Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Черчага С.В, судей Козлова О.А, Корниенко Г.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Байсагурова Сайд-Хасана Тапаевича, Вачагаева С. М, Хамерзаева В. Г, Исмаиловой З. Д, Идрисовой Айны, Баймурадова М. Ш, Мусаева Х. Т, Баташева А. И, Усманова Д. А, Дудаева И. Х, Юсупхаджиевой М. Я, Абумуслимовой М. Н, Садыкова М. С, Абубакарова А. У, Екисова М. М, Дикаевой Т. А, Дахаевой С. А, Эльбиева А. У, Муталиева Д. Х, Кадыровой М. С, Мударовой С. Х, Баргиева М. Х, Джамалханова Р. И, Шахиева Лом-Али Катаевича, Бетирсултановой М. Э, Тураевой З. А. к Министерству финансов Российской Федерации о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и взыскании социальных выплат
по кассационной жалобе представителя истцов - адвоката Шевчука А.Ф. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Черчага С.В, выслушав объяснения адвоката Жукова Е.В. (ордер NС318877 от ДД.ММ.ГГГГ), адвоката Шевчука А.Ф. (ордер NС263019 от ДД.ММ.ГГГГг.) поддержавших кассационную жалобу,
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Байсагуров С.-Х.Т, Вачагаев С.М, Хамерзаев В.Г, Исмаилова З.Д, Идрисова А, Баймурадов М.Ш, Мусаев Х.Т, Баташев А.И, Усманов Д.А, Дудаев И.Х, Юсупхаджиева М.Я, Абумуслимова М. Н, Садыков М.С, Абубакаров А.У, Екисов М.М, Дикаева Т.А, Дахаева С. А, Эльбиев А.У, Муталиев Д.Х, Кадырова М.С, Мударова С.Х, Баргиев М.Х, Джамалханов Р.И, Шахидов Л.-А.К, Бетирсултанова М.Э. и Тураева З.А. обратились в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и взыскании социальной выплаты за утраченное результате стихийного бедствия - землетрясения, произошедшего на территории Чеченской Республики ДД.ММ.ГГГГ, жилье.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Байсагурова С-Х.Т, Вачагаева С.М, Хамерзаева В.Г, Исмаиловой З.Д, Идрисовой А, Баймурадова М.Ш, Мусаева Х.Т, Баташева А.И, Усманова Д.А, Дудаева И.Х, Юсупхаджиевой М.Я, Абумуслимовой М.Н, Садыкова М.С, Абубакарова А.У, Екисова М.М, Дикаевой Т.А, Дахаевой С.А, Эльбиева А.У, Муталиева Д.Х, Кадыровой М.С, Мударовой С.Х, Баргиева М.Х, Джамалханова Р.И, Шахидова Л-А.К, Бетирсултановой М.Э. и Тураевой З.А. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене апелляционного определения, как принятого с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, отклонив ходатайство представителей истцов об отложении судебного заседания ввиду невозможности явки истца Байсагурова С-Х.Т, выслушав объяснения представителей истца, Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло ДД.ММ.ГГГГ постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 835 наименование этого постановления изменено - "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", далее - постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561).
Пунктом 1 названного постановления (в редакции, действовавшей на момент чрезвычайной ситуации - землетрясения, произошедшего на территории Чеченской республики в октябре 2008 г.) признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (абзац первый).
Установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561).
Пунктами 3, 4 и 5 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
Во исполнение указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ N 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 835 наименование этого акта Правительства Российской Федерации изменено - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, далее - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов эмитентом сертификатов выступает Министерство финансов Российской Федерации. Выпуск сертификатов осуществляется в течение 2 месяцев с момента стихийного бедствия (чрезвычайной ситуации) на основании решения Правительства Российской Федерации и данных Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошло стихийное бедствие (чрезвычайная ситуация), о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в октябре 2008 г. на территории Чеченской Республики произошло землетрясение, повлекшее разрушение зданий, в том числе жилых домов, и нарушение жизнедеятельности населения.
Распоряжением Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-Р "О введении чрезвычайной ситуации на территории Чеченской Республики с 14 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ" (далее - распоряжение Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-Р), на территории Чеченской Республики был введён режим чрезвычайной ситуации (далее - Режим ЧС).
Из пункта 5 распоряжения Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-Р усматривается поручение Председателю Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Чеченской Республики на проведение внеочередного заседания комиссии по вопросу организации жизнеобеспечения, оказания неотложной помощи пострадавшему населению и определению ущерба, нанесённого землетрясением на территории Чеченской Республики.
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Чеченской Республики было издано Распоряжение N-р "О ликвидации последствий землетрясения" (далее - Распоряжение Правительства Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N-р), в соответствии с которым, в целях ликвидации последствий землетрясения, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ и оперативного решения вопросов проектные институты привлечены к проведению работ для обследования пострадавших домовладений. Администрациям пострадавших районов поручено в кратчайшие сроки формирование пакетов документов по пострадавшим жилым помещениям, предоставление их в ГУП "Дирекция по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий стихийных бедствий на территории Чеченской Республики".
