Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Усмановой Г.Ф, судей Ивановой Л.В, Поддубной О.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГУ "Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" к БАА о взыскании неосновательного обогащения, по кассационной жалобе БАА на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 01 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2022 года, Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Поддубной О.А, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Истец ГУ "Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" обратился в Исилькульский городской суд Омской области с иском к ответчику БАА, в котором просил взыскать с БАА в бюджет Республики Казахстан сумму полученной пенсии по возрасту на общих основаниях при полном стаже в размере 674439 рублей и сумму полученной государственной базовой пенсионной выплаты в размере 373751 рублей, всего в общей сумме 1048190 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что, согласно Централизованной базы данных получателей пенсий и пособий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, БАА являлся получателем в Республике Казахстан с 24.10.2001 года пенсии по возрасту на общих основаниях при полном стаже, с 01.06.2005 года - государственной базовой пенсионной выплаты.
В рамках реализации Соглашения об информационном воздействии между Пенсионным фондом Российской Федерации и некоммерческим акционерным Обществом "Государственная корпорация "Правительство для граждан" 29.12.2021 года поступили сведения с Пенсионного фонда Российской Федерации для сверки персональных данных и уточнения обоснованности получения пенсии в Республике Казахстан.
Согласно предоставленной информации, БАА является получателем страховой пенсии по старости с 28.08.1998 года. Государственной корпорацией направлены соответствующие запросы в ПФ РФ с приложением копий документов для сверки и идентификации получателя пенсии. В ходе проведения сверки выявлен факт двойного получения пенсии (одновременно на территории Российской Федерации и Республики Казахстан).
В связи с выявлением и установлением факта получения пенсионных выплат за идентичный период одновременно на территории Российской Федерации и Республики Казахстан, государственным органом по назначению РГУ "Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты населения РК по СКО" приостановлены пенсионные выплаты в Республике Казахстан с 01.01.2022 года (согласно решениям N от 10.01.2022 года и N от 10.01.2022 года).
В дальнейшем выплаты прекращены, так как установлено, что БАА в Российской Федерации являлся получателем страховой пенсии по старости с 28.08.1998 года по 31.03.2020 года. Пенсия установлена и выплачивалась, как гражданину Российской Федерации при наличии гражданства и регистрации по месту жительства.
Согласно предоставленным сведениям с ОПФР по Омской области, БАА имеет паспорт гражданина Российской Федерации 5202 935997, выдан Исилькульским ГОВД Омской области.
На момент получения гражданства Российской Федерации, БАА являлся гражданином Республики Казахстан, по данным информационных систем "Государственная База данных физических лиц" имел действующее удостоверение личности гражданина Республики Казахстан N 002842375, выданного 22.09.1996 года. Министерством внутренних дел РК, со сроком окончания 29.08.2028 года.
При оформлении пенсионных выплат в Республике Казахстан в уполномоченный орган по назначению БАА подано заявление и предоставлены все необходимые документы, согласно действующему законодательства Казахстана.
При получении гражданства Российской Федерации БАА А.А. не прошёл процедуру выхода из гражданства Республики Казахстан с последующей сдачей документов в уполномоченные органы внутренних дел, и в дальнейшем не прошёл процедуру оформления получения вида на жительство в Республике Казахстан.
Из предоставленного ответа отдела полиции Кызылжарского района МВД РФ "Департамента полиции по Северо-Казахстанской области" выяснилось, что БАА выехал в Российскую Федерацию 05.11.2019 года.
БАА нарушил пенсионное законодательство Республики Казахстан, в части незаконного оформления и получения выплат из средств республиканского бюджета на основании сокрытия факта получения выплат из уполномоченной организации иностранного государства, в данном случае Российской Федерации, путем использования для получения государственных услуг на территории Республики Казахстан, недействительных документов удостоверяющих личность, как гражданина Республики Казахстан, будучи гражданином другого государства, так как документы гражданина Республики Казахстан были недействительны с момента приобретения гражданства другого государства.
