Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Булатовой Е.Е, судей Филатовой С.В, Юдиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 20 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Марьяндышевой ФИО8 к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о перерасчете и выплате недополученной пенсии, по кассационной жалобе Марьяндышевой ФИО9 на решение Советского районного суда города Липецка от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 23 января 2023 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, объяснения Марьяндышевой Т.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Марьяндышева Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Липецкой области о перерасчете и выплате недополученной пенсии.
Решением Советского районного суда города Липецка от 25 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 23 января 2023 года, в удовлетворении исковых требований Марьяндышевой Т.В. отказано.
В кассационной жалобе Марьяндышева Т.В. просит решение Советского районного суда города Липецка от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 23 января 2023 года отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований или направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, ненадлежащей оценкой, данной судом, представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенных судебных постановлений не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Марьяндышева Т.В. является получателем страховой пенсии по старости, пенсия назначена досрочно с 15 мая 2015 года в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", оценка пенсионных прав истца осуществлена в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании решения Правобережного районного суда города Липецка от 5 февраля 2019 года на Государственное учреждение-Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке возложена обязанность произвести перерасчет страховой пенсии Марьяндышевой Т.В. с 15 мая 2015 года, включив в страховой стаж период с 26 июня 1993 года по 28 марта 1995 года, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В соответствии с решением Правобережного районного суда города Липецка от 3 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Марьяндышевой Т.В, Марьяндышева В.Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке о перерасчете пенсии было отказано. При рассмотрении данного дела Марьяндышева Т.В. просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения с применением норм закона, учитывающих размер стажа, необходимого для досрочного назначения пенсии, для расчета ее страховой части, применяемых для лиц, имеющих право на досрочное назначение пенсии, указанных в пункте 1 статьи 28 Федерального закона N 173-ФЗ, применив стажевый коэффициент 0, 57 и коэффициент понижения 1, 0; применить коэффициент повышения ИПК в размере 1, 145 и коэффициент повышения фиксированной выплаты в размере 1, 1075 согласно пункту 15 статьи 15 и пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ.
Решением ОПФР по Липецкой области от 9 марта 2022 года Марьяндышевой Т.В. отказано в установлении страховой пенсии. Из содержания решения следует, что заявитель является получателем страховой пенсии по старости с 15 мая 2015 года в соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", назначенной как гражданину, проработавшему в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев с уменьшением возраста. Учитывая, что право на досрочное назначение пенсии реализовано ранее 1 января 2016 года, применить повышающие коэффициенты при установлении ее размера пенсии не представляется возможным.
В соответствии с решением Правобережного районного суда города Липецка от 25 апреля 2022 года суд обязал Государственное учреждение- Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области включить в стаж работы в районах Крайнего Севера периоды работы Марьяндышевой Т.В. с 21 апреля 1993 года по 10 мая 1993 года, с 1 июня 1993 года по 25 июня 1993 года общей продолжительностью 45 дней. Суд признал стаж работы Марьяндышевой Т.В. в районах Крайнего Севера для определения права на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 "Федерального закона о страховых пенсиях" по состоянию на 15 мая 2015 года в размере 14 лет 01 месяц 15 дней. На Государственное учреждение-Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Липецкой области возложена обязанность изменить основание назначения Марьяндышевой Т. В. досрочной страховой пенсии на пункт 2 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях". Суд признал датой возникновения права Марьяндышевой Т. В. на досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 19 июля 2012 года.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд первой инстанции, проанализировав положения пенсионного законодательства, исходил из того, что коэффициенты повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости и повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости определяются исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе, назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, указал на то, что у Марьяндышевой Т.В право на досрочную страховую пенсию по старости возникло до 1 января 2015 года, а именно 19 июля 2012 года, период, истекший с этого момента до вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не подлежит учету при определении величины повышающих коэффициентов, предусмотренных статьями 15 и 16 указанного закона, поскольку на момент назначения пенсии Марьяндышевой Т.В 15 мая 2015 года у нее имелось менее необходимых для повышающего коэффициента месяцев.
Суд первой инстанции исходил из того, что согласно Приложению N 1 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" повышающий коэффициент устанавливается за 12, 24, 34 и т.д. месяца, за количество месяцев менее 12 повышающий коэффициент установлен - 1, то есть на размер пенсии данный коэффициент не повлияет.
В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статей 8, 15, 16, 30, 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемых судебных постановлениях, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Липецка от 25 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 23 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Марьяндышевой ФИО10 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.