ДД.ММ.ГГГГ сформированной комиссией с участием специалистов ФГУП "Ростехинвентаризация" по "адрес" проведено визуальное обследование домов, составлены акты с отражением в них процента разрушения, технического состояния домов, оказавшихся в зоне землетрясения, и заключения комиссии по каждому обследованному дому.
Согласно комиссионным актам от ДД.ММ.ГГГГ N по дому Байсагурова С-Х.Т, N по дому Вачагаева С.М, N по дому Хамерзаева В.Г, N по дому Исмаиловой З.Д, N по дому Идрисовой Л, N по дому Баймурадова М.Ш, N по дому Мусаева Х.Т, N по дому Баташева А.И. N по дому Усманова Д.А, N по дому Дудаева И.Х, N по дому Юсупхаджиевой М.Я, N по дому Абумуслимовой М.Н, N по дому Садыкова М.С, N по дому Абубакарова А.У, N по дому Екисова М.М, N по дому Дикаевой Т.А, N по дому Дахаевой С.А, N по дому Эльбиева А.У, N по дому Муталиева Д.Х, N б/н по дому Кадыровой М.С, N по дому Мударовой С.Х, N по дому Баргиева М.Х, N по дому Джамалханова Р.И, N по дому Бетирсултановой М.Э, N по дому Тураевой З.А. и N по дому Шахидова Л-А.К. комиссия по результатам обследования домов пришла к однозначному выводу о том, что жилые дома истцов в результате землетрясения полуразрушены и не пригодны для проживания.
Из актов обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленных комиссией в соответствии с распоряжениями Правительства Чеченской Республики N-Р, N-Р и "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Положение, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N), следует, что дома истцов повреждены именно в результате землетрясения, возникли трещины, в фундаменте и несущих стенах, произошло провисание потолков, смещение стен. Что дома пришли в состояние непригодное для проживания в результате землетрясения, установлено авторитетной комиссией с участием уполномоченных представителей администрации "адрес", ФГУП "Ростехинвентаризация-ФБТИ", ФГУЗ в "адрес", ГУП "Чеченагропромпроект", ОГПН по "адрес" и администрации села "адрес".
Разрешая возникший спор и принимая указанное решение об удовлетворении заявленных исков, суд первой инстанции исходил из того, что истцы и члены их семей проживали в принадлежащих им домовладениях, которые в результате землетрясения в октябре 2008 г. были разрушены, однако в нарушение закона и нормативных актов по вине администрации села Автуры и членов Комиссии не были включены в список лиц на получение жилищных сертификатов, в связи с чем имеют право на получение соответствующих выплат в установленном размере.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении искав, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалы дела не содержат доказательств соблюдения истцами заявительного порядка реализации права на получение государственного жилищного сертификата и уважительности причин его несоблюдения на протяжении длительного времени.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает обоснованным суждения суда апелляционной инстанции о том, что обязательным условием реализации права на получение государственного жилищного сертификата - денежной выплаты для приобретения жилья является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов.
Поскольку из нормативных положений, действовавших на момент чрезвычайной ситуации - землетрясения, произошедшего на территории Чеченской Республики в октябре 2008 года, в их взаимосвязи следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. При этом реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Вместе с тем при разрешении дела судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые выразились в следующем.
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены принципы гражданского законодательства, одним из которых, в частности, является обеспечение восстановления нарушенных прав.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно части 6 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1 статьи 56 ГПК РФ).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2 статьи 56 ГПК РФ).
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) на основании норм материального права, подлежащих применению.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункта 2 и 3 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу пункта 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации требованиям законности и обоснованности должно отвечать и апелляционное определение суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного правильное рассмотрение дела невозможно без определения и установления всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 названного кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 37 и 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств. Суду апелляционной инстанции также следует предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные (новые) доказательства, если в суде первой инстанции не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе по причине неправильного распределения обязанности доказывания (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом апелляционной инстанции данные требования закона и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ при разрешении дела не соблюдены.
Как следует из материалов дела суд первой инстанции посчитал установленным, что в связи с утратой жилья истцы своевременно обратились с заявлениями в администрацию села "адрес" Чеченской Республики о включении их в список лиц, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, для получения государственных жилищных сертификатов.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, в нарушение указанных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, рассматривая дело в отсутствие истцов, поручивших ведение дела в суде своему представителю Шевчуку А.Ф, отклонив заявленное им за час до рассмотрения дела ходатайство об отложении судебного разбирательства и посчитав, что судом первой инстанции не установлены имеющие существенное значение обстоятельства обращения заявителей в компетентные органы исполнительной власти Чеченской Республики с соответствующим заявлением с приложением к нему документов, не отложил судебное разбирательство для вынесения их на обсуждение сторон и не предложил предоставить дополнительные доказательства, ограничившись формальным выводом о недоказанности соблюдения установленного порядка.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 13 декабря 2022 г. нельзя признать законными, оно принято с существенным нарушениями норм процессуального права, что согласно части 3 статьи 397.7 ГПК РФ является основанием для его отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
В связи с окончанием кассационного производства оснований для приостановления исполнения обжалуемых судебных актов не имеется, оно подлежит отмене в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 13 декабря 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 13 декабря 2022 года по данному гражданскому делу.
Председательствующий Черчага С.В.
Судьи Козлов О.А.
Корниенко Г.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.