Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайнуллиной Г.К, судей Белоусовой Ю.К, Козлова О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Республики Дагестан на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 7 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 9 февраля 2023 г. по административному делу N 2а-4628/2022 по административному исковому заявлению Гаджимурадовой М. Ф. к управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Республики Дагестан о признании незаконным отказа от 8 августа 2022 г. N 51.17.МФЦ-8044/22 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаджимурадова М.Ф. обратилась в суд с административным иском к управлению имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Республики Дагестан (далее также - управление) о признании незаконным отказа от 8 августа 2022 г. N 51.17. МФЦ-8044/22 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указала на то, что согласно протоколу от 21 мая 1992 г. N 17 она была принята в садоводческое общество " "данные изъяты"", с выделением земельного участка N 449, площадью "данные изъяты" кв.м и выдачей членской книжки, оплачивает взносы и платежи, с целью оформления своих прав на земельный участок обратилась в управление с заявлением о предоставлении муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории г. Махачкалы, однако в предоставлении муниципальной услуги отказано, данный отказ административного ответчика в предоставлении муниципальной услуги вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18 мая 2022 г. был признан незаконным и отменен, вместе с тем на ее обращение в управление вновь уведомлением от 8 августа 2022 года N 51.17МФЦ-8044/22 отказано по тем же основаниям. Просила признать незаконным отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложить на ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 7 сентября 2022 г. административный иск удовлетворен частично, признан незаконным отказ Управления имущественных земельных отношений города Махачкалы Республики Дагестан в предоставлении Гаджимурадовой М.Ф. муниципальной услуги "Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в отношении земельного участка, расположенного в г. Махачкала, садоводческое товарищество " "данные изъяты" участок N, на управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гаджимурадовой М.Ф.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 9 февраля 2023 г, решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 7 сентября 2022 г. отменено в части возложения обязанности повторно рассмотреть заявление Гаджимурадовой М.Ф. и в этой части принято новое решение о возложении на управление обязанности предоставить муниципальную услугу.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 20 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 27 марта 2023 г, управление имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Республики Дагестан просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права.
Относительно доводов жалобы Гаджимурадовой М.Ф. поданы письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Гаджимурадова Ф.М. является членом садоводческого товарищества " "данные изъяты"", где за ней закреплен земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, ей выдана членская книжка, она оплачивает членские взносы.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 18 мая 2022 г. признано незаконным и отменено уведомление Управления имущественных земельных отношений города Махачкалы Республики Дагестан от 18 марта 2022 г. N 51.17.МФЦ-2277/22 и на управление возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гаджимурадовой М.Ф. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Как усматривается из данного решения суда, отказ административного ответчика был мотивирован тем, что отсутствуют документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, не представлен протокол собрания членов садоводческого товарищества о распределении земельных участков, отсутствуют сведения о создании товарищества и выделении ему земельного участка, границы участка не установлены.
Уведомлением от 8 августа 2022 года N 51.17МФЦ-8044/22 управлением вновь отказано Гаджимурадовой М.Ф. в предоставлении муниципальной услуги, мотивировав отказ теми же основаниям, что были приведены ранее.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав положения, закрепленные в статье 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 22 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", исходил из того, что основания, предусмотренные законом для отказа в предоставлении заявителю запрашиваемой муниципальной услуги в оспариваемом решении не приведены, в связи с чем отказ в предоставлении муниципальной услуги признал незаконным.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций правомерными, они подтверждены собранными по административному делу доказательствами, соответствуют обстоятельствам дела и нормам права, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 г. для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу упомянутого федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом названного пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами этой некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Абзацем вторым пункта 2.10 статьи 3 названного закона предусмотрено единственное основание для отказа в предоставлении в собственность земельного участка - установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Пунктом 9.1 статьи 3 названного закона предусмотрено, что, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на указанном праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г.N762.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, как правильно установили суды, конкретных обстоятельств несоответствия схемы расположения земельного участка требованиям к ее форме и содержанию, установленным названными актами, которые могли бы являться основанием для отказа в ее утверждении, судами не установлено, административным ответчиком не представлено. С учетом того, что за Гаджимурадовой М.Ф. закреплен земельный участок согласно выписке из протокола СТ "Перестройка", членом которого является административный истец, используемый земельный участок находится на территории садоводческого товарищества, ограничений в предоставлении земельного участка в собственность не установлено, суды правомерно пришли к выводу о незаконности отказа в предоставления заявителю муниципальной услуги.
Судебная коллегия полагает вывод судов об удовлетворении заявленных требований правильным, поскольку он основан на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделан на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 7 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 9 февраля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу управления имущественных и земельных отношений г. Махачкалы Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Г.К. Зайнуллина
Судьи Ю.К. Белоусова
О.А. Козлов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.