Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Козлова О.А, Корниенко Г.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Белхароева Батрудина Хажбикаровича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий и заключения служебной проверки, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетии от 20 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетии от 20 декабря 2022 г.
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А,
УСТАНОВИЛА:
17 марта 2022 г. Белхароев Б.Х. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетии о признании незаконным и отмене приказов о наложении дисциплинарных взысканий и заключения служебной проверки.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетии от 20 июня 2022 г. исковое заявление удовлетворено частично: признан незаконным и отменен приказ о наложении дисциплинарного взыскания N450 л/с от 24 декабря 2021 г. в виде выговора в остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетии от 20 декабря 2022 г. указанное решение в части отказа в удовлетворении исковых требований отменено и вынесено в этой части новое решение, которым исковые требования Белхароева Б.Х. удовлетворены:
признан незаконным и отменен приказ МВД по Республике Ингушетия от 14 марта 2022 г. N 237 о наложении на Белхароева Б.Х. дисциплинарного взыскания в виде замечания;
признано незаконным и отменено заключение служебной проверки от 10 февраля 2022 г, утвержденное Министром внутренних дел по Республике Ингушетия 17 февраля 2022 г, проведенное на основании рапорта заместителя начальника полиции Воеводы А.Г. от 12 января 2022 г..
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МВД по Республике Ингушетия поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в части удовлетворения исковых требований, как принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 24 декабря 2021 г. в 8 часов Министром внутренних дел по Республике Ингушетия в режиме видео-конференц-связи проводилось оперативное совещание, в ходе которого принято решение о наложении дисциплинарных взысканий на отдельных руководителей, в том числе и на начальника оперативного отдела МВД по республике Ингушетии полковника полиции Белхароева Б.Х. в связи с неоднократными пререканиями с Министром на совещании.
Пунктом 3 Приказа МВД по Республике Ингушетии "О наложении дисциплинарных взысканий" от 24 декабря 2021 г. N 450 л/с, за совершение дисциплинарного проступка (несоблюдение принципа субординации), выразившегося в нарушении пункта 27 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, пункта "г" статьи 5 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377, на Белхароева Б.Х. наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.
Приказом МВД по Республике Ингушетия N 237 от 14 марта 2022 г. на начальника оперативного отдела МВД по республике Ингушетии полковника полиции Белхароева Б.Х. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания за невыполнение указания заместителя начальника полиции МВД по Республике Ингушетии А.Г. Воеводы от 28 декабря 2021 г. и 11 января 2022 г, о предоставлении до 7 января 2022 г. и до 15 часов 11 января 2022 г. соответственно, подтверждающих материалов по теме доклада на подведении итогов оперативно-служебной деятельности оперативного отдела МВД по Республике Ингушетии за 2021 г.
Основанием для издания данного приказа послужило заключение по результатам проведения служебной проверки от 10 февраля 2022 г, утвержденное министром внутренних дел по РИ 17 февраля 2022 г.
Служебная проверка инициирована министром 12 января 2022 г. на основании рапорта заместителя начальника полиции МВД по РИ полковника полиции Воеводы А.Г.
В своем рапорте Воевода А.Г. сообщил, что 11 января 2022 г. в 10 часов, при проведении совещания по подведению итогов служебной деятельности оперативного отдела МВД по Республике Ингушетия за 2021 год, заместителем начальника полиции МВД по Республике Ингушетии полковником полиции А.Г. Воеводой начальнику оперативного отдела полковнику полиции Белхароеву Б.Х. было поручено предоставить подтверждающие материалы по теме доклада к 15 часам 11 января 2022 г, так как достоверность доложенной информации вызывала сомнения, в связи с несвоевременным предоставлением сведений для проведения совещания (срок и порядок предоставления сведений определен до 07 января 2022 г, исх. от 28 декабря 2021 г. N345.)
