Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К. и Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Шишловой Н. И. по доверенности Черкасенко И. Ю. на решение Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 3 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2022 г. по административному делу N 2а-3399/2022 по административному исковому заявлению Шишловой Н. И. к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю о признании незаконным решения от 10 марта 2021 г. N 690 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по "адрес" Гришиной М.В, возражавшей против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шишлова Н.И. обратилась в суд с административным иском к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (далее также - ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя, налоговый орган), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю (далее также - Межрайонная ИФНС N 12 по Ставропольскому краю, инспекция) о признании незаконным решения от 10 марта 2021 г. N 690 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала на то, что она являлась собственником нежилого здания с кадастровым номером N, назначение: нежилое, наименование: "данные изъяты", площадью N кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, Андроповский район, примерно в "данные изъяты" м по направлению на северо-восток, от ориентира "жилой дом", адрес ориентира: "адрес", по договору купли-продажи недвижимого имущества от 28 февраля 2019 г. продала указанное нежилое здание, стоимость договора составила "данные изъяты" руб. Решением ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя от 10 марта 2021 г. N 690 она привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговым органом был начислен налог на доходы физических лиц в размере N руб, штраф в размере N руб, пени в размере N руб. При расчете использовалась кадастровая стоимость, установленная на 1 января 2019 г. Считает решение налогового органа незаконным, поскольку при расчете налога на доходы физических лиц применена кадастровая стоимость без учета того, что решением Ставропольского краевого суда от 11 октября 2021 г. кадастровая стоимость нежилого здания снижена. На ее обращение в Управление Федеральной залоговой службы по Ставропольскому краю с заявлением о перерасчете налога на доходы физических лиц, в связи с установлением новой кадастровой стоимости в отношении указанного выше нежилого здания 5 апреля 2022 г. в удовлетворении заявления отказано.
Решением Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 3 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2022 г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 17 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 23 марта 2023 г, представитель административного истца Шишловой Н.И. по доверенности Черкасенко И.Ю. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что судебными инстанциями не принято во внимание то, что решением суда кадастровая стоимость объекта недвижимости была уменьшена, а также то, что для целей налогообложения имеет значение не дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН, а дата начала ее применения, совпадающая с началом налогового периода, определяемого с учетом правил, изложенных в статье 5 Налогового кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 15 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", на что указано в решении Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2019 г. N АКПИ19-305.
Определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 11 мая 2023 г. произведена замена административного ответчика с ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя на Межрайонную ИФНС N 12 по Ставропольскому краю.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Представителем административного истца по доверенности Черкасенко И.Ю. заявлено ходатайство об отложении судебного заседания в связи с семейными обстоятельствами, однако каких-либо доказательств, подтверждающих эти обстоятельства заявителем не приложены. С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Ставропольскому краю Гришиной М.В, возражавшей против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статья 57 Конституции Российской Федерации, пункт 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Налоговая база, по общему правилу, определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 поименованного кодекса с учетом особенностей, установленных гл. 23 этого кодекса (пункты 1 и 3).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен особый порядок исчисления налога непосредственно самим налогоплательщиком в отношении отдельных видов доходов налогоплательщика; исчисление и уплату налога производят самостоятельно физические лица, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода.
Пунктом 3 статьи 225 Кодекса установлено, что общая сумма НДФЛ исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. В силу статьи 216 Кодекса налоговым периодом по НДФЛ признается календарный год.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (абзац 2 пункта 1 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации). В декларации по НДФЛ согласно пункту 4 статьи 229 Кодекса физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода. Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 настоящего Кодекса, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено право на получение имущественного налогового вычета, в том числе при продаже недвижимого и иного имущества.
Как установлено судом и следует из материалов дела, по договору купли-продажи недвижимого имущества от 28 февраля 2019 г. Шишловой Н.И. проданы приобретенные ею по договору купли-продажи от 28 ноября 2016 г. следующие объекты недвижимого имущества: дом животновода с кадастровым номером N площадью N кв.м, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N, площадью N кв.м, расположенный по адресу: "адрес", примерно в N м по направлению от ориентира "адрес".
3 сентября 2020 г. Шишловой Н.И. представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2019 год с суммой уплаты налога в бюджет в размере N руб, с отражением продажи транспортного средства.
Налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование от 24 сентября 2020 г. N 7601 о необходимости представления документов, подтверждающих покупку и продажу вышеперечисленного имущества, а также необходимости представления пояснений и внесения исправлений в налоговую декларацию, которое получено Шишловой Н.И. 6 ноября 2020 г, однако документы налогоплательщиком не представлены, изменения в декларацию не внесены.
ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 г, по результатам которой 10 марта 2021 г. вынесено решение N 690 о привлечении Шишловой Н.И. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику доначислен НДФЛ в размере N руб, пени в размере N руб, ее обращение о перерасчете начисленного налога, в связи с уменьшением решением Ставропольского краевого суда от 11 октября 2021 г. по делу N 3а-764/2021 кадастровой стоимости указанного имущества по состоянию на 1 января 2019 г, административными ответчиками оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения норм, регулирующих данные правоотношения, установив вышеуказанные обстоятельства, проверив расчет, произведенный налоговым органом в оспариваемом решении, исходил из того, что процедура привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности налоговым органом соблюдена, в пределах предоставленной компетенции, расчет произведенного доначисления налога являются законными и обоснованными и прав административного истца не нарушают, оснований для перерасчета налога по приведенным административным истцом доводам не имеется.
Таким образом, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими отклонению, с чем обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, проверенных и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права.
Доводы жалобы о том, что решением суда от 11 октября 2021 г. кадастровая стоимость объекта недвижимости была уменьшена, в связи с чем НДФЛ подлежал перерасчету, проверены судами и мотивированно отклонены, как основанные на неправильном применении и толковании правовых норм.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-Ф3 "О государственной кадастровой оценке" сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 15).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 2 июля 2013 г. N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, утвержденные Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 г, подлежат применению для целей исчисления налога на имущество с 1 января 2020 г, кроме того, оснований для перерасчета налоговым органом НДФЛ на основании измененной судебным решением кадастровой стоимости, применяемой к налогу на имущество, регулируемого главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации, у административных ответчиков не имелось.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 3 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 8 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шишловой Н. И. по доверенности Черкасенко И. Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.