Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лепшокова А. Х. на решение Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2022 г. по административному делу N 2а-715/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике к Лепшокову А. Х. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее также - УФНС России по КЧР, управление, налоговый орган) обратился в суд с административным иском к Лепшокову А.Х. о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований указал, что Лепшоков А.Х. состоит на налоговом учете в управлении в качестве налогоплательщика, направленные в его адрес уведомления и требования в добровольном порядке не исполнены, вынесенный в отношении должника судебный приказ отменен по возражениям должника, просило взыскать с Лепшокова А.Х. задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 г. в размере N руб, пени в размере N руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере N руб, пени в размере N руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 г. в размере N руб, пени в размере N руб.; по транспортному налогу за 2014 г. в размере N руб.; по налогу на имущество за 2014 г. в размере N руб, всего в сумме N руб.
Решением Карачаевского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 14 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2022 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 22 марта 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 апреля 2023 г, Лепшоков А.Х. просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и норм процессуального права, указывая на пропуск налоговым органом процессуального срока обращения в суд, незаконный состав судебной коллегии суда апелляционной инстанции, а также на то, что мировым судьей был вынесен приказ на большую сумму, чем заявлено в административном исковом заявлении.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что нарушения такого характера были допущены судом апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае рассмотрения административного дела судом в незаконном составе.
Согласно части 2 статьи 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.
Замена судьи или нескольких судей, приступивших к рассмотрению административного дела, возможна в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28 названного Кодекса, на основании определения председателя суда, его заместителя или председателя судебного состава, которое выносится в виде отдельного судебного акта без проведения судебного заседания.
Как следует из материалов дела, рассмотрение настоящего административного дела начато судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики 24 августа 2022 г. в составе председательствующего Гришиной С.Г, судей Езаовой М.Б, Болатчиевой А.А, судебное заседание отложено на 14 сентября 2022 г. в 15 часов 20 минут и в этот день начато рассмотрение дела в ином составе судебной коллегии: председательствующего Дзыба З.И, судей Езаовой М.Б, Чотчаева Х.О, в судебном заседании объявлен перерыв до 21 сентября 2022 г. в 15 часов 00 минут и дело рассмотрено по существу с вынесением апелляционного определения 21 сентября 2022 г. При этом в материалах дела имеется определение председателя судебного состава о замене судей от 21 сентября 2022 г, однако отсутствует определение председателя суда, его заместителя или председателя судебного состава о замене судей на 14 сентября 2022 г, в день когда фактически произошла замена судей состава судебной коллегии.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28 марта 2017 г. N 552-О, положения частей 2 и 3 статьи 28, закрепляющие обязательность рассмотрения начатого дела одним судьей или составом суда и порядок их замены, и пункта 1 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающего в качестве безусловного основания к отмене решения суда первой инстанции рассмотрение административного дела судом в незаконном составе, являются процессуальными гарантиями правильного рассмотрения и разрешения судом административных дел.
В рассматриваемом случае отсутствие необходимого процессуального оформления замены судей свидетельствует о рассмотрении дела в незаконном составе судей, что является безусловным основанием для отмены судебного акта исходя из пункта 1 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2022 г. подлежит отмене с направлением дела в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение в ином составе судей.
Учитывая процессуальные основания отмены судебного акта, судебная коллегия не рассматривает доводы кассационной жалобы по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 21 сентября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.