Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Фахретдиновой Р.Ф., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа "город Каспийск"
на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.02.2023
по административному делу по административному исковому заявлению М. Х. М. к Администрации городского округа "город Каспийск" о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Заинтересованное лицо Управление имущественных отношений и градостроительства городского округа "город Каспийск".
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, а также пояснения представителя Магомедовой Х.М. Раджабова А.Р, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Магомедова Х.М. обратилась в Каспийский городской суд Республики Дагестан с административным иском к Администрации ГО "город Каспийск" о признании незаконным отказа Администрации ГО "город Каспийск" от 12.09.2022 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка, расположенного по адресу: РД, "адрес", N в порядке статьи 39.28 Земельного Кодекса Российской Федерации, по основанию не представления документов, предусмотренных административным регламентом "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", а именно топографической съемки, правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН; несоответствии схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, установленным пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148.
Требования мотивированы незаконностью отказа по приведенным в нем доводам, просила также суд возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему.
Решением Каспийского городского суда РД от 25.11.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.02.2023, заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемый отказ признан незаконным, на Администрацию ГО "город Каспийск" возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда в установленном законом порядке повторно рассмотреть ранее поданное заявление Магомедовой Х.М.
Не согласившись с постановленным судебным актом суда апелляционной инстанции, административный ответчик обжаловал его в кассационном порядке, в кассационной жалобе приводит доводы о нарушении судами норм материального права, регулирующих спорные отношения, несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, настаивает на обоснованности оспариваемого отказа по приведенным в нем доводам, а также указывает на оставление судами без внимания того обстоятельства, что земельный участок административного истца входит в седьмую подзону приаэродромной территории аэродрома Махачкала, установленной Приказом Федерального агентства воздушного транспорта 23.04.2020. Просит апелляционное определение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 05.04.2023.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (часть 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, Магомедова Х.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенном в кадастровом квартале N относящегося к категории земель земли населенных пунктов, вид разрешенного использования ИЖС.
На указанном земельном участке расположен принадлежащий Магомедовой Х.М. на праве собственности жилой дом введенный в эксплуатацию в 1991 г, площадью 172, 7 кв.м, имеющий адрес "адрес" (дата регистрации права 17.07.2012).
29.08.2022 Магомедова Х.М. обратилась в Администрацию ГО "город Каспийск" с заявлением об утверждении подготовленной ею схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в которую входили принадлежащие ей на праве собственности жилой дом и земельный участок, указав назначение "для индивидуального жилищного строительства".
К заявлению приобщила схему, топосъемку, выписки из ЕГРН на земельный участок и жилой дом.
Письмом от 12.09.2022 со ссылкой на подпункт 4 пункта 7 статьи 39.27, статью 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2.6 Административного регламента "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий", утв. Постановлением Администрации ГО " "адрес"" N от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении услуги отказано в виду непредоставления топографической сьемки, правоустанавливающих документов на объекты недвижимости, которые не зарегистрированы в ЕГРН, схема не соответствует предъявляемым к ней требованиям по ее форме, формату и подготовке, установленных Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ N П/0148, также в схеме не указан земельный участок с кадастровым номером N с жилым домом с кадастровым номером 05:48:000056:364, территория общего пользования "адрес".
По настоящему делу предметом спора является отказ органа исполнительной власти в утверждении схемы земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства.
Статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов; 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 данного Кодекса.
Пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков в собственность физическим лицом за плату без проведения торгов, которые являются собственниками расположенных на них зданий.
Условия и порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации процедура предоставления земельных участок без торгов включает в себя, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, что имело место по настоящему делу.
Положениями статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории, в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1). Подготовка схемы расположения участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (пункт 2). Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, -
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
По настоящему делу основанием отказа приведено о несоответствии схемы земельного участка предъявляемым к ней требованиям, тогда как Приказ Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 вступил в силу 01.09.2022, т.е. после изготовления административным истцом схемы и подачи заявления о ее утверждении.
Стороной административного ответчика в ходе судебного разбирательства также указывалось, что испрашиваемый дополнительный земельный участок возможно образовать самостоятельно в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "г. Каспийск", в чем выражается несоответствие вновь образуемого не указано. Кроме того, на земельном участке расположен принадлежащий на праве собственности административному истцу жилой дом, в испрашиваемый земельный участок входит земельный участок административного истца, назначение под индивидуальное жилищное строительство. Земельный участок расположен в районе сформированной жилой застройки, доказательства вклинивания, изломанности его границ, вкрапливания и чересполосицы отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы о том, что участки такой конфигурации, как указано в схеме и площадью 930 кв.м отсутствуют, что приведет к хаотичной постройке носят необъективный характер, при этом недопустимая изломанность границ у вновь образуемого участка отсутствует, доказательств не соответствия земельного участка по виду разрешенного использования, площади и расположению на нем жилого дома установленным Правилам землепользования и застройки муниципального образования, не представлено.
Также в отказе указано на непредоставление документов, предусмотренных пунктом 2.6 Административного регламента "Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий", утв. постановлением администрации городского округа "город Каспийск" N 190 от 17.02.2022, тогда как такие документы представлены, что было установлено судами. Иные объекты, помимо жилого дома, подлежащие регистрации в ЕГРН, на земельном участке отсутствуют.
Суды установили, что разработанная кадастровым инженером схема соответствует предъявляемым к ней на момент изготовления и подачи административным истцом заявления требованиям по форме и содержанию, отказ носил формальный характер. Доказательства обратного административным ответчиком не представлены.
Изложенное послужило основанием для суда апелляционной инстанции к оставлению решения суда первой инстанции без изменения.
У судебной коллегии оснований не согласиться с выводами судов не имеется, поскольку они основаны на совокупности представленных доказательств. Административный ответчик не доказал законность и обоснованность отказа по приведенным в нем доводам, его позиция, отраженная в отказе, а также в ходе судебного разбирательства и в кассационной жалобе не подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела. Довод кассационной жалобы о вхождении земельного участка в приаэродромную территорию основанием отказа, предметом исследования судов и позиции стороны административного ответчика ранее не являлся, доказательства такого вхождения в материалах дела отсутствуют.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности обжалуемого судебного акта, поскольку судом апелляционной инстанции при проверке законности решения суда первой инстанции дана оценка всем юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим установлению и оценке по такой категории дел, позиция лиц, участвующих в деле рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При принятии решения судом нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и выводов судебных инстанций, что не свидетельствует о наличии оснований для ее удовлетворения. Юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судом апелляционной инстанции, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 21.02.2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа "город Каспийск" без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24.05.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.