Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Акбердиева Э. Р. на решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 26 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 января 2023 г. по административному делу N 2а-153/2022 по административному исковому заявлению Кульдиева А. И. к Собранию депутатов муниципального образования сельского поселения "сельсовет "Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан о признании незаконным решения 8-й внеочередной сессии Собрания депутатов муниципального образования сельского поселения "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан четвертого созыва от 3 февраля 2022 г. N 20 "Об избрании Главы администрации муниципального образования сельского поселения "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Акбердиева Э.Р, Акбердиева А.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кульдиев А.И. обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов муниципального образования сельского поселения "сельсовет "Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан (далее также - Собрание депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан, Собрание депутатов) о признании незаконным решения 8-й внеочередной сессии Собрание депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" "адрес" Республики Дагестан четвертого созыва от 3 февраля 2022 г. N 20 "Об избрании Главы администрации муниципального образования сельского поселения "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан.
В обоснование своих требований указал на то, что решением Собрания депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан третьего созыва от 2 декабря 2015 г. N 2 он был избран главой муниципального образования, однако 3 февраля 2022 г. на 8-й внеочередной сессии Собрания депутатов четвертого созыва главой администрации муниципального образования избран Акбердиев Э.Р. Считает названное решение незаконным, поскольку его, как действующего главу муниципального образования, о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы не уведомляли, информация не была опубликована.
Решением Ногайского районного суда Республики Дагестан от 26 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 января 2023 г. административный иск удовлетворен. Признано незаконным решение 8-й внеочередной сессии Собрания депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан четвертого созыва от 3 февраля 2022 года N 20 "Об избрании главы администрации МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 4 апреля 2023 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 12 апреля 2023 г, Акбердиев Э.Р. просит отменить судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение судами норм материального права, норм процессуального права, указывая на то, что суды, удовлетворяя административный иск и признавая нарушенным порядок избрания главы сельского поселения, не учли, что административный истец не участвовал в конкурсе, его права оспариваемым решением не затрагиваются.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения Акбердиева Э.Р, Акбердиева А.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены.
В соответствии со статьей 12 и частью 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 36 вышеназванного Федерального закона глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования (часть 2.1 статьи 36 указанного Федерального закона).
Порядок избрания главы сельского поселения муниципального образования сельского поселения "сельсовет "Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан определен в статье 30 Устава сельского поселения (далее также - Устав), принятого решением Собрания депутатов сельского поселения "сельсовет "Арсланбековский" 21 апреля 2015 г. N 52, в соответствии с которой Глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, наделяется Уставом в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 1).
Глава сельского поселения избирается Собранием депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на 5 лет. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы сельского поселения устанавливается Собранием депутатов сельского поселения. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в сельском поселении устанавливается Собранием депутатов сельского поселения. В сельском поселении половина членов конкурсной комиссии назначается Собранием депутатов сельского поселения, а другая половина - главой муниципального района (пункт 2).
Порядок избрания Главы сельского поселения определяется Собранием депутатов сельского поселения (пункт 3).
Решением Собрания депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан от 1 сентября 2015 г. N 36 утверждено Положение "О порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан (далее также - Положение), которым определен порядок, процедура проведения конкурса, порядок формирования, работы, конкурсной комиссии, принятие комиссией решения.
В пунктах 2.1, 2.2 Положения установлено, что решение о проведении конкурса принимается Собранием депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан и подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации, и должно содержать: дату, время, место проведения конкурса; дату начала и дату окончания приема документов от кандидатов, перечень документов, необходимых доля участия в конкурсе; адрес местонахождения конкурсной комиссии.
Пунктом 3.2 Положения установлено, что конкурсная комиссия формируется на срок проведения конкурса, общее число членов комиссии составляет 6 человек, в том числе половина ее членов назначается Собранием депутатов поселения, другая половина - главой муниципального образования.
Согласно пункту 3.9 Положения заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного общего числа членов конкурсной комиссии.
Решение конкурсной комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов конкурсной комиссии (пункт 6.6 Положения).
Как следует из материалов дела, административный истец Кульдиев А.И. решением Собрания депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан от 2 декабря 2015 г. N 2 был избран на должность главы муниципального образования.
Решением Собрания депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан Собрание депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан от 17 мая 2021 г. N 7, опубликованным от 20 мая 2021 в республиканской общественно-политической газете "Голос степи" N 20, объявлен конкурс по отбору кандидатур на должность главы МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан", назначено время и дата проведения конкурса в 9 часов 00 минут на 21 день после официального опубликования решения, указаны сроки принятия документов, их перечень, а также персональный состав членов конкурсной комиссии (т. 1 л.д. 223).
Заседание конкурсной комиссии в назначенный день не состоялось и переносилось несколько раз на другой срок и последнее заседание было отложено на 3 февраля 2022 г.
Как следует из протокола заседания Собрания депутатов МО СП "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан от 3 февраля 2022 г. в заседании принимали участие 6 из 11 депутатов. Путем голосования за трех из предложенных конкурсной комиссией кандидатов большинством голосов решением N 20 на должность главы сельского поселения избран Акбердиев Э.Р.
Кульдиев А.И, полагая указанное решение Собрания депутатов незаконным, поскольку его, как действующего главу муниципального образования о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы не уведомляли, информация не была опубликована, обратился с настоящим административным иском в суд.
Разрешая спор и удовлетворяя требования Кульдиева А.И, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение пунктов 3.9, 6.6 Положения о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан, решение о представлении трех кандидатов на рассмотрение представительного органа - Акбердиева Э.Р, Биякаева А.А. и Таушева А.С. конкурсной комиссией принято в неправомочном составе, решения об изменении времени итогового заседания конкурсной комиссии Собранием депутатов не принималось, а конкурсная комиссия правомочиями по назначению времени заседания не наделена, на заседании конкурсной комиссии от 3 февраля 2022 г. члены конкурсной комиссии не присутствовали.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции об удовлетворении требований Кульдиева А.И, суд апелляционной инстанции также указал, что в нарушение пункта 3.11 Положения протокол конкурсной комиссии от 3 февраля 2022 г. не был подписан председателем конкурсной комиссии и секретарем конкурсной комиссии.
Между тем судами не учтено следующее.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства (статья 3), принципы, к которым относятся в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении (статья 6). Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно пункту 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ), решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).
Обжалуемые судебные акты приведенным требованиям не соответствуют, поскольку судами по существу обстоятельства дела не исследованы, доводам лиц, участвующих в деле, надлежащая оценка не дана, материалы по проведению конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования сельского поселения "сельсовет Арсланбековский" Ногайского района Республики Дагестан, по формированию конкурсной комиссии, протокол заседания конкурсной комиссии, на котором было принято решение по кандидатам на должность главы муниципального образования, подлежащие обязательному исследованию и оценке при рассмотрении данного спора, материалы административного дела не содержат.
Кроме того, в соответствии с частями 8 и 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 этой статьи, в полном объеме, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения; наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
При этом обязанность доказывания нарушения прав и законных интересов возлагается на административного истца (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что суд также не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет следующие имеющие значение для дела обстоятельства, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.
Однако возложенные процессуальным законом обязанности суды не исполнили, условия для признания незаконным оспариваемого решения применительно к главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе имеющие значение для дела обстоятельства нарушения прав и свобод административного истца Кульдиева А.И, не участвовавшего в конкурсе, не выяснияли и не устанавливали.
Учитывая изложенное, и характер допущенных нарушений, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку всем доводам сторон административного спора, предложить представить сторонам соответствующие доказательства, разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ногайского районного суда Республики Дагестан от 26 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан от 17 января 2023 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 мая 2023 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.