Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черчага С.В, судей Корниенко Г.Ф, Камышовой Т.В, рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Солонинкиной Н.Н. к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 21 июля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 3 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф, выслушав участвующего в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю Селюкову Н.Г, действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Солонинкина Н.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, указав в обоснование исковых требований, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", полагая, что имеет стаж работы лечебной деятельности более 30 лет.
Решением государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края от 01.11.2019г. N 05/163 ей отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности. При этом в льготный стаж не засчитан период работы с 01.11.1999г. по 09.02.2004г. в должности акушерки гинекологического отделения ООО " "данные изъяты"" (4 года 3 месяца 9 дней), поскольку она работала не в учреждении здравоохранения, а в организации, имеющей иную организационно-правовую форму (ООО), а периоды работы с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. в должности медсестры хирургического отделения (13 лет 11 месяцев 15 дней) засчитаны в календарном, а не в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы.
Солонинкина Н.Н. с указанным решением не согласилась, просила признать его незаконным, обязать ответчика включить в стаж ее лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы с 01.11.1999г. по 09.02.2004г. в должности акушерки гинекологического отделения ООО " "данные изъяты""; с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. в должности медсестры хирургического отделения (13 лет 11 месяцев 15 дней в календарном исчислении) в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы, что составит 20 лет 11 месяцев 7 дней; признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, не менее 30 лет осуществлявшей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, обязать ответчика досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с 18 сентября 2019 года.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 21 июля 2022 года исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия 30 - летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю включить Солонинкиной Н.Н. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы: с 01.11.1999г. по 09.02.2004г. в должности акушерки гинекологического отделения ООО " "данные изъяты"" (4 года 3 месяца 9 дней); с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. в должности медсестры хирургического отделения (13 лет 11 месяцев 15 дней в календарном исчислении) в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы, что составит 20 лет 11 месяцев и 7 дней. Суд признал за Солонинкиной Н.Н. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Исковые требования Солонинкиной Н.Н. о возложении обязанности на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Ставропольскому краю досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с 18 сентября 2019 года - оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 3 ноября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь пунктом 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судебные постановления подлежат отмене, а кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При вынесении судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Солонинкина Н.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась 18.09.2019г. в ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости предусмотренной п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N Солонинкиной Н.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья в учреждениях здравоохранения.
Стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по правилам п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" составил 18 лет 08 месяцев 14 дней при необходимом стаже 30 лет, установленном Федеральным законом от 28.12.2013г. N400-ФЗ.
В стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию не зачтен, в числе прочих, период работы истца с 01.11.1999г. по 09.02.2004г. в должности акушерки гинекологического отделения ООО "Городская поликлиника N 9", так как разделом "Наименование учреждений" Списка N781 предусмотрены определенные наименования - учреждения, организация с другой организационной формой образования, отличной от учреждения (например, ООО), Списком N781 не предусмотрены.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" включены календарно периоды работы с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. в должности медсестры хирургического отделения.
Как следует из копии трудовой книжки "данные изъяты", дата заполнения 12 апреля 1994 г. (т.1 л.д.12) Солонинкина Н.Н. 01.11.1999г. принята на работу в Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольская городская поликлиника N9" на должность акушерки гинекологического отделения по контракту на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ (запись N8); 27.03.2001г. Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольская городская поликлиника N9" переименовано в Общество с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника N9" на основании свидетельства о государственной регистрации предприятия, серия N, регистрационный номер N от ДД.ММ.ГГГГ (запись N9); ДД.ММ.ГГГГ уволена в порядке перевода в МУЗ " "данные изъяты"", п.5 ст. 77 ТК РФ на основании приказа N от ДД.ММ.ГГГГ (запись N10).
Согласно справке ООО "Городская поликлиника N9" от 09.03.2022г. N55 Городская поликлиника N9 преобразована в арендное предприятие "Городская поликлиника N9" на основании постановлений главы Администрации Промышленного района N от 06.07.1992г. Арендное предприятие "Городская поликлиника N9" переименована в Общество с Ограниченной ответственностью "Ставропольская городская поликлиника N9" на основании свидетельства о государственной регистрации предприятия серия N от 19.02.1996г. Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольская городская поликлиника N9" переименована в Общество с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника N9" на основании свидетельства о государственной регистрации предприятия серия N регистрационный номер N от 22.06.1998г. (т.1 л.д. 22).
В периоды работы с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. Солонинкина Н.Н. работала в должности медсестры хирургического отделения МУЗ "Городская поликлиника N3".
Поскольку указанные периоды работы в МУЗ "Городская поликлиника N3" включены в специальный стаж Солонинкиной Н.Н. в календарном исчислении, а спорный период работы ООО "Городская поликлиника N 9" не включен в специальный стаж, специальный стаж составил менее требуемых пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" 30 лет, ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по данному основанию.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Солонинкиной Н.Н. о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода ее работы с 01.11.1999г. по 09.02.2004г. в должности акушерки гинекологического отделения ООО "Городская поликлиника N 9", суд первой инстанции сослался на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, пункт 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовых пенсии" и исходил из того, что Городская поликлиника N 9 ранее являлась муниципальным учреждением, неоднократно переименовывалась, но продолжала являться в спорные периоды учреждением здравоохранения, осуществляющим лечебную и профилактическую работу, функциональные обязанности акушерки гинекологического отделения оставались неизменными, поэтому наименование лечебного учреждения на оценку пенсионных прав не влияет и не должно являться основанием для отказа в зачете спорных периодов в специальный стаж работы.