Факт получения пенсионных выплат на территории двух государства подтверждается документально. На момент обращения за пенсионными выплатами в Республике Казахстан имело место наличие двойного гражданства, что противоречит действующему законодательству Республики Казахстан, на основании чего получение пенсионных выплат в период с 24.10.2021 года по 31.12.2021 года неправомерно и подлежит возмещению.
Суммы излишне полученных денежных средств составляет 7242992 тенге: пенсия по возрасту на общих основаниях при полном стаже - 4660370 тенге, государственная базовая пенсионная выплата - 2582662 тенге.
Согласно информации с официального Интернет-ресурса "Национальный Банк Республики Казахстан" (www.nationalbank.kz), по курсу тенге к российскому рублю на 13.05.2022 года, сумма ущерба составляет 1048190 рублей, что соответствует 7242992 тенге.
Решением Кировского районного суда Ставропольского края от 01 сентября 2022 года исковые требования Государственного учреждения "Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан" к БАА удовлетворены.
Суд взыскал с БАА в бюджет Республики Казахстан сумму полученной пенсии по возрасту на общих основаниях при полном стаже в размере 674439 рублей, сумму полученной государственной базовой пенсионной выплаты в размере 373751 рубль.
Взыскал с БАА в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 13440, 95 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2022 года решение Кировского районного суда Ставропольского края от 01 сентября 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчика БАА ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями материального и процессуального права.
Указывая на незаконность принятых судебных актов, ответчик ссылается на то, что судом приняты во внимание доводы ответчика о пропуске срока исковой давности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено, что 24.10.2001 года БАА обратился в Государственный центр по выплате пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан с заявлением о назначении пенсии по возрасту.
Решением Департамента МТСЗН РК по Северо-Казахстанской области N 200 от 24.10.2001 года БАА назначена пенсия по возрасту в размере 4000 тенге с 24.10.2001 года пожизненно.
Также решением Департамента труда и СЗН РК по Северо- Казахстанской области N 1306014300 БАА в соответствии с п.2 ст.5 Закона РК от 20.06.1997 г. N 136-1 с 01.06.2005 года была назначена государственная базовая выплата в размере 3000 тенге.
Согласно действующим региональным базам данных, БАА, являлся получателем страховой пенсии по старости с 28.08.1998 года по 31.03.2020 года в Исилькульском районе Омкой области.
С 01.04.2020 выплата пенсии прекращена в связи выявлением факта получения БАА пенсии на территории двух государств.
После прекращения выплаты пенсии, БАА в территориальные органы ПФР на территории Омской области не обращался.
Факт одновременного получения БАА, 29.08.1938 года рождения, пенсии на территории двух государств за период с 15.08.2019 года по 31.03.2020 года, назначенной Российской Федерацией с 29.08.1998 года, назначенной в Республике Казахстан с 24.10.2001 года установлен по результатам сверки, проведенной Пенсионным Фондом Российской Федерации и Филиалом некоммерческого акционерного общества "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по Северо-Казахстанской области"
В связи с выявлением и установлением факта получения пенсионных выплат одновременно за идентичный период на территории Российской Федерации и Республике Казахстан, Решениями Департамента Комитета труда, социальной защите и миграции по Северо-Казахстанской области N от 10.01.2022 года и N от 10.01.2022 года, пенсионные выплаты, а также государственные базовые пенсионные выплаты с 01.01.2022 года БАА приостановлены.
В последующем, в связи с выявленными фактами предоставления заявителем недостоверных сведений, повлекших за собой необоснованное назначение, Решениями Департамента Комитета труда, социальной защите и миграции по "адрес" N от 13.05.2022 года и N от 13.05.2022 года, пенсионные выплаты, а также базовые пенсионные выплаты с 01.01.2022 года БАА, прекращены.
Из сведений заместителя директора Филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по СКО от 05.03.2022 года следует, что БАА является получателем пенсии по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты с 24.10.2001 года на территории Республики Казахстан.
Согласно документам пенсионного дела, при оформлении пенсии БАА представил документ, удостоверяющий личность, - удостоверение личности РК N N от 22.09.1996 года, выданное Министерством внутренних дел.
Получатель пенсии и выплат в Республике Казахстан несет правовую ответственность за достоверность представленных данных.
