Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Линкова О.В., рассмотрев жалобы и дополнения к ним генерального директора общества с ограниченной ответственностью "СКАЙ ЛИФТ" ФИО1 на вступившие в законную силу постановление судьи Привокзального районного суда города Тулы от 1 декабря 2022 года, решение судьи Тульского областного суда от 12 января 2023 года, постановление судьи Привокзального районного суда города Тулы от 12 декабря 2022 года и решение судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СКАЙ ЛИФТ" (далее - ООО "СКАЙ ЛИФТ", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 стать 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Привокзального районного суда города Тулы от 1 декабря 2022 года ООО "СКАЙ ЛИФТ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа, с применением положений статьи 4.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в сумме 3 890 000 рублей без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
Решением судьи Тульского областного суда от 12 января 2023 года постановление судьи Привокзального районного суда города Тулы от 1 декабря 2022 года изменено в части указания даты вынесения постановления, вместо даты вынесения "30 ноября 2022 года" постановлено указать дату "1 декабря 2022 года". В остальной части постановление оставлено без изменения.
Постановлением судьи Привокзального районного суда города Тулы от 12 декабря 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2023 года, разъяснен порядок исполнения наказания в виде административного штрафа, назначенного ООО "СКАЙ ЛИФТ" постановлением судьи Привокзального районного суда города Тулы от 1 декабря 2022 года.
В жалобах и дополнениях к ним, поданных в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "СКАЙ ЛИФТ" ФИО1 выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в отношении ООО "СКАЙ ЛИФТ" по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалоб и дополнений к ним, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что пользование условно выпущенными товарами, передача их во владение или в пользование, продажа условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 16.19 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых соблюдение запретов и ограничений в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов может быть подтверждено после выпуска товаров.
Согласно пункта 3 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях если ограничения на ввоз на таможенную территорию Союза указанных товаров установлены в связи с проверкой безопасности этих товаров, - также запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случаях, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при выпуске товара таможенному органу не могут быть представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, по мотивированному обращению декларанта в письменной или электронной форме таможенные органы в письменной или электронной форме разрешают представление таких документов в срок не позднее сорока пяти календарных дней после выпуска товаров. Выпуск товаров осуществляется при представлении декларантом в письменной или электронной форме обязательства о представлении документов в установленный срок.
Как усматривается из материалов дела, 25 июня 2021 года ООО "СКАЙ ЛИФТ" подало во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни в электронной форме декларацию на товары N, в которой были продекларированы по таможенной процедуре ИМ 40 (выпуск для внутреннего потребления) поступившие в его адрес от компании "данные изъяты" во исполнение внешнеторгового контракта от ДД.ММ.ГГГГ N (N), в контейнере N морским транспортом по инвойсу от 7 июня 2021 года N, консоменту от 13 июня 2021 года N на условиях поставки "данные изъяты", иностранные товары - "лифт пассажирский с электрическим управлением, с машинным помещением, номинальной грузоподъемностью 3 000 кг, количество остановок - 2, количество этажей - 2, количество дверей - 2, высота подъема - 7 200 мм, скорость 0, 5 м/с, для целей транспортировки поставляется в частично разобранном виде", производитель фирма "данные изъяты", Китай, модель OML-K XF1, товарный знак SKY LIFT, в количестве двух штук с серийными номерами N, N, код ТН ВЭД ЕАЭС 8428 10 200 2, вес брутто 19 303 кг, вес нетто 18 463 кг, общая стоимость 40 000 долларов США, таможенная стоимость 3 301 614, 29 рублей.
Ввиду отсутствия документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, должностными лицами Владивостокского таможенного поста на основании гарантийного обязательства директора ООО "СКАЙ ЛИФТ" в порядке подпункта 2 пункта 1 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза было принято решение об условном выпуске товаров по декларации N с установлением срока предоставления сертификата о соответствии требованиям технического регламента Таможенного союза до 8 августа 2021 года.
В связи с непредставлением ООО "СКАЙТ ЛИФТ" в таможенный орган в установленный срок (до 9 августа 2021 года) включительно документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, 9 ноября 2021 года Тульской таможней был проведен таможенный осмотр помещений и территории по адресу: "адрес", в ходе которого было установлено, что лифты пассажирские с серийными номерами N, N находятся по адресу: "адрес", где представителями "данные изъяты"" с оборудованием проводились монтажные работы.
ООО "СКАЙ ЛИФТ" в нарушение пункта 3 статьи 126 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 26 июля 2021 года на основании договора поставки N от 2 февраля 2021 года осуществило передачу "данные изъяты" условно выпущенных товаров, продекларированных по декларации N.
Фактические обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т. 3, л.д. 142-154), копиями декларации на товары N (т. 1, л.д. 34), гарантийного обязательства генерального директора ООО "СКАЙ ЛИФТ" (т. 1, л.д. 35), акта таможенного осмотра помещений и территорий (т. 1, л.д. 46), договора поставки N от 2 февраля 2021 года и платежных поручений (т. 2, л.д. 47-56), счет фактуры от 26 июля 2021 года (т. 2, л.д. 65), акта о приеме оборудования (т. 2, л.д. 107), заключением эксперта (т. 2, л.д. 22-24) и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО "СКАЙ ЛИФТ" верно квалифицированы по части 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт реализации ООО "СКАЙ ЛИФТ" условно выпущенных товаров подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которые получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события правонарушения.
