Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васляева В.С, судей Найденовой О.Н, Софронова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края на решение Ленинского районного суда города Воронежа от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 20 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Б.О.В, Б.Д.О, общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" к администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, департаменту по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности, директору департамента К.А.Н. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Софронова В.А, судебная коллегия по административным делам
установила:
общество с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" (далее - Общество), Б.О.В, Б.Д.О. обратились в суд с названным административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований просили признать незаконными решения департамента по охране окружающей среды, лесопаркового, сельского хозяйства и промышленности администрации "адрес" (далее - Департамент) от 4 мая 2022 года N, принятые по заявлениям о выдаче порубочного билета на земельных участках с кадастровыми номерами N; обязать устранить допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указали, что решение по существу его заявлений не принято, в его принятии отказано по мотиву невозможности определить вид разрешенного использования земельных участков и установить возможность выдачи порубочного билета, при этом вид разрешенного использования Обществом определен.
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 16 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 20 декабря 2022 года, административный иск удовлетворен, оспариваемые решения признаны незаконными; на административных ответчиков возложена обязанность повторно рассмотреть заявления о выдаче порубочных билетов на земельных участках с кадастровыми номерами N
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 5 апреля 2023 года, администрация муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края просит отменить состоявшиеся судебные постановления, вынести новое решение об отказе в удовлетворении административного иска. Повторяя доводы, изложенные в судах нижестоящих инстанций, настаивает на том, что самостоятельно избрав вид разрешенного использования, Общество уходит от внесения платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.
Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений является муниципальной услугой, и включена в Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 2113-р (пункт 197).
Постановлением администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края 26 июля 2021 год N 1477 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Выдача порубочного билета" (далее - Административный регламент).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 12 и 15 апреля 2022 года Общество обратилось в Департамент с заявлениями о выдаче порубочных билетов на выполнение работ по вырубке земельных насаждений на арендованных земельных участках с кадастровыми номерами N.
Из ответов Департамента по вопросу сноса зеленых насаждений, произрастающих на земельных участках с кадастровыми номерами N следует, что согласно представленных протоколов о результатах аукциона в электронной форме не представляется возможным однозначно определить вид разрешенного использования указанных земельных участков и установить возможность выдачи порубочного билета.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами N имеют виды разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства, блокированная жилая застройка, гостиничное обслуживание, магазин, общественное питание, обеспечение занятий спортом в помещениях, площадки для занятий спортом, бытовой обслуживание, заправка транспортных средств".
Согласно приказам директора Общества от 1 апреля 2022 года NN 1/ВРИ, 2/ВРИ, 3/ВРИ из совокупности видов разрешенного использования для названных земельных участков установлен вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
Разрешая спор и отказывая в административном иске, районный суд, исходил из того, что административными ответчиками не представлены доказательства наличия законных оснований для принятия оспариваемых решений.
Соглашаясь с таким выводом, суд апелляционной инстанции отметил, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги "Выдача порубочного билета" закреплены пунктом 2.10.2 Административного регламента, и не предусматривают в качестве такого основания невозможность определения вида разрешенного использования земельного участка. Оспариваемые решения не содержат ссылок на правовые акты, в соответствии с которыми невозможность определения вида разрешенного использования земельного участка сама по себе является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги "Выдача порубочного билета", что исключает возможность проверки законности и обоснованности оспариваемых решений. Подмена понятий в оспариваемых решениях, содержащих указания на рассмотрение "обращения по вопросу сноса зеленых насаждений" не может являться основанием для неприменения административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача порубочного билета".
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о незаконности оспариваемых решений Департамента.
По делу достоверно установлено и в кассационной жалобе не оспаривается, что в предоставлении муниципальной услуги "Выдача порубочного билета" фактически было отказано по основаниям, не предусмотренным Административным регламентом. Указанное является достаточным для признания оспариваемых решений незаконными, не соответствующими предписаниям пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Ссылки в кассационной жалобе на обстоятельства, не являвшиеся основанием для принятия оспариваемых решений, в любом случае не могут учитываться при проверке законности последних (пункт 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").
Вопреки доводам заявителя жалобы, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Воронежа от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 2 мая 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.