Согласно п.49 "Правил предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий" N 223 от 14.04.2015, лица, прибывшие на постоянное место жительство в Республику Казахстан представляют заявление на запрос пенсионного дела. Отделением Государственной корпорации осуществляется запрос пенсионного дела по прежнему месту жительства заявителя. Однако при оформлении пенсионных выплат на территории Республики Казахстан БАА данное заявление не представил.
Также при оформлении пенсии по возрасту в Республике Казахстан БАА в заявлении от 24.10.2001 года был уведомлен о необходимости сообщать в отделение уполномоченного органа обо всех изменениях, влекущих изменение или прекращение выплат, а также об изменении места жительства, в том числе выезда за пределы Республики Казахстан, анкетных данных, банковских реквизитах.
Кроме того, в заявлении БАА сообщает, что пенсия ранее по другим основаниям или от другого ведомства не назначалась.
Тем самым ответчиком было нарушено пенсионное законодательство Республики Казахстан в части незаконного оформления и получения выплат из средств республиканского бюджета и сокрытия факта получения выплат из уполномоченной организации иностранного государства (РФ).
Для получения государственных услуг на территории Республики Казахстан использовал недействительные документы, удостоверяющие личность, как гражданин Республики Казахстан, и не прошел процедуру выхода из гражданства Республики Казахстан.
В соответствии с п.п.5 ст.21 Закона Республики Казахстан "О гражданстве" 20 декабря 1991 года 1017-XII, гражданство Республики Казахстан утрачивается, если лицо приобрело гражданство другого государства.
Статьей 7 Соглашения о гарантия прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в г.Москва, 13 марта 1992 года регламентировано, что при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения, выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Из копии паспорта гражданина Российской Федерации серии 52 02 935994, выданного 18.05.2002 года Исилькульским ГОВД Омской области на имя БАА следует, что он зарегистрирован по адресу: "адрес"
Из материалов дела усматривается, что на момент получения гражданства Российской Федерации, БАА являлся гражданином Республики Казахстан, поскольку по данным информационных систем "Государственная база данных физических лиц" имел действующее удостоверение личности гражданина Республики Казахстан N 002842375, выданного 22.09.1996 года Министерством внутренних дел РК, со сроком окончания 29.08.2028 года.
При получении гражданства Российской Федерации БАА А.А. не прошел процедуру выхода из гражданства Республики Казахстан с последующей сдачей документов в уполномоченные органы внутренних дел, и в дальнейшем не прошел процедуру оформления получения вида на жительство в Республике Казахстан.
Из сведений представленных начальником отдела полиции Кызылжарского района МВД Республики Казахстан ДП СКО 04.04.2022 года заместителю директора филиала НАО "Государственная корпорация "Правительство для граждан" по СКО следует, что гр. БАА согласно базе данных 05.11.2019 года выехал в Российскую Федерацию и по настоящее время не вернулся. На основании вышеизложенного рассмотрение вопроса о привлечении БАА к административной ответственности не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что трехлетний срок исковой давности, подлежащий исчислению с даты, когда истец узнал о нарушении своего права, не пропущен. При этом суд исходил из того, что о нарушении своего права истец узнал только в 2021 году.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе и начало течения срока исковой давности, установлены судом первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам ст. ст. 198, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Кассационная жалоба сводится к изложению обстоятельств дела, фактически направлена на переоценку доказательств. Все обстоятельства, указанные в жалобе были предметом оценки и исследования судами первой и апелляционной инстанции, в совокупности с иными доказательствами по делу, и мотивировано отклонены.
Суд оценил все доказательства по делу по правилам статей 67, 157 ГПК РФ на предмет соответствия критериям достаточности и допустимости в качестве доказательства и привел соответствующие аргументы.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка доводам ответчика о пропуске срока исковой давности, которые правомерно отвергнуты им как несостоятельные.
Несогласие с оценкой доказательств, данной судом первой и апелляционной инстанции, и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Нарушений норм материального и (или) процессуального права, в том числе являющихся в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены обжалуемого судебного постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда Ставропольского края от 01 сентября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу БАА - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Усманова
Судьи Л.В. Иванова
О.А. Поддубная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.