Отсутствие в постановлении судьи районного суда информации о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 настоящего Кодекса, на что заявитель ссылается в жалобе, не является основанием для отмены или изменения указанного судебного акта.
В соответствии с частью 1.1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 данной статьи сведений, должна быть указана информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, а также информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частями 1.3 - 1.3-3 статьи 32.2 названного Кодекса.
Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания, регламентируется нормами главы 31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В случае неясности способа и порядка исполнения постановления по делу об административном правонарушении орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе обратиться в суд, орган или к должностному лицу, вынесшим постановление, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения (часть 3 статьи 31.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Постановление о привлечении ООО "СКАЙ ЛИФТ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Порядок привлечения ООО "СКАЙ ЛИФТ" к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений статьи 4.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба законного представителя ООО "СКАЙ ЛИФТ" на постановление по делу об административном правонарушении и дополнения к ней рассмотрены вышестоящим судом в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке, изложенные доводы получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену постановления судьи Привокзального районного суда города Тулы от 1 декабря 2022 года и решения судьи Тульского областного суда от 12 января 2023 года, не установлено.
Вместе с тем из описательно-мотивировочной части решения судьи Тульского областного суда от 12 января 2023 года подлежат исключению выводы об отсутствии оснований для применения положений части 1.3-3 статьи 32.2 названного Кодекса в отношении ООО "СКАЙ ЛИФТ".
Изменение решения в этой части не влияет на обоснованность выводов о наличии в действиях ООО "СКАЙ ЛИФТ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9 декабря 2022 года в Привокзальный районный суд города Тулы от защитника ООО "СКАЙ ЛИФТ" ФИО4 поступило заявление о разъяснении способа и порядка исполнения наказания в виде штрафа, ссылаясь на отсутствие в постановлении судьи информации о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с частью 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением судьи Привокзального районного суда города Тулы от 12 декабря 2022 года, разъяснено, что положения части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при исполнении наказания в виде штрафа применению не подлежат, штраф подлежит оплате в размере, назначенном ООО "СКАЙ ЛИФТ" постановлением судьи Привокзального районного суда города Тулы от 1 декабря 2022 года, указывая на то, что административное правонарушение в отношении ООО "СКАЙ ЛИФТ", предусмотренное частью 1 статьи 16.20 названного Кодекса, было выявлено должностным лицом таможенного органа в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении, а не в результате проверки, организованной в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
С указанным постановлением судьи районного суда согласился судья Тульского областного суда.
Между тем с такими выводами согласиться нельзя.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса.
Согласно части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при уплате административного штрафа за административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение данного административного правонарушения, либо иным физическим или юридическим лицом не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 13.15, 13.37, 14.31, 14.31.2, частями 5 - 7 статьи 14.32, статьями 14.33, 14.56, 15.21, 15.30, 19.3, частями 1 - 8.1, 9.1 - 39 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 названного Кодекса. В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности. Определение об отклонении указанного ходатайства может быть обжаловано в соответствии с правилами, установленными главой 30 настоящего Кодекса. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
Доводы защитника ООО "СКАЙ ЛИФТ" о наличии в рассматриваемом случае всей совокупности условий для применения положений части 1.3-3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при исполнении наказания в виде административного штрафа надлежащей проверки и оценки судебных инстанций не получили.
Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьей 24.1 указанного Кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Таким образом, постановление судьи Привокзального районного суда города Тулы от 12 декабря 2022 года и решение судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СКАЙ ЛИФТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и обоснованными, подлежат отмене, а дело - направлению в Привокзальный районный суд города Тулы на новое рассмотрение заявления защитника ООО "СКАЙ ЛИФТ" ФИО4 о разъяснении вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление судьи Привокзального районного суда города Тулы от 1 декабря 2022 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "СКАЙ ЛИФТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения.
Решение судьи Тульского областного суда от 12 января 2023 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "СКАЙ ЛИФТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из его описательно-мотивировочной части выводы об отсутствии оснований для применения положений части 1.3-3 статьи 32.2 названного Кодекса в отношении общества с ограниченной ответственностью "СКАЙ ЛИФТ".
В остальной части решение судьи Тульского областного суда от 12 января 2023 года оставить без изменения.
Постановление судьи Привокзального районного суда города Тулы от 12 декабря 2022 года и решение судьи Тульского областного суда от 1 февраля 2023 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "СКАЙ ЛИФТ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Направить данное дело об административном правонарушении в Привокзальный районный суд города Тулы на новое рассмотрение заявления защитника ООО "СКАЙ ЛИФТ" ФИО4 о разъяснении вопросов, связанных с исполнением постановления о назначении административного наказания.
Судья О.В. Линкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.