Опрошенный в ходе проведения служебной проверки начальник оперативного отдела МВД по Республике Ингушетии Б.Х. Белхароев пояснил, что 11 января 2022 г. в соответствии с распоряжением МВД по Республике Ингушетия от 23 декабря 2021 г. N 367рп, проведено совещание по подведению итогов работы за 2021 год оперативного отдела, дежурной части и роты (комендантской) по охране объектов органов внутренних дел. На данном совещании заместителем начальника полиции А.Г. Воеводой было дано указание о предоставлении в подтверждение доложенной на совещании информации следующих документов: копии докладных записок, предоставляемых сотрудниками МВД по Республике Ингушетии по итогам проверки несения службы на объектах УЗС ГОЗ N 2 за 2021 г, копии рапортов на проведение служебных проверок сотрудников оперативного отдела за 2021 год, докладные записки по итогам проведения проверки несения службы на объектах УЗС ГОЗ N2, на которых осуществлялось совместно с военнослужащими ФСВНГ России по РИ несение службы в 2021 г, информационные материалы по исполнению пункта 4.2 План-графика реализации указания МВД России от 03.11.2020 N 1/1955 дсп "О проведении комплекса мероприятий, направленных на выявление и пресечение коррупционных проявлений должностных лиц системы МВД России в лесопромышленном комплексе на 2021 год". Часть указанных документов в связи с ограниченностью отведенного срока была представлена, проводилась работа по формированию оставшейся.
Вместе с тем, вся отчётная информация и справки о проделанной работе неоднократно предоставлялись А.Г. Воеводе, также в рамках своей служебной деятельности А.Г. Воевода в течение 2021 г. посредством СЭД и СЭП МВД России, осуществлял рассмотрение и визирование данных документов, несмотря на это А.Г. Воевода заранее определилневыполнимый срок представления материалов до 7 января 2022 г. (выходные, праздничные дни) и 2 часа времени по итогам проведенного совещания (до 15 часов 11 января 2022). Все материалы о результатах проделанной работы за 2021 год формируются по завершению отчетного периода, то есть после 31 декабря 2021 г. Также в отчетную информацию включаются сведения, предоставляемые подразделениями МВД по Республике Ингушетии (информационный центр, УОООП, МО МВД России "Малгобекский", "Сунженский") по завершении отчетного периода. Вместе с тем, часть информации, имевшаяся в наличии, предоставлена А.Г. Воеводе до 7 января 2022 г. на руки, по его устному указанию. Докладная записка по результатам работы отдела за 12 месяцев 2021 г, со всей необходимой информацией предоставлена в первый рабочий день 10 января 2022 г, после получения всех необходимых сведений от вышеуказанных подразделений. 11 января 2022 г. состоялось подведение итогов деятельности оперативного отдела МВД по Республике Ингушетия за 2021 год, о чем составлен протокол проведения совещания (от 11.01.2022 г. N050/125). Считает необоснованным ставить срок до 7 января 2022 г. для предоставления указанной выше информации, так как в соответствии с Указом Президента России дни с 1 по 10 января были объявлены праздничными.
Разрешая возникший спор и принимая указанное решение, суд перовой инстанции, руководствуясь положениями статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 5, 19 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377, пункта 27 Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, исходил из того, что обстоятельства некорректного поведения истца (нарушения принципа субординации) не доказаны, поэтому приказ МВД по РИ от 24 декабря 2021 г. N 450 л/с в части наложения на истца дисциплинарного взыскания в виде выговора является незаконным; приказ N 237 от 14 марта 2022 г. является законным и обоснованным, поскольку истец в нарушение не уведомил начальника о невозможности его исполнения указания в установленный срок.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований и принимая новое решение их удовлетворении, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 12, 47, 49, 50, 51, 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. N1377, ст. 112 Трудового Кодекса Российской Федерации, исходил из того, что заместитель начальника полиции МВД по Республике Ингушетии Воевода А.Г, определяя дату выполнения истцом поручения на выходной день, создал условия для его неисполнения в установленный срок, в связи с чем пришел к выводу о недоказанности факта совершения истцом дисциплинарного проступка, и отсутствии у ответчика оснований для его привлечения к дисциплинарной ответственности.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами апелляционной инстанции, представленные письменные доказательства, объяснения сторон оценены судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящему делу, предмета и оснований заявленных требований, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно и спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы судов о незаконности заключения служебной проверки и привлечения истца к дисциплинарной ответственности, направлены на переоценку доказательств, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит, в целом повторяют позицию ответчика по делу, мотивы их отклонения со ссылкой на положения закона изложены в судебных постановлениях, поэтому оснований для их повторного изложения судебная коллегия кассационного суда не находит.
Принятые по делу решение суда первой инстанции в редакции апелляционного определения и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетии от 20 июня 2022 г. (в редакции апелляционного определения) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетии от 20 декабря 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.