Включая в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы истца с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. в должности медицинской сестры хирургического отделения Городская поликлиника N 3 в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что для досрочного назначения пенсии и применения льготного порядка исчисления стажа имеет значение не наименование должности, а фактически выполняемые работником должностные обязанности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указав, что доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно статье 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2, указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета медицинской деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела по иску Солонинкиной Н.Н. о проверке законности решения пенсионного органа об отказе в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" положения приведенных нормативно-правовых актов, устанавливающих возможность назначения такой пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, не учли, не применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению, и вследствие этого не установили обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: стаж работы Солонинкиной Н.Н. в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, и наличие вследствие этого оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Вывод судебных инстанций о том, что период работы с 01.11.1999г. по 09.02.2004г. в должности акушерки гинекологического отделения ООО "Городская поликлиника N 9" подлежит включению в специальный медицинский стаж Солонинкиной Н.Н, так как изменение наименования лечебного учреждения на оценку пенсионных прав не влияет и не должно являться основанием для отказа в зачете спорных периодов в специальный стаж работы, нельзя признать правомерным, поскольку этот вывод судов не основан на нормах закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение) (пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 1 сентября 2014 г.) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
В пункте 1 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
Согласно пункту 3 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются ГК РФ и законом об обществах с ограниченной ответственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
В абзаце первом пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению, следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
Как следует из материалов дела, в период работы с 01.11.1999г. по 09.02.2004г. Солонинкина Н.Н. работала в должности акушерки гинекологического отделения в Обществе с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника N 9". В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что указанная организация когда-либо являлась учреждением. Вопреки выводам судов в справке ООО "Городская поликлиника N9" от N. ДД.ММ.ГГГГ такие сведения отсутствуют.
Такой вид учреждения как общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее медицинскую деятельность, не поименован в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, при этом данное общество не относится к учреждению здравоохранения, не поименовано в Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 октября 2005 года N 627 и в действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 августа 2013 года N 529н.
Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, Общество с ограниченной ответственностью "Городская поликлиника N9" не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в разделе "Наименование учреждений" списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работающего в спорный период в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемого спорного периода работы в специальный стаж.
В связи с изложенным, у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований о возложении на ответчика обязанности включить Солонинкиной Н.Н. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода работы с 01.11.1999г. по 09.02.2004г. в должности акушерки гинекологического отделения ООО "Городская поликлиника N 9" (4 года 3 месяца 9 дней).
Кроме того, выводы судов о наличии оснований для включения периодов работы истца с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. в должности медицинской сестры хирургического отделения Городская поликлиника N 3 в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы, основаны на неправильном применении норм материального права и неверном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
На основании пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт "б" пункта 5 Правил).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. N 781).
В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781.
В пункте 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. N 781 содержится перечень должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев оперирующие врачи - специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи - заведующие; операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Таким образом, после 01.11.1999г. право на льготное исчисление стажа работы представлено операционным медицинским сестрам, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров и медицинским сестрам анестезистам, медицинским сестрам, в том числе старшим, отделений (групп, палат) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.
Периоды работы Солонинкиной Н.Н. с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. в должности медицинской сестры хирургического отделения Городская поликлиника N 3 не могут быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, т. к. должность медицинской сестры, в которой работала истец, не предусмотрена п. 1 Перечня Списка N 781, а структурное подразделение (отделение хирургического профиля), в котором она работала, предусмотрены п. 1 указанного Перечня только для стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. N 781. Истец же оказывала медицинскую помощь в поликлинике, а не в стационаре, работая в должности медицинской сестры, которая не предусмотрена Списком, и исчисление такой работы в льготном порядке как 1 год работы за 1 год 6 месяцев стажа - не предусмотрено.
Кроме того, согласно статье 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы подтверждаются сведениями персонифицированного учета. Дата регистрации Солонинкиной Н.Н. в системе персонифицированного учета - 07.10.1997г. Согласно выписке из лицевого счета истца, в спорные периоды работа истца указана без кода льготной профессии, непосредственно связанной с хирургическим профилем (т.1, л.д.88).
При таких обстоятельствах оснований для включения периода работы истца с 24.07.2006г. по 26.01.2009г.; с 06.02.2009г. по 17.09.2019г. в должности медсестры хирургического отделения (13 лет 11 месяцев 15 дней в календарном исчислении) в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы, у суда не имелось.
Ввиду изложенного, обжалуемые судебные постановления об удовлетворении исковых требований Солонинкиной Н.Н. подлежат отмене, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
На момент обращения истца 18.09.2019г. в ГУ УПФ РФ по г.Ставрополю Ставропольского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости предусмотренной п.20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" требуемый 30-летний стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения отсутствовал, поэтому основания для признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края от 01 ноября 2019 года N 05/163 об отказе Солонинкиной Н.Н. в досрочном назначении страховой пенсии по старости отсутствуют.
С учетом заявленных истцом требований, правомерность которых не подтверждена материалами дела, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, включая требования о признании незаконным отказа государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края от 01 ноября 2019 года N 05/163 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия 30 - летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, признании за Солонинкиной Н.Н. права на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, не менее 30 лет осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и о возложении на ответчика обязанности досрочно назначить ей страховую пенсию по старости с 18 сентября 2019 года не имеется.
Поскольку материалами дела не подтверждена незаконность принятого органом пенсионного обеспечения решения, не опровергнуты выводы об отсутствии Солонинкиной Н.Н. специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах), решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции подлежат отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 21 июля 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 3 ноября 2022 года отменить, по делу принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Солонинкиной Натальи Николаевны к ГУ - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании права на досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Отменить приостановление исполнения судебных постановлений по данному гражданскому делу.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Камышова Т.В.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.