки, автомобильный транспорт, производственная деятельность, обеспечение научной деятельности, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 18 марта 2022 г. в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований указало, что установленная кадастровая стоимость в отношении названных объектов не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке, подготовленных "данные изъяты"", что нарушает права административного истца как собственника объектов, ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г, административный иск удовлетворен. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" установлена равной их рыночной стоимости соответственно в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 15 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 21 марта 2023 г, Государственное бюджетное учреждение " "адрес"имущество" просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Ставропольтрансагентство" является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования складские площадки (временное хранение, распределение и перевалка грузов (за исключением хранения стратегических запасов) на открытом воздухе), расположенного по адресу: "адрес" земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования хранение автотранспорта, склады, складские площадки, автомобильный транспорт, производственная деятельность, обеспечение научной деятельности, расположенного по адресу: "адрес".
Кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 26 мая 2020 г. определена актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 3 июня 2020 г. N 105 в размере "данные изъяты" руб.; в отношении земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 18 марта 2022 г. определена актом ГБУ СК "Ставкрайимущество" от 1 апреля 2022 г. N "данные изъяты" в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование своих требований административный истец представил отчеты, выполненные "данные изъяты"", согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" на дату определения их кадастровой стоимости установлена соответственно в размере "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объектов недвижимости определением суда от 1 сентября 2022 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, которая поручена эксперту "данные изъяты".
Согласно заключению эксперта названного экспертного учреждения от 4 октября 2022 г. N 12 рыночная стоимость вышеуказанных объектов на дату определения их кадастровой стоимости составила соответственно "данные изъяты" руб. и "данные изъяты" руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", обоснованно установилкадастровую стоимость находящихся в собственности у административного истца объектов недвижимости в размере рыночной, определенной в заключении эксперта АНО Судебно-экспертное бюро "Профи" от 4 октября 2022 г. N 12.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судом и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названных объектов недвижимости.
Суд признал, что заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций правомерными, они подтверждены собранными по административному делу доказательствами, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
Доводы кассационной жалобы, в том числе о том, что Государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Ставкрайимущество" не является надлежащим ответчиком, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и проверки суда апелляционной инстанции, результаты которой отражены в содержании судебных актов, оснований не согласиться с которыми не усматривается, поскольку фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 10 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